Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок по экологии, 5-6 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и в конечном счете здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей.
Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в переводе «дендрос» означает дерево, а «логос» - учение. Ученых, работающих в этой области, называют дендрологами.
Деревья – и экзотические, и растущие в нашей полосе – хорошо умеют хранить свои тайны, хотя и растут у всех на виду. До сих пор дендрологи делают удивительные открытия. Давайте вместе приобщимся, и мы к этим открытиям, и некоторые деревья, привычные для какой-то страны, покажутся нам необычными. Даже наши родные и, казалось бы, хорошо знакомые деревья могут поразить своей уникальностью и многообразием форм.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о том, о экзотических деревьях, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе
Библиотечный урок «Все приходящее, а природа вечна…»

Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас… Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. Тургенев

Бамбук

Этот злак высокий самый –
Он на дерево похож.
Но растёт лишь в тёплых странах,
Для строительства хорош.
Ну-ка, угадай, мой друг, –
Всех быстрей растёт …
(бамбук)


Многие считают бамбук деревом, но это не так. Бамбук, несмотря на то, что он и высок, и образует непроходимые лесные чащи, нельзя назвать деревом. Это травянистое растение с одревесневающим стеблем принадлежит к семейству злаковых. Хотя, согласно исследованиям французских ученых, строение бамбуковой древесины сходно с древесиной дуба, а прочность в 2,5 раза выше. Вот тебе и трава.
Подсемейство бамбуковые насчитывает более 1000 видов. Эти тропические и субтропические растения в естественных условиях произрастают в Азии, Центральной и Южной Америке, Африке, Австралии. Некоторые одревесневшие виды бамбуков хорошо себя чувствуют и в более холодных областях, например в Центральной Европе, на территории нашей страны: на Кавказе, в Краснодарском крае, Крыму, на Курильских островах и Сахалине.
Бамбук – чемпион мира по скорости роста – 40 см в сутки, или почти 1,7 см в час. Рост бамбука можно не только увидеть, но и услышать. Жители Юго-Восточной Азии рассказывают, что когда побеги «прорываются» из земли, это сопровождается глухим шумом и треском на плантациях. За месяц бамбук может превратиться из молодого растения в полноценный взрослый экземпляр ростом от 18 до 22 м.
Где находимся родина бамбука, ученые пока не установили. По этому поводу у ботаников есть такая гипотеза: все бамбуки произошли от одного материнского ростка, который, делясь, распространился по всему миру.
Но самое загадочное явление в жизни бамбука - это его цветение. Цветет бамбук один раз в 25-30 лет, а некоторые виды – раз в 100 лет. Бамбук расцветает «сообща» -- сразу всей рощей, даже самой большой. Бамбуки одного вида могут цвести одновременно, пусть они и растут в разных часовых поясах, за тысячи километров друг от друга: на Ямайке и в Англии, на Сахалине и в Китае. Ученые называют этот феномен сообщённым цветением и считают, что оно увеличивает выживаемость бамбука.


Тайна записной книжки
Местные жители считают цветение бамбука плохим знаком – это якобы предвестник голода и болезней. В Индии цветение рощ называют «бамбуковая смерть». Дело в том, что цветы и фрукты бамбука привлекают целые полчища крыс – от обилия фруктов их популяция размножается с необычайной скоростью. Обглодав бамбуковые рощи, крысы перебегают на соседние хлебные поля. Хорошо, бамбук цветет очень редко….

Эвкалипт

Кто раздел до наготы
Ствол его как липку?-
От бесстыдной срамоты
Не сдержать улыбку.
Может с кем то был конфликт-
Пострадал наверное?
Это братцы эвкалипт,
Дерево лечебное.
Очень быстро он растёт
Гость наш из Австралии
Вот кора и отстаёт
От красивой талии.


В конце 18 века европейские научные экспедиции не раз путешествовали по Австрии. Там-то европейцы впервые и познакомились с вечнозеленым деревом, которому дали название эвкалипт. «Эвкалиптус» - слово греческое, означает оно «хорошо», «благо». Именно в Австралии ботаники установили: на континенте произрастает примерно 600 видов эвкалиптов.

Высокие, кудрявые
С оборванной корой.
Стоят они зелёные
И летом, и зимой.


Встречаются среди них самые разные формы – и низкорослые, и обычные.
Однако ботаники открыли еще один вид – эвкалипт радужный. Он был обнаружен на филиппинском острове Минданао. Это единственный вид эвкалипта, который произрастает в Северном полушарии в диком виде. С середины 20 века его успешно начали выращивать многие страны, и сегодня его запросто можно встретить в лесах, парках и ботанических садах Бразилии, Конго, Коста-Рика, Фиджи, Шри-Ланки, Китая и др.
Так что же это за дерево? Он такой же высокий, как и его собратья, - может вырастать до 75 м, а в обхвате достигать 2,5 м и более. Но с виду и не скажешь, что это эвкалипт.
Представьте: перед вами огромное дерево, но ствол его не с обычной коричневой корой, а раскрашенный всеми цветами радуги: желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Эвкалипт радужный


Это какой же художник так постарался?
Но человек ни при чем – здесь постаралась природа. Разнообразие цветов объясняется тем, что кора радужного эвкалипта отслаивается слой за слоем. Например, светло-зеленая кора – свежая, поменялась только что. Когда она загрубеет, то станет голубого цвета. Дальше – синего, красного, фиолетового, оранжевого, темно-бордового. На старых и совсем молодых деревцах рисунок не очень заметен. А вот взрослое дерево предстает, как говорится, во всей красе. Стволы никогда не «раскрашены» одинаково: дерево теряет кусочки коры в разное время, и поэтому каждое индивидуально.
Эвкалипт радужный считается одним из самых красивых деревьев на планете. К сожалению, эти деревья не охраняются ни в одном государстве. Считается, что из древесины радужного эвкалипта получается самая качественная белая бумага, и его нещадно вырубают. Обидно, если вскоре это радужное дерево пропадет с лица Земли…

Драцена


Вот жаркая Африка, тропики, зной…
И в этой жаре, беспощадной и злой,
растёт великан из семейства лилейных —
драконово дерево с красной смолой.


Одно название «драконово дерево» наводит ужас на местных жителей. Научное название рода – драцена. Большинство видов растет на островах Юго-Восточной Азии, а также в тропических и субтропиках Африки.
Почему дерево так называется и что в нем такого страшного? Как повествует старая индейская легенда, на острове Сокотра поселился дракон, который нападал на слонов и выпивал их кровь. Однажды один сильный слон раздавил дракона: их кровь смешалась и пролилась на землю. На этом месте выросло дерево драцена – в переводе это название означает «самка дракона».
На толстых ветках «драконова дерева» очень острые листья, которые растут пучками. Дерево высокое – до 20 м и толстое, до 4 м в обхвате, попадаются «толстяки» до 15 м. драцены растут медленно, но определить их возраст дендрологам трудно – сделать это можно только с помощью сложных дорогостоящих исследований. А все потому, что у «драконова дерева» нет годичных колец. Хоть и считается, что эти деревья могут дожить до 9 тысяч лет, но научных подтверждений этому факту нет.
«Кровь дракона» - это смола драцены. Если надрезать кору, то мгновенно выступит красная смолянистая жидкость, похожая на кровь. Аборигены Канарских островов считали это дерево священным, а его смолой лечили раны, в стародавние времена ее применяли для бальзамирования. «Кровь дракона» и сегодня используется при изготовлении помад, в составе зубной пасты и различных освежителей дыхания, а также при проведении различных магических ритуалов.

Тайна записной книжки
В Северной Африке растет «дьявольское дерево». Местные жители назвали его так, по-видимому, несправедливо – на их месте нужно радоваться такому чуду. В коре этого дерева содержится большой процент фосфора, и поэтому оно излучает интенсивный свет. Ночью под этим деревом так светло, что можно даже читать.

Ива карликовая

Карликовая ива - самое маленькое из древесных растений на земле. Еще ее называют травянистой. Одно название у нее вполне «деревянное», а другое – «травянистое». Можно ли карликовую иву назвать полноценным деревом? Судите сами.
Карликовая ива обитает, а Гренландии, а Шпицбергене, в Якутии, и Скандинавии, на Чукотке, и в Камчатском крае. При таком суровом климате это растение, наверное, попросту не могло стать высоким деревом. Ботаники знают такую природную закономерность: чем севернее живет растение, тем меньше его размеры. Карликовая ива только подтверждает этот закон. Она не выше 6 см, листочки величиной 1-2 см. ее и увидеть-то можно не сразу: если из мха торчат два листочка - это и есть карликовая ива.

Деревце интересно цветет: сережки, в каждой из которых до 17 маленьких цветочков, стелются по земле. Мужское дерево привлекает сережками желтого цвета, женское деревце – красными.
Корни карликовой ивы располагаются на самой поверхности и под снегом – так теплее. А тонкие стелющиеся стволы вплотную прижимаются к почве и густо покрыты маленькими веточками.
У травянистой ивы много сестер, таких же малорослых: полярная и арктическая и енисейская. Благодаря низкому росту этим деревцам не страшны сильные холодные ветра.

Тайна записной книжки
Древнее японское искусство выращивания крохотных деревьев в домашних условиях называется бонсай. Это искусство впервые привезли в Японию китайские монахи, и со временем оно распространилось по всему миру. Художник Куа Ти Тьонг из Малайзии вырастил бонсай ростом 12 мм. Два года ушло на это уникальное деревце, которое выращено на основе водяного жасмина. Сейчас ботаник-любитель хочет вырастить деревце-бонсай в форме улитки, собаки и других животных.

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять – надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях – разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М.М. Пришвин


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Библиотечный урок для 5 класса. Музей – заповедник Есенина Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…»
Библиотечный урок на тему: Космос, 8-9 класс | Библиотечный урок в 6 классе. Тема: «Павел Третьяков. Дело всей жизни»
Опубликовано: 2008 дней назад (7 ноября 2018)
Просмотров: 1827
+42
Голосов: 42
Валентина Петровна Чурепкина # 8 ноября 2018 в 11:03 +3
Интересный познавательный библиотечный урок «Все приходящее, а природа вечна…» для Формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Имеет большое воспитательное значение: прививает интерес к книгам и журналам; знакомит учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью. Примите мой голос +2. Желаю УДАЧИ! С уважением, В.П.
Ирина Николаевна Кириллова # 8 ноября 2018 в 13:27 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за увлекательное путешествие в мир природы! Ваш урок способствует формированию общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе, знакомит с разнообразием растительного мира. Информация полезная и интересная. Примите голос! Удачи!
Вера Анатольевна Варенцова # 8 ноября 2018 в 22:51 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Очень увлекательный, интересный урок! Изумительные фотографии и приём "тайны записной книжки" добавляют Вашей публикации положительных бонусов. Великолепный материал! Спасибо за полезные познания! С удовольствием голосую!
Софья Владимировна Юхнина # 9 ноября 2018 в 16:25 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! С большим интересом посетила Ваш библиотечный урок «Все приходящее, а природа вечна…» Совершенно согласна с названием разработки. Содержание насыщено полезной информацией, интересными фактами. Оформлена публикация в соответствии с правилами сайта, красочно проиллюстрирована. Мой голос +6, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Вера Юрьевна Кадушина # 9 ноября 2018 в 19:19 +2
Инна Владиславовна, добрый вечер! Спасибо за приглашение к сотрудничеству.
Библиотечный урок «Все приходящее, а природа вечна…» чудесный! Еще раз убедилась в том, что Ваши профессионально представленные библиотечные мероприятия для широкого круга читателей. Урок великолепный: стихи-загадки интригуют, четкие фото крупного масштаба – завораживают, а полученная информация не перестает удивлять!
Оксана Петровна Харина # 10 ноября 2018 в 13:18 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Мне интересно и познавательно было побывать на Вашем уроке. Цель которого: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе. Это здорово! Я думаю, что многие педагоги смогут применить Ваш творческий материал в своей работе. Спасибо! Примите голос!
Лариса Владимировна Валитова # 10 ноября 2018 в 16:34 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна. Как всегда, было очень интересно читать Ваши истории. Прекрасный язык изложения материала. Интересные факты. Что еще нужно? Желаю дальнейших творческих успехов. Спасибо. Голос.
Татьяна Александровна Мальцева # 11 ноября 2018 в 15:18 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Ваши библиотечные уроки -просто изумительные, как всегда. Думаю, у Вас в библиотеке всегда много читателей, так как Вы их умеете заинтересовать. Вами подобраны очень красивые фото, интересные факты из жизни растений, деревьев, кустарников. С удовольствием голосую!
Мира Симеунович # 18 ноября 2018 в 00:53 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Какой интересный урок! Вы правы в том, что "природа вечна", и, хотя мы "хозяева", нельзя забывать о том, что без неё невозможна наша жизнь. Вы учите детей ценить природу, замечать её богатства, её чудеса, её творения. Она и художник, и волшебник. Я уверена, что этот урок привлёк внимание учащихся богатством информации, но и иллюстративным материалом. С удовольствием голосую!
Наталья Асмолова # 15 февраля 2019 в 21:17 0
Мне кажется, что правильно не "прИходящее", а "прЕходящее", если речь идёт о вечности.