Конкурсы для педагогов и детей

Интерактивные игры на уроках литературы в 5-11 классах

Статья «Интерактивные игры на уроках литературы».
Описание материала: Предлагаю Вам статью «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 11 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.
Примеры интерактивных игр.
"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.

Рекомендуем посмотреть:

Литературное творчество школьников Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Интерактивная игра для учащихся начальных классов «Дикая Африка» с презентацией Конспект урока литературы, 9 класс. Из японской классической поэзии

Похожие статьи:

Интерактивная игра «Я и моя детская организация» для учащихся 5-9 классов

Правовая игра для 8-11 класса «Наш выбор - наше будущее!»

Участник №196 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Рассказ о животных для 5 - 7 классов | О роли домашнего задания в образовании учащихся
Опубликовано: 517 дней назад (7 июля 2015)
Просмотров: 1944
Рубрика: Без рубрики
+12
Голосов: 12
Ольга Николаевна Францева # 7 июля 2015 в 17:14 +1
Добрый день, Тамара Васильевна! Мне понравилась Ваша публикация.
Статья грамотно составлена и хорошо оформлена. Понравился подбор интерактивных игр.
Думаю, Ваша статья будет иметь ценность для коллег, поскольку Вы представили очень интересный и полезный материал!
Желаю дальнейших творческих успехов и удачи в конкурсе!
Голос+1!
Тамара Васильевна Енина # 7 июля 2015 в 17:19 +2
Спасибо,Ольга Николаевна, начало положено, "я не волшебник, я только учусь".
Лилия Данировна Зиннурова # 7 июля 2015 в 18:24 +1
Здравствуйте Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение. Мне понравилась Ваша статья «Интерактивные игры на уроках литературы». Она составлена грамотно, хорошо оформлена. И я соглашусь с Вами, играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений. Этот урок дети запомнят на долго. Поздравляю Вас с первым материалом на конкурсе. Успехов. Мой голос
Тамара Васильевна Енина # 8 июля 2015 в 06:56 +1
Спасибо, Лилия Данировна, подала заявку, теперь жду решения администратора. И Вам успехов в конкурсах.
Наталья Александровна Ермакова # 8 июля 2015 в 00:08 +1
Добрый вечер,Тамара Васильевна! Великолепный урок, очень интересные игры! Такое занятие вызовет массу положительных эмоций и тягу к новым знаниям, привьёт интерес к чтению! С удовольствием голосую!+1
Тамара Васильевна Енина # 8 июля 2015 в 06:58 +1
Спасибо, Наталья Александровна.
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 07:02 +1
Тамара Васильевна, и я присоединяюсь к словам благодарности )))) Во-первых, что называется, "на злобу дня". Во-вторых, в доступной форме. Отдаю Вам свой голос +1 и предлагаю начать дружить )))
Евгения Михайловна Захарова # 9 июля 2015 в 12:12 +1
Спасибо за интересный и полезный материал! Хорошая подборка быстрых конкурсов. Настоящая шпаргалка для педагогов. Использовать такую форму можно и на уроках истории просто заменив вопросы. Такие конкурсы хорошо проводить в ходе уроков повторения в качестве разминки, или, наоборот, в виде кульминации урока. Это позволяет развивать интерес к предмету и положительную мотивацию на обучение.
Тамара Васильевна Енина # 9 июля 2015 в 16:19 +1
Евгения Михайловна, не могу не согласиться с Вами,действительно, эти конкурсы можно использовать на этапе повторения, а некоторые из них брать частично в зависимости от задач урока.Спасибо за комментарий.
Инна Николаевна Евсейчик # 9 июля 2015 в 20:06 +1
Добрый вечер,Тамара Васильевна! Я согласна с мнением Евгении Михайловны: это, действительно, шпаргалка для педагогов. Интересные интеллектуальные конкурсы, которые позволят сделать урок нескучным и увлекательным. Спасибо. Голосую за Вашу публикацию.
Любовь Анатольевна Судьбина # 12 июля 2015 в 13:16 +1
Занимательная подборка игр, Тамара Васильевна! Такие игры придают динамичности уроку и в то же время дает некоторую разгрузку учащимся. Спасибо за пополнение наших творческих и методических копилочек! Только не забывайте в начале материала указывать автора.
Успехов! +1
С уважением, Л.А.
Любовь Анатольевна Судьбина # 12 июля 2015 в 13:39 0
Занимательная подборка игр, Тамара Васильевна! Такие игры придают динамичности уроку и, в то же время, дают некоторую разгрузку учащимся. Спасибо за пополнение наших творческих и методических копилочек! Только не забывайте в начале материала указывать автора.
Успехов! +1
С уважением, Л.А.
Алла Ивановна Ефимова # 13 июля 2015 в 09:18 +1
Здравствуйте Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение. Мне понравилась Ваша статья «Интерактивные игры на уроках литературы». Она составлена грамотно, хорошо оформлена. Этот урок дети запомнят на долго. Поздравляю Вас с первым материалом на конкурсе. Успехов. Мой голос.
Анна Юрьевна Копылова # 13 июля 2015 в 12:27 +1
Тамара Васильевна! Ваша статья «Интерактивные игры на уроках литературы» отлично оформлена, интересное содержание, в ней рассмотрены эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников. Беру себе в педагогическую копилку! Спасибо за предоставленный материал. Примите мой голос!)))
Инна Николаевна Евсейчик # 18 июля 2015 в 23:34 +1
Добрый вечер, Татьяна Васильевна! Познакомилась с Вашей статьёй. Важная и полезная информация для педагогов. Ведь наша задача - сделать урок интересным, пробуждать в учениках желание учиться. Интерактивные игры - один из способов повышения интереса школьников к уроку. С удовольствием пополню свою методическую копилку Вашим материалом. Спасибо. Примите мой голос.
Хочу поделиться с Вами подборкой дидактических приёмов работы на уроках литературы
http://ped-kopilka.ru/blogs/ina-nikolaevna-evseichik/statja-didakticheskie-pri-my-na-urokah-literatury.html
Наталья Благодарова # 16 августа 2015 в 07:29 +1
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! С большим интересом прочла вашу статью. Замечательный, полезный материал! Много разнообразных видов интерактивных игр, которые сделают уроки литературы не просто интересными, а увлекательными! Через такие формы, я думаю, литература станет одним из любимых уроков школьников. Успехов вам в работе! +1