Конкурсы для педагогов и детей

КВН как фактор социализации российской молодежи

Из опыта работы учителя начальных классов
КВН как фактор социализации российской молодежи, на примере команды КВН «Паровозик», МОБУ СОШ № 32 г.Якутска

Автор: Богдан Олеся Викторовна, учитель начальных классов
Место работы: МОБУ СОШ № 32, города Якутска
Описание: данная работа может быть полезна педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, учителям, которые являются руководителями школьных команд КВН.
Цель: выявить влияет ли КВН на социализацию современной молодежи.
Задачи:
• рассмотреть теоретико-методологический подход современной социологии как основы социальных характеристик КВН;
• провести анализ становления и развития КВН как явления культуры и духовной жизни;
• исследовать взаимодействие молодежи в рамках КВН;
• определить место и роль КВН в процессе социализации современной российской молодежи.
История, структура и социокультурная специфика феномена КВН
Прообразом КВН была передача «Вечер веселых вопросов», сделанная по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик» в 1957 году. В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причем особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени.
Через 4 года, 8 ноября 1961 года ряд бывших создателей передачи «Вечер веселых вопросов» выпустили новую телепередачу – КВН. Первым ведущим ее был Альберт Аксельрод, а в 1964 году его сменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он постоянный ведущий этой передачи).
Молодежное движение КВН в современном российском обществе

КВН – является массовым явлением, вершиной, которого выступает телеигра, которая, преодолев телевизионные барьеры вошла в жизнь многих, особенно молодежи. Можно утверждать, что КВН, будучи включенным в сферу жизнедеятельности воистину не поддающегося учету количества коллективов, стал определенной социокультурной практикой.
На констатирующем этапе исследования мы разработали и провели опросник «КВН в твоей жизни». Респондентами стали 70 человек – участники школьной лиги КВН «Якутск молодой».
1. КВН для тебя – это..

2. КВН дал тебе…

3. Какой цели вы хотите добиться играя в КВН?

4. Какие качества вы развили играя в КВН?

5. Какие трудности у тебя возникали (в начале КВНовского пути)?

6. Как вы преодолевали эти трудности?

7. Какие изменения вы заметили в своей жизни после того как начали играть в КВН?

Данный опросник помог определить нам отношение участников команд к игре, к процессу подготовки и к изменениям, которые происходят в командах.
Роль интеллектуальной и творческой игры КВН в формировании активной позиции молодёжи
Движение КВН – это образовательно-воспитательная деятельность, направленная на формирование активной жизненной позиции.
КВН – это вечный поиск: информации, актуальных шуток, которые побуждают задуматься и чуточку поменяться. КВН - это соревнование в собственном остроумии.
Объединения усилия государственных и общественных организаций, Движение КВН создает отличные условий для развития молодых команд и лиг КВН.
В сентябре 2015 года в нашей школе зародилась команда КВН «Паровозик».

Чтобы посмотреть на стадии развития коллектива, на то как КВН влияет на членов всей команды, мы использовали методику А.Н. Лутошкина для тестирования коллектива.

«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.
Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени «Алого паруса».
Заключение
В современном российском обществе социокультурное явление КВН является основой для развития массового молодежного движения и одним из факторов социализации современного молодого поколения.
В игровом взаимодействии в рамках КВН молодежь находит возможности реализации непосредственных интересов через развитие двух полюсов: сотрудничества, кооперации и состязательности, конкуренции. Современная ценностная ситуация в КВН содержит элементы двух культурных систем: в ней переплетаются наследие советской культурной системы и стремление к западной культурной традиции. В рамках информационно-коммуникационного взаимодействия команды КВН передают преимущественно молодежной аудитории оформленные в театрализованной, игровой форме актуальные оценочные суждения молодежи о различных аспектах социальной реальности посредством прямого или опосредованного телевизором визуально - вербального зрелища.
На примере нашей команды, мы постарались показать, какие изменения произошли. Проанализировав опросник «КВН в твой жизни» мы смело можем заявить, что КВН положительно влияет на молодежь России.

Хочется быть кратким и остроумным. Для меня КВН - это просто Жизнь. А "жизнь" - это не всегда остроумно, правда, как выясняется, всегда довольно быстро».
Александр Васильевич Масляков

Рекомендуем посмотреть:

Экологический КВН в начальной школе КВН для начальных классов. Правильное питание Конкурс весёлых и находчивых в начальной школе. Сценарий Разработка внеклассного мероприятия на тему: Весна для 6-9 классов

Похожие статьи:

КВН в начальной школе. Мы - друзья природы

КВН по русскому языку для 3 класса

КВН во 2-3 классах по теме «Вода»

Математический КВН 2 класс

КВН в начальной школе

Кукла – оберег Берегиня своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 110 дней назад (19 августа 2016)
Просмотров: 218
+1
Голосов: 1
Светлана Вадимовна Ясенецкая # 26 августа 2016 в 21:47 0
КВН - хорошая игра, где с помощью шуток можно обыграть какую-то серьезную ситуацию или не серьезную, но все же обыграть. Сейчас практиковать, на мой взгляд, такие игры необходимо с учащимися старших классов, чтобы сам конкурс проводился среди школ, например, города. Тогда создавать такие команды очень неплохо. Это сплотит не только самих игроков, но и в целом учеников, которые, естественно, придут болеть за команду! Также это обеспечит досуг учащимся, оторвет их от компьютеров и телефонов, вернув в реальный мир.