Конкурсы для педагогов и детей

Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя

Статья «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям, заинтересованным родителям.
Цель: привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.
Задачи:
- познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
- показать воспитателям и родителям способы расширения активного лексического запаса детей;
- показать приемы развития просодической стороны речи.
Всем давно известна пословица «Один в поле не воин». Эти слова, как нельзя лучше подходят к работе логопеда. Потому что без помощи родителей, воспитателей его работа сводится сводится к нулю.
Большим подспорьем для логопеда станут логопедические пятиминутки, который воспитатель будет проводить в течение дня. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития.
Предлагаю несколько примеров таких игр.
Игра «Запретное слово».
Правила игры: взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок может отвечать на вопросы как угодно, но одно слово выбирается запретным. Как правило, это либо слово «ДА», либо слово «НЕТ». Задавать вопросы необходимо в достаточно быстром темпе, для того, чтобы ребенок лучше сконцентрировался.
Еще один вариант игры на развитие слухового внимания – игра «Большой – маленький». Взрослый называет разные предметы. Если предмет маленького размера, ребенок должен сблизить ладони. Если объект большой – он должен развести руки в стороны. Во время выполнения этой игры одновременно работают слуховой и двигательный анализатор.
Игра «Самая длинная цепочка».
Хорошим методическим приемом для проведения этой игры будет введение элемента соревнования. Ну а непосредственно сама победа поощряется символическим призом.
Дети садятся в круг. Начинает игру взрослый, назвав любой предмет. Следующий игрок повторяет это слово и добавляет свое. И так действует каждый последующий игрок. В результате должна появиться длинная цепочка из слов. Выигрывает тот игрок, который безошибочно повторит цепочку.
В настоящее время в логопедической работе все чаще встречаются дети, у которых нарушена иннервация речевого аппарата, проще говоря, нарушены те пути, по которым нервные импульсы проходят от коры головного мозга к органам артикуляции. Таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Это дети, у которых «каша во рту». Так вот у таких детей нарушено не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи – интонация, высота и сила голоса, тембр. Таким детям очень полезны игры на развитие просодики. Очень полезна была бы помощь воспитателей в разучивание скороговорок, которые дети могут рассказывать с разной интонацией – вопросительной, восклицательной, с разной силой голоса – громко и шёпотом. Также их можно рассказывать с разным настроением – грустно, весело, гневно, испуганно, подкрепляя рассказ мимикой.
Одним из главных моментов в работе логопеда является работа по развитию у детей фонематического слуха, без которого невозможно полностью откорректировать у ребенка звукопроизношение. Для развития фонематического слуха предлагаю воспитателям поиграть с детьми в игру «Испорченный телефон». Группу детей можно разделить на две команды. Участники команд стоят друг за другом. Последним игрокам каждой команды показывают по одной картинке с изображением предмета. Эти игроки по цепочке шепотом называют это слово соседнему игроку. Выиграет та команда, последний игрок которой правильно назовет слово. Проверить это можно, показав предложенную картинку. Полезно предлагать слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Например, коза – коса, мышка – мишка. Смех на финише гарантирован.
Второй вариант этой игры хорошо всем нам знаком с детства. Дети садятся или становятся в круг. Взрослый произносит слово. Следующий игрок должен назвать слово, которое заканчивается на последний звук предыдущего слова (нос – сок – коса и т.д.). В этой игре допустимо, если ребенок на звук [А] назовет слово «огурец». Ошибки в этом нет, т.к. ребенок не знает еще правил правописания словарных слов. Даже в школе, проводя фонетический разбор этого слова, первым звуком будет именно [А].
Полезной будет игры, в которой необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше.
Еще одна игра «Поймай слово с заданным звуком» также помогает формировать и ребенка фонематический слух. Взрослый называет слова, например со звуком [Р], чередуя их словами без этого звука. Дети, услышав в слове заданный звук, должны хлопнуть в ладоши. Примерный ряд слов : рука, парус, нога, миска, парашют, ракета, повар, окно и т.д.

Во время изучения лексических тем большинство воспитателей опускают очень важный момент - изучение грамматических категорий. Можно отработать уменьшительно-ласкательные формы существительных, множественное число существительных, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных.
Воспитателям полезно расширять активный словарный запас детей не только посредством существительных, но и прилагательными и глаголами.
Предлагаю следующий вариант игры. Дети садятся в круг. Взрослый называет предмет, а дети по порядку называют признаки (действия) этого предмета. Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов, ни разу при этом не повторившись.
В заключении хочется сказать, если каждый воспитатель будет проводить хотя бы одну из этих игр ежедневно, этим он окажет неоценимую услугу логопеду, а самое главное – это принесет большую пользу детям.
Предложенные выше игры могут использовать и родители со своими детьми и их друзьями во время прогулки или как развлечение на детском празднике.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Логопедическое лото
Опубликовано: 408 дней назад (25 октября 2015)
Просмотров: 1153
Рубрика: статья
+10
Голосов: 12
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 25 октября 2015 в 17:37 0
Снежана Анатольевна, от всей души вас поздравляю!
Материал полезен для работы с детьми, отличная подборка игр, которые позволяют расширить лексический запас ребятишек. С большим интересом прочитала статью и с удовольствием голосую!
С уважением, Т.Н.
Снежана Анатольевна Колесникова # 25 октября 2015 в 17:42 +1
Татьяна Николаевна, большое спасибо!
Алёна Александровна Петухова # 25 октября 2015 в 18:47 +1
Доброго времени суток!Ваша разработка заинтересовала меня, так как взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя очень важна для успешной коррекции речи детей. Вы подобрали доступные и интересные игры. Обязательно буду использовать ваши наработки на практике. Желаю вам творческих успехов! Мой голос вам!
Снежана Анатольевна Колесникова # 25 октября 2015 в 18:51 0
Спасибо за комментарий, коллега.
Наиля Салиховна Донгузова # 25 октября 2015 в 18:48 +2
Снежанна Анатольевна, здравствуйте! На одном дыхании прочла Вашу статью, и она мне не только очень понравилась, но и оказалась полезной, т.к. у моих внуков имеются логопедические проблемы. Теперь буду играть с ними и исправлять их ( проблемы). Спасибо!
Снежана Анатольевна Колесникова # 25 октября 2015 в 18:50 0
Спасибо за комментарий. Желаю Вам удачи!
Ольга Васильевна Яковлева # 25 октября 2015 в 23:15 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна. Прекрасная подборка словесных игр. Они, несомненно, пригодятся в работе. Спасибо! Творческих успехов! голос
Светлана Александровна Фрыкова # 26 октября 2015 в 19:30 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Прочитала ваши пятиминутки. Вы задели очень важную тему-взаимосвязь логопеда и воспитателя! Действительно, это очень актуальная проблема, потому что дети идут все сложнее, а у воспитателей зачастую не хватает времени закреплять наш материал. Но они должны стараться это делать, чтобы наша работа была эффективной! Обязательно возьму на заметку Ваши наработки! Голосую!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 27 октября 2015 в 13:17 +1
Снежанна Анатольевна, добрый день. Очень понравились Ваши пятиминутки, взяла на заметку. В нашей работе ничего лишнего не бывает. Спасибо. Заходите в мой блог, Ваша оценка и голос меня поддержат. СПАСИБО)))
Ольга Анатольевна Харитонова # 27 октября 2015 в 13:51 +1
Очень актуальная тема. Спасибо. Мои воспитатели тоже проводят логопедические пятиминутки во время режимных моментов,так же пальчиковую,зрительную и дыхательную гимнастику. Ведь в коррекционных группах с ОНР детям они необходимы. Цель:

• укрепление сосудов;
• расслабление мышц глаз.

Упражнение «Веселые глазки».

(выполняем сидя на стуле, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз). «Проведём, друзья, сейчас Упражнения для глаз. Вправо – влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх, а сверху вниз, Ты, хрусталик не сердись. Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Мышцы чтоб сильнее стали, Смотрим по диагонали. Мы не будем циркуль брать. Будем взглядом круг писать За окном ты посмотри, Что ты видишь, там, в дали? А теперь на кончик носа, Повтори так восемь раз. Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят».
рекомендую. Голос за ВАС!
Снежана Анатольевна Колесникова # 27 октября 2015 в 18:47 +1
Ольга Анатольевна, спасибо за интересую гимнастику. Обязательно использую на групповых занятиях.
Вера Александровна Орехова # 29 октября 2015 в 20:44 +1
Снежана Анатольевна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенным материалом.
Интересная подборка игр, которая обязательно пригодится в работе с детьми.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи и успехов!!!