Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская работа (проект), 3 класс с презентацией

Исследовательская работа (проект): «Волшебный мир кристаллов», 3 класс

Автор:Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию одно из направлений работы с одарёнными детьми - исследовательскую работу (проект), выполненную учащимися 3 класса. Проект ориентирован на формирование у детей навыков исследовательской деятельности и развитие творческих способностей. Материал предназначен для учителей, родителей и детей гимназий, лицеев, средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.
Цель: знакомство с исследовательской работой (проектом).
Задачи:
- представить свой опыт по проектной деятельности;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию исследовательской работы и проекта.

Разноцветные камни … Они манят всех нас и притягивают к себе, мы чувствуем в них какую – то загадочность и не можем оторвать от них глаз.
Если задуматься, то кристаллы встречаются нам повсюду: на улице; в пище; в быту. Соль, снег, лёд, глина, песок и сотни других веществ - всё это кристаллы.
2014 год был объявлен Международным годом кристаллографии – науки, изучающей кристаллы. И мы с классом отправились на экскурсию в центр «Радуга». Посетив выставку минералов, мы не могли не восхититься изяществом и красотой форм, которые принимают кристаллы.

Нам захотелось больше узнать о кристаллах. Как они формируются, растут, какова их структура, внешний вид, свойства. Что делает кристаллы такими не похожими друг на друга.
Предлагаем совершить увлекательное путешествие в волшебный мир кристаллов!
Проблемные вопросы:
Что такое кристаллы?
Какие бывают кристаллы?
Какая форма у кристаллов?
Откуда берутся кристаллы?
Возможно ли вырастить кристаллы в домашних условиях?
Цель нашего исследования: изучение строения, разнообразия и значения кристаллов.
Мы сделали несколько предположений и хотим понять, насколько они верны.
Предположение первое: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от его внутреннего строения.
Предположение второе: Предположим, что можно вырастить кристалл в домашних условиях.
Задачи:
1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия кристаллов.
2. Систематизировать информацию о кристаллах, полученную из библиотек, музеев, ювелирной мастерской и других источников.
3. Сделать подборку литературы о кристаллах.
4. Собрать фотоколлекцию и коллекцию кристаллов.
5. Выпустить буклет.
Объект: кристаллы.
Предмет нашего исследования: особенности разнообразия кристаллов.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
- Наблюдение
- Исследование
- Опыт
- Беседа
- Работа с литературными источниками и интернет - ресурсами.
Далее мы наметили план исследования:
1. Найти и изучить возможные источники информации.
2. Провести анкетирование одноклассников и знакомых.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Сделать выводы.
Описание проведения исследования
Проект было решено реализовывать в 3 этапа.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта, выдвижение предположений.
- определение названия проекта; обсуждение плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов.
- выбор способов работы (используемые методы исследования).
2.Поисково-исследовательский (реализация плана)
- работа по сбору информации
- работа с ресурсами интернета
- беседы со взрослыми, библиотекарями, сотрудниками ювелирной мастерской.
- работа в библиотеке с литературой (помощь и консультирование библиотекаря)
- проведение анкеты-опроса среди знакомых: «Что Вы знаете о кристаллах?»
- сбор и систематизация материалов
- оформление материалов исследования
- изготовление макетов кристаллов
- проведение опыта по выращиванию кристаллов в домашних условиях
- работа по сбору фотографий и рисунков для коллекции
- работа по сбору коллекции кристаллов
- работа по подборке литературных произведений о кристаллах
- создание буклета
3.Завершающий
- «предзащита проекта»
- доработка проекта с учётом замечаний и предложений
- выводы
Подготовительный этап работы над проектом.
1. Сроки реализации проекта:
2. Начало: 23.11. 2014 г.
3. Конец: 23.12. 2014 г.
Погружение в проект
Тема, выбранная нами, актуальна, в связи с тем, что 2014 год был объявлен организацией ЮНЕСКО Международным годом кристаллографии.
Мы определили цели и сформировали задачи нашего проекта, выдвинули предположения.
Затем определились с самим названием проекта, наметили план работы. Наметили возможные источники информации. Предположили ожидаемые результаты. Выбрали методы и способы дальнейшей работы.
Поисково-исследовательский этап работы над проектом.
Реализация плана
Предварительную информацию по интересующей нас теме мы получили из разговоров со взрослыми, учителями, родителями, сверстниками и учащимися нашей школы.
Кроме того, мы посетили библиотеки, ювелирную мастерскую, а также воспользовались интернет - ресурсами.
Затем мы провели опрос среди знакомых: «Что Вы знаете о кристаллах?».
Мы решили узнать, какими сведениями о кристаллах обладают учащиеся и работники МБОУ СОШ №9. Для этого мы провели социологическое исследование. Попросили желающих ответить на следующие вопросы:
1. Что такое кристалл?
2. Какие кристаллы Вы знаете?
3. Вы когда-нибудь пробовали выращивать кристаллы в домашних условиях?
4. В каких литературных произведениях встречается упоминание о кристаллах?
5. Вы верите в гороскопы? Какие Ваши знак зодиака и кристаллы?
В социологическом опросе принимали участие 52 человека.
Анализ проведённого нами опроса показал, что у наших одноклассников и знакомых поверхностное представление о кристаллах.
Для подтверждения или опровержения своих предположений, мы взяли интервью у библиотекаря школы и у работников ювелирной мастерской.

Мы выяснили, кристаллы – это твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников. Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «лёд», «горный хрусталь».
Если задуматься, то кристаллы встречаются нам повсюду: на улице; в пище; в быту. Соль, снег, лёд, глина, песок, сотни других веществ - всё это кристаллы.
Слово «кристалл» звучит как музыка. Когда мы произносим его, у нас возникают ассоциации с чем-то прекрасным, загадочным, неповторимым. Многие поэты, мыслители писали о кристаллах как о произведениях искусств:
…Едва прозрачный лёд, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи…
А. С. Пушкин.

Вначале этим термином называли только прозрачные огранённые природные тела, впоследствии он был распространен на непрозрачные и даже на неогранённые образования. Большинство природных и искусственных твёрдых материалов являются поликристаллическими, одиночные кристаллы называются монокристаллами.
Происхождение этого слова так же прекрасно, как и его значение. Много веков назад среди вечных снегов в Альпах, на территории современной Швейцарии, нашли очень красивые, совершенно бесцветные кристаллы, очень напоминающие чистый лед.
Кристаллы – это многогранники, которые напоминают самые строгие геометрические построения. Поверхность таких фигур ограничена – гранями, пересекающимися по прямым линиям – рёбрам. Точки пересечения рёбер образуют вершины. Нами были изготовлены макеты (тетраэдр – правильный многогранник, составленный из 4 равносторонних треугольников; гексаэдр – из 6 квадратов).


Каждый кристалл состоит из миллионов отдельных структурных элементов, называемых монокристаллами и образующих кристаллическую решётку. Элементарная ячейка кристаллической решётки представляет собой квадрат, в каждом углу которого находится атом, т. е. частица вещества.
Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов.
Кристаллы могут иметь всевозможные формы и размеры.
Ещё одним критерием деления кристаллов на виды является их происхождение. Образуются кристаллы в природных или лабораторных условиях.
По этому критерию кристаллы делятся на природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком).
Природные кристаллы вырастают в землях нашей планеты в естественных для роста условиях.
Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или в домашних условиях.
Кристаллы также можно разделить на два вида - драгоценные и не драгоценные.
Драгоценные (кристаллы) камни – минералы, обладающие двумя основными характеристиками «драгоценности»: красота и редкость. К ним относятся: алмаз, аметист, рубин, сапфир, изумруд, топаз и т.д.
Эти камни широко используются в ювелирной промышленности. Из экскурсии в ювелирную мастерскую мы многое узнали.

Особое место среди кристаллов занимают драгоценные камни, которые с древнейших времён привлекают внимание человека. Невозможно оторвать взгляд от сверкающих всеми цветами радуги алмазов, рубинов, сапфиров, аметистов.

Люди научились получать искусственно очень многие драгоценные камни. Например, подшипники для часов и других точных приборов уже давно делают из искусственных рубинов. Получают искусственно и прекрасные кристаллы, которые в природе вообще не существуют.
Например, фианиты – их название происходит от сокращения ФИАН – Физический институт Академии наук, где они впервые были получены. Фианиты – кристаллы кубического оксида циркония ZrO2, которые внешне очень похожи на бриллианты.
Кристаллы бывают идеальные и реальные.
Идеальный кристалл является, по сути, математическим объектом, имеющим полную, свойственную ему симметрию, идеализированно ровные гладкие грани и т. д.
Реальный кристалл — всегда содержит различные дефекты внутренней структуры решетки, искажения и неровности на гранях и имеет пониженную симметрию многогранника вследствие специфики условий роста, неоднородности питающей среды, повреждений и деформаций. Реальный кристалл не обязательно обладает кристаллографическими гранями и правильной формой, но у него сохраняется главное свойство — закономерное положение атомов в кристаллической решётке.
Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы.
В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.
Минеральные кристаллы образуются в ходе определенных породообразующих процессов. Огромные количества горячих и расплавленных горных пород глубоко под землей в действитель¬ности представляют из себя растворы минералов. Когда массы этих жидких или расплавленных гор¬ных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.
Они охлаждаются очень медленно. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Минералы являются частью земной коры, и составляют внутреннюю структуру планеты. Они образуются из расплавленной магмы, находящейся в глубинных слоях Земли, и затвердевающей при выходе. Под воздействием различных природных условий постепенно происходят сдвиги земной коры, отдельные её слои опять опускаются и расплавляются. Кристаллы и есть продукты этого геологического циклического процесса.
Природные кристаллы кварца, добытые из земли, реагируют на сжатие и деформацию. В них появляются электрические заряды.
Поскольку мысль – это энергия, значит, мы можем передать её наподобие электрического тока. Кристалл реагирует на эти токи, как и на любую другую энергию. Они могут хранить в своей памяти отношение к ним людей, которые извлекли их из земли и обработали. Мы можем “очищать”, “исцелять”, “программировать” камни, проецируя в них свои энергии.
В ходе нашей работы мы провели опыт по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

Древние египтяне использовали кристаллы в орнаментах и украшениях. Они также носили амулеты в форме священного египетского жука. Считалось, кто носит такой амулет, тот защищён добрыми духами.
В ювелирной мастерской нам удалось посмотреть на кристалл в микроскоп. Мы увидели, что он сострит из мельчайших кристалликов - зерён.

Кроме того, мы узнали, что для изготовления ювелирных изделий применяют камни, обладающие красивым цветом, прозрачностью, блеском и твёрдостью.
Следует отметить, что существует мнение, что кристаллы могут быть использованы в магии. Наиболее подходящими для магических целей являются следующие камни: Аметист, Хризоберилл (кошачий глаз), Розовый кварц и др.
Кроме того, при составлении гороскопов драгоценные камни (кристаллы) оказывают важную роль.
Наиболее подходящими для магических целей являются следующие камни:
Аметист:помогает в медитации и визуализации, успокаивает и умиротворяет, внушает чувство безопасности. Открывает сознательный доступ к своему духовному телу и ускоряет духовное пробуждение.
Аметрин: сочетает в себе признаки минералов аметиста и цитрина. Защищает от психической атаки, содействует астральной проекции, работе с духовными наставниками и медитации.
Иолит (фиалковый камень) - разновидность минерала кордиерита, расширяет психические способности и возможности. Помогает тем, кто делает свои первые шаги на духовном пути, поощряет стремления людей на начальных этапах духовного роста.
Слюда - минерал, имеющий целую совокупность магических свойств, увеличивающих способность видеть несколько уровней тонких миров и при этом отличать реальность от иллюзии.
Хризоберилл (кошачий глаз) - вызывает видения из других миров, способствует развитию психического видения, помогает ясновидящим и вызывает вещие сновидения.
Кварц- имеет такую энергоинформационную кристаллическую структуру, которая охотно вступает в "диалог" с человеческим полем.
Розовый кварц - разновидность кварца, ключ к знаниям о тонком мире, богатый источник магической энергии для тех, кто уже имеет магические знания и магический опыт.
Дымчатый кварц (раухтопаз) - в ювелирной торговле более известен как горный хрусталь или дымчатый топаз. Способствует медитативному созерцанию, достижению транса, вскрывает подсознание, выводит из организма негативную энергию и даёт защиту.
В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ.
Кристаллография – это наука о строении, симметрии, физико-химических свойств, образовании и росте кристаллов, которая зародилась в18 веке.
Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить. Можно привести несколько примеров.
Самый твердый и самый редкий из природных минералов - алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение.
Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Колоссальное значение имеет алмаз при бурении горных пород, в горных работах. Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни, закаленную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы. Сам алмаз можно резать, шлифовать и гравировать тоже только алмазом. Наиболее ответственные детали двигателей в автомобильном и авиационном производстве обрабатывают алмазными резцами и сверлами.

Рубин и сапфир относятся к самым красивым и самым дорогим из драгоценных камней. У всех этих камней есть и другие качества, более скромные, но полезные. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. На полупроводниковых заводах тончайшие схемы рисуют рубиновыми иглами. В текстильной и химической промышленности рубиновые нитеводители вытягивают нити из искусственных волокон, из капрона, из нейлона.
Новая жизнь рубина - это лазер, чудесный прибор наших дней. В 1960г. был создан первый лазер на рубине. Оказалось, что кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц.
Мощный луч лазера легко прожигает листовой металл, сваривает металлические провода, прожигает металлические трубы, сверлит тончайшие отверстия в твердых сплавах, алмазе. Эти функции выполняет твердый лазер, где используется рубин, гранат.
В глазной хирургии применяется чаще всего лазеры на рубине.
Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов. Основная масса кристаллов сапфира идет в полупроводниковую промышленность.
Кремень, аметист, яшма, опал, халцедон — все это разновидности кварца. Мелкие зернышки кварца образуют песок. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца - это и есть горный хрусталь, т.е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.
Особенно удивительны электрические свойства кварца. Если сжимать или растягивать кристалл кварца, на его гранях возникают электрические заряды. Этот - пьезоэлектрический эффект в кристаллах широко применяются для воспроизведения, записи и передачи звука.
Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры. Телевизоры с жидкокристаллическим экраном стали мечтой и украшением любого дома.
Каждый из нас хоть раз слышал сочетание «Кристаллы Сваровски». Искусственно созданные хрустальные кристаллы Swarovski - это изысканное украшение. Их стоимость часто превышает имитируемые "настоящие" камни (топаз, изумруд, сапфир, бриллиант, рубин). Основатель хрустальной империи Даниэль Сваровски в 1890 годах изобрел новый состав для выращивания хрусталя небывалой до сих пор прозрачности и блеска, который до сих пор хранится в строжайшем секрете. Украшения от Swarovski становятся прекрасной альтернативой драгоценным бриллиантам.
Перечень видов применения кристаллов уже достаточно длинен и непрерывно растет.

Изучив, материал мы узнали:
1. Кристалл, в переводе с греческого языка означает «лёд», «горный хрусталь».
2. Кристалл — это твердое состояние вещества.
3. Изучением кристаллов занимается наука - кристаллография.
4. О разнообразии кристаллов.
5. О применении кристаллов в науке и технике.
6. О способах выращивания искусственных кристаллов.
Завершающий этап работы над проектом.
За весь период работы над проектом мы многое сделали.

Мы рисовали кристаллы, лепили, делали макет формы кристаллов, собрали коллекцию рисунков и фотографий, а также собрали свою коллекцию кристаллов.

Провели «предзащиту проекта».

Ну а дальше оставалось только всё доработать с учётом всех полученных замечаний и предложений и сделать выводы.
Таким образом, кристалл – это твёрдое состояние вещества. Он имеет определённую форму и количество граней.
Кристаллы бывают разных цветов, но в большинстве своём они прозрачны.
Кристаллы – не музейная редкость. Они окружают нас повсюду.
Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни.
Многие мастера художественного слова оставили вклад о кристаллах в своих произведениях. Нам удалось сделать подборку литературных произведений на интересующую нас тему.
Всего в нашей подборке – около 30 произведений о кристаллах. В наши планы входит продолжение работы в данном направлении.
Кристаллы неординарны и загадочны по своей сущности. В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в морях и океанах, в научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мёртвых организмах – везде мы встречаем кристаллы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о кристаллах.
Наш проект – это деятельность, которая позволила нам проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой достигнутый результат.
Можно отметить положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание навыков самостоятельности и ответственности.
2. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со сверстниками, с учащимися начальной школы, со взрослыми.
3. Расширение нашего кругозора.
4. А главное - мы сумели довести дело до конца!
Выход проекта
Презентация проекта.
Выпуск буклета.


Список литературы:
1. Зоркий П. М. Симметрия молекул и кристаллических структур. М.: изд-во МГУ, 1986. - 232 с.
2. Лихачёв В. А., Малинин В. Г. Структурно-аналитическая теория прочности. — СПб: Наука. — 471 с.
3. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.
4. Шаскольская М. П.. Кристаллы. М.: Наука, 2005. 208 с.
5. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
6. Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания. М.: Учпедгиз.2001.
7. Владимиров А.В. Солёное золото: Научно-худож. литература. М.:Дет. лит.2006.
8. Бокий Г. Б. Кристаллохимия. Москва «наука», 1991.
9. Гегузин Я.Е. Очерки о диффузии в кристаллах. Москва «наука», 2004.
10. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов». Москва «наука», 1999.
11. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Ленинград «недра», 2005.
12. Энциклопедия для детей. Том 4. Геология. / Сост. С.Т. Исмаилова.-М.,2005.

Благодарим за внимание!
Презентация на тему: «Волшебный мир кристаллов»

Рекомендуем посмотреть:

Проект для старших дошкольников "Народная кукла в играх современных детей" Проект для школьников по домоводству Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят О роли образовательных проектов развитии личности школьников

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Участник №155 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конспект классного часа для учащихся начальной школы ко Дню Победы в Великой Отечественной войне | Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе с презентацией. Павловопосадские платки
Опубликовано: 528 дней назад (25 июня 2015)
Просмотров: 14774
+2
Голосов: 2
Елена Горбунова # 27 июня 2015 в 16:45 +2
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Уже в детских садах педагоги знакомят детей и родителей с проектной деятельностью и замечательно, что заложенный потенциал раскрывается в школе уже в новой форме - дети самостоятельно участвуют в проектах и проводят их презентации для одноклассников. Проект «Волшебный мир кристаллов" - объемная исследовательская работа, дети узнали очень много и приняли участие в эксперименте по выращиванию кристалов. Примите голос. Желаю дальнейших творческих идей и успехов!
Светлана Николаевна Матвеева # 27 июня 2015 в 22:05 +1
Огромное Вам спасибо, Елена!