Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Педагогический опыт
«Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в духе толерантности: социальная практика»
Актуальность и перспективность опыта.
Главной целью воспитательной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются социализация воспитанников и возвращение их в общество. Важнейшая часть этого процесса - воспитание толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Для реабилитационного учреждения социальной защиты проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В сложившейся жизненной ситуации, в период нахождения в реабилитационном центре, начинает складываться взаимодействие между воспитанниками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным укладом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного действия, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних имеют большие возможности для воспитания толерантности у несовершеннолетних. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и досуговой деятельности.
Важным условием формирования толерантности у детей является комплексный подход. Это позволяет формировать личность воспитанника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.
Педагогические механизмы данного опыта рассматриваются как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование системы. В рамках реабилитационного пространства переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в толерантном сознании, признание многообразия.

Теоретическая база опыта.
Методологической основой данного опыта являются следующие научные положения и теории: о диалектическом характере социальных отношений; о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Гегель, М. Монтень, Ж-Ж Руссо); о гуманистических идеях психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджер); психологическая теория развития личности (Л. С. Выготский, А. В. Петровский); теория деятельностного подхода, теория социализации (Б. 3. Вульфов, Л. С. Выготский, Н. М. Таланчук); концепция социализации личности во временных коллективах (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов); теория социальной установки (A.M. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); теория воспитания толерантности у школьников (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель воспитания толерантности - воспитание у несовершеннолетних потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов реабилитационного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания несовершеннолетних;
2) развитие культуры общения, как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;
3) формирование синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений другого человека;
4) личностно ориентированный подход в социально-реабилитационном процессе, основой которого являются субъект - субъектные отношения в системе «педагог - воспитанник».
Принципы реализации данного опыта:
- принцип доверительного сотрудничества - установление в реабилитационном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности;
- принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в учреждении как основы формирования толерантного пространства;
- принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;
- принцип синерегетизма - развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;
- принцип творчества - реализация вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.
Реализация ведущей педагогической идеи потребовала создание определенной системы формирования толерантности у несовершеннолетних:
1. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция интолерантного поведения у несовершеннолетних.
2. Педагогические мероприятия по воспитанию толерантности у детей в каждом возрастном периоде.
3. Психологическое сопровождение педагогов в процессе формирования толерантного сознания у воспитанников.
4. Построение межведомственных взаимоотношений по формированию толерантности.
5. Психолого-педагогическая помощь семье по решению проблем нетерпимости в межличностных отношениях между родителями, детьми и прародителями, решение проблемы отрицательного родительского примера.
Анализ результативности.
В результате целенаправленной систематической комплексной работы в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» по воспитанию несовершеннолетних в духе толерантности достигнуты положительные результаты.
Дети стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что они уникальны и неповторимы, как каждый человек.
Воспитанники стали более осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них сформировались ценностные установки и ориентиры, коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В группах воспитанников школьного возраста присутствует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания между педагогами и детьми. 96,3% родителей у наших воспитанников, или лиц их заменяющих, отмечают изменения в отношениях с детьми, установления более терпимых и доверительных. По данным диагностических исследований проведенных в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» у 98% воспитанников и 100% педагогов выявлен высокий уровень толерантности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствует формированию толерантности у несовершеннолетних в период пребывания в социально- реабилитационном центре.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В ходе организации воспитательного процесса по формированию у несовершеннолетних толерантности необходимо учитывать специфику учреждения: ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам. А также отсутствие понимания и желания сотрудничать со стороны некоторых родителей, или лиц их заменяющих, по обозначенной проблеме.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике учреждений социальной защиты населения для несовершеннолетних.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Трудный подросток и особенности работы с ним
Опубликовано: 372 дня назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 906
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!