Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница

Белогрудая куница и ее сестрицы. Внеклассное занятие по экологии для младших школьников
Описание: конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста о диких животных семейства куньих и способах их охраны. Занятие основано на произведении В.П. Астафьева «Белогрудка». Может быть интересно учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических учебных заведений.
Тема: Белогрудая куница и ее сестрицы. Хищные млекопитающие Кемеровской области (отряд куньи).

Цель: формирование представлений детей о животных отряда куньих.
Задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к диким животным;
- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, способность строить высказывание;
- актуализировать имеющиеся знания и углубить представления детей о диких животных семейства куньих, их внешнем облике, образе жизни, значении для человека.
Ход занятия:
Организация и начало:
Сегодняшнее занятие мы начнем с чтения рассказа Виктора Петровича Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев – это один из первых писателей, который обратился к теме взаимоотношений природы и человека. Астафьев родился на русском севере, воевал на фронтах Великой отечественной войны, пережил все тяготы послевоенного времени, но не утратил тонкого и трепетного видения окружающего мира, красоты природы, ее красот, неуловимых связей. По мнению Виктора Петровича современный человек перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле, в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его и планету в будущем.
Одно произведений В.П. Астафьева, в котором поднимаются проблемы взаимоотношений человека и природы – это рассказ «Белогрудка».
Посмотрите на обложку книги, в котором напечатано это литературное произведение. Как вы думаете, о ком в рассказе идет речь?

Правильно, Белогрудка – это куница,

маленький лесной хищник, питается она мышами, мелкими птицами, охотиться на белок. У куницы красивый и теплый мех: густой, пушистый, блестящий, приятного шоколадного оттенка. Желтоватое пятно на горле и груди лесной куницы дало ей второе название – желтодушка, белогрудка. Мех куницы издревле ценился очень высоко. На Руси, еще до появления денег, расчеты велись шкурками куниц. « Почем корова?» - « Двадцать куниц прошу». По привычке, вероятно, первые монеты славяне назвали «кунами» - от слова куница. Это название – куна – для своих денег сохранили жители Хорватии. На хорватской монетке, расшифровывая ее название, изображена куница.
Основная часть:
Чтение произведения В.П. Астафьева «Белогрудка»
После прочтения фразы «…Белогрудка комочком сжималась на черёмухе…»
Беседа по вопросам:

- Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?
- В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?
- Что еще делала Белогрудка ?
Дальнейшее чтение. После прочтения фразы «…Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…»
Беседа по вопросам:

- Как ребята отреагируют на совет охотника?
- Как вы думаете, что будет дальше?
После прочтения рассказа беседа по вопросам:

Кого жалко: мальчишек, которые получили нагоняй от родителей, или собаку, которая погибла по вине мальчишек?
А может быть, хозяек, потерявших свою живность, или куницу, которая потеряла детенышей и погибла сама?
Какой вывод можем мы сделать после прочтения этого произведения?
Какой совет дать и детям, и взрослым, отправляющимся на прогулку в лес?
Какое правило поведения в природу нужно помнить и всегда соблюдать?

А я хочу сказать словами Виктора Петровича Астафьева: «Пусть будущие поколения не скажут с болью сожаления: «Жил-был смешной пушной зверёк, но мир его не уберёг…»
Тем более, что среди родственников куниц уже были случаи, когда зверей нещадно уничтожали ради их ценного меха.
Так случилось, например, с соболем.

В давние времена соболиные шкурки у коренного населения Сибири и Дальнего Востока стоили недорого, дешевле шкур выдры, рыси, росомахи и даже собаки. Но потом собольи шкурки стали очень цениться, их даже называли «пушным золотом». Соболей стали истреблять тысячами. И численность соболя стала неуклонно сокращаться, затем поголовье оказалось под угрозой; в Зауралье и Западной Сибири это случилось уже в XVII веке, в Восточной Сибири - в XVIII, в Якутии и на Охотском побережье - в XIX, в Амуро-Уссурийском крае - к началу XX века. Тогда же и начали бороться с истреблением соболя, еще во времена Екатерины II, издавались указы, запрещающие отстрел соболя. Но на соболя продолжали охотиться, и зверьков становилось все меньше и меньше. Некоторые ученые предсказывали скорое исчезновение соболя как вида. Только в 1935 году полностью запретили охоту на соболя, установили строгую охрану, стали разводить в тех местах, где он сохранился, и расселять там, где он был истреблен. В кемеровской области также был создан заказник «Бельсинский», основной задачей деятельности которого является восстановление численности соболя. Благодаря принятым мерам численность соболя начала быстро возрастать, разрозненные очаги обитания - расширяться. Зверек постепенно вновь заселял те леса, где обитал когда-то.
Не меньшая опасность грозила и выдрам.

Не смотря на то, что выдра живет около воды и питается рыбой, это тоже родственница куницы. Проблема ее уничтожения связана не только с отстрелом животных, но и загрязнением окружающей среды: выдры могут жить только в чистой воде.
Какое же правило поведения в природе надо соблюдать, чтобы помогать сохранять численность выдр? (не оставлять мусор в лесу и около водоемов).
Сейчас благодаря не малым усилиям ученых, численность выдр восстанавливается.
Сейчас соболю и выдре уже не угрожает полное исчезновение.
Однако эта угроза висит над другим представителем отряда куньих – европейской норкой.

Когда-то та территории Евразии обитал только вид европейская норка, а территории Северной Америки – американская норка. Но мех Американской норки считается более ценным, поэтому в 1920-х годах прошлого века их просто завезли в Европу, надеясь, что они будут размножаться. Но как оказалось, более крупная, агрессивная и жизнеспособная американская норка не просто размножилась, а постепенно вытесняет европейскую.
А еще в семействе куньих есть и свои рекордсмены. Например, самый маленький хищник нашей планеты – ласка. Летом она рыженькая, а зимой – снежно белая.

Ее часто путают с горностаем. Но они отличаются не только размерами – горностай больше, но и чем-то еще: сравните фотографии зверьков: чего нет у ласки, но есть у горностая?
Правильно, у горностая кончик хвоста черненький.
Горностаи, кстати очень хорошо приручаются, так же как и хорьки,

они тоже родственники куниц.
Есть в семействе куниц и маленькие родственники, такие, как солонгой и колонок,

есть и крупные – такие как барсук, росомаха.


И все представители семейства куньих очень важны для природы, для сохранения ее разнообразия, равновесия в ней.
Заключение: сделаем вывод: что важного сегодня мы узнали. Можно ли брать животных или их детенышей из природы? Что мы должны запомнить?
Презентация на тему: Белогрудая куница и ее сестрицы. Хищные млекопитающие Кемеровской области

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие для 4 класса на тему "Ежик Тёма" Стихотворения о диких животных для дошкольников Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 3 класс. Охрана животных Стихотворение для детей: Снежный барс

Похожие статьи:

Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс

Пословицы и поговорки о животных

Внеклассное занятие в начальной школе. Биоритмы и биофакторы в природе

Беседа в начальной школе о погоде

Участник №26 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Профилактика укуса клеща для детей | Внеклассное занятие по экологии для младших школьников с презентацией
Опубликовано: 166 дней назад (25 июня 2016)
Просмотров: 628
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Елена Викторовна Багрова # 26 июня 2016 в 21:12 +2
здравствуйте!
Очень интересный познавательный материал о кунице и ее сестрицах узнают ребята из Вашей публикации.
Материал наглядный, позволяет детям соотнести прочитанное и увиденное. Это поможет лучше усвоить полученную информацию.
Замечательная презентация, подойдет для дополнительных занятий по экологии и окружающему миру.
не забывайте указывать автора работы.
С удовольствием голосую №1! Творческих успехов!
С уважением!!!
Оксана Викторовна Погодаева # 28 июня 2016 в 06:36 +1
Елена Викторовна, спасибо большое за внимание к моей работе. Учту рекомендации, обязательно буду указывать авторство, спасибо за совет. Надеюсь, что и разработка и презентация будут полезны педагогам.
Татьяна Николаевна Волжанкина # 28 июня 2016 в 12:33 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна. С огромным удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Материал интересный, насыщенный. Презентация яркая. Познавательное внеклассное занятие. Голосую.
Оксана Викторовна Погодаева # 4 июля 2016 в 05:20 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за интерес проявленный к моей работе
Галина Владимировна # 10 июля 2016 в 10:36 +1
Очень интересное грамотно построенное занятие, соединяющее в себе литературу и биологию. Хорошо подобраны иллюстрации. Вам большой плюс за то, что знакомите детей с животными своей страны. Обычно о слоне знают больше, чем о зайце. Увы! Одно небольшое замечание по поводу слов из текста "Желтоватое пятно на горле и груди лесной куницы дало ей второе название – желтодушка, белогрудка." Существует 2 вида куниц: лесная (Горловое пятно от светло-желтого до оранжевого цвета) и каменная (Горловое пятно чисто белое или светло-палевое), а следовательно и Лесная -желтодушка, а каменная - белодушка.
Екатерина Викторовна Коваленко # 11 июля 2016 в 11:35 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна. С удовольствием прочитала Ваш материал. Даже поплакала. С каждым годом всё острее стоит вопрос экологии, охраны окружающей среды. Кто, как не мы и наши дети ответственны за сохранение жизни на Земле? Очень качественный материал. Конечно, мнения коллег очень важны для нас, поэтому всегда ценны как слова восторга, так и справедливые замечания. Однако, ещё раз хочу сказать, что этот материал очень важен для детей. Они, несомненно, правильно отреагировали и поняли, - для того, чтобы не навредить, нужно знать; для того, чтобы сохранить, нужно и знать, и любить. Я отдаю голос Вам.
Оксана Викторовна Погодаева # 13 июля 2016 в 05:38 +1
Галина Владимировна,
Екатерина Викторовна, спасибо за детальное рассмотрение моей работы, это очень приятно, когда коллеги столь внимательны к деталям. Обязательно учту замечание о видовом разнообразии и разнице в народных названиях куниц. Спасибо за слова поддержки.
Наталия Владимировна Пуханова # 23 сентября 2016 в 23:03 +2
Здравствуйте, Оксана Викторовна. С удовольствием познакомилась с внеклассным занятием по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница. Конспект составлен грамотно, логично, одна часть плавно вытекает из другой. Цель и задачи полностью реализованы. Вами использовалось большое количество наглядности. Я думаю, детям было интересно, они узнали много нового. Дальнейших творческих успехов! Примите голос .
Елена Николаевна Залужная # 24 сентября 2016 в 13:59 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна!Я как - будто побывала на уроке зоологии.Интересно было узнать много нового о куницах и её родственниках: соболе, выдре, норке,ласке и горностае и др.Спасибо за разработку, за красочную презентацию. Примите голос!
Ирина Александровна Гусева # 25 сентября 2016 в 13:13 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение на Ваше мероприятие.Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста соответствует требованиям ФГОС. Информация доступна для возраста, интересна и разнообразна. Увлекательное путешествие с куницей позволит ученикам расширить свои знания о дикой природе, затронуть проблемы экологии. Спасибо за конспект. Удачи в работе!
Анастасия Олеговна Исачкова # 2 ноября 2016 в 11:22 0
Оксана Викторовна, какой трудоемкий труд проведен Вами. Презентация лаконичная, красочная, не загромождена лишней информацией. Спасибо за Вашу работу.