Конкурсы для педагогов и детей

Музыкальные пальчиковые игры для детей дошкольников

Статья "О музыкальных пальчиковых играх"
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №14, г. Екатеринбург.

Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития. Статья включает в себя теоретическое обоснование и практические материалы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью музыкальных пальчиковых игр.
О музыкальных пальчиковых играх
Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных возрастных характеристик через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.
Ознакомившись с трудами виднейших отечественных педагогов-психологов, занимавшихся этой проблемой (Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Разумного и др.), можно с уверенностью сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.
Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.
Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.
Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.
Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.
В своей работе я использую, помимо материалов известных авторов, музыкальные пальчиковые игры собственного сочинения, подробное описание которых предложено далее:
1. Пальчиковая игра «Коза и козлята»: исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч.
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я на луг пойду, молочка принесу!
Закрывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечки
Четыре - дверца, пять – дверца… пальцев, начиная с мизинцев)
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем Четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок»)
Целый день мамочка Коза работала, вечером приходит домой и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я домой пришла, молочка принесла!
Открывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (разжимаем пальцы, снова
Четыре – замочек, пять – замочек… соединяем их подушечки)
Все замочки открыли?
Открывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (разъединяем пальчики, возвращаем
Четыре - дверца, пять – дверца… в исходное положение)
Все дверцы открыли?»
Зашла мама Коза домой, напоила козляток-ребяток молочком, и начали они от радости плясать:
«Три-татошки, три-тата, («бегаем» пальцами правой руки по ладони левой,
Вышла кошка за кота, затем наоборот)
За кота-котовича,
За Петра Петровича!»
Вот какая сказка! (развели руки в стороны)

2. Пальчиковая игра «Котенька-коток»: исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу.
Котя – котенька - коток,
Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)
Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)
Ушки на макушке. (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)
Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево)
Мышку-шалунишку.
Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки»)
В коготки – царапки.
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)
Котя- котик, не спеши… (замерли)
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки)

3. Пальчиковая игра «Журавель и лягушата»: исходное положение – пальцы вытянуты в разные стороны («как длинные ноги у журавля»), ладошки должны ощущать «растяжение».
Повадился журавель, журавель (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза, затем снова большие 3 раза)
На болото каждый день, каждый день. (повторение движений)
Длинным клювом «щёлк-щёлк» (складываем ладошки в форме «клюва», открываем и закрываем)
В лягушатах знает толк! (ручки сжимаем в кулачки и показываем большие пальцы)
/возвращаемся к исходному положению, но теперь пальцы согнуты, «как лягушачьи лапки»/
Пять весёлых лягушат (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза)
Быстро спрятаться спешат. (повторение движений)
Раз – под кочку, два – под кочку, (поочерёдно «прячем» пальчики в кулачок, начиная с больших)
Три – под кочку, четыре, пять!
Вот и нету лягушат.
/складываем руки в «бинокль» и смотрим/
Все лягушата спрятались? Ну-ка, посмотрим внимательно!

О музыкальных пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания детей. Практика показывает, что их можно успешно использовать в музыкальной деятельности детей на протяжении всего их дошкольного детства.
Пальчиковые игры интересны ещё и с точки зрения духовного наследия нашей национальной культуры. Они помогают оценить педагогический опыт русского народа, интуитивно определившего роль взаимозависимости развития речи и пальцевой моторики и невербального общения в деятельности ребёнка, так как генетически восходят к жанру русской потешки («пестушки»), которая представляет собой забаву взрослых с маленькими детьми с использованием разнообразных движений пальцев, рук, ног ребёнка и взрослого. С помощью потешек наши предки формировали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной деятельности, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали ребёнку урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.

Рекомендуем посмотреть:

Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Как организовать пальчиковые игры дома? Как развивать логическое мышление у дошкольников

Похожие статьи:

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Мальчик-пальчик, где ты был? (Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук)

Пальчиковые игры для детей

Зачем нужны пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики у детей

Участник №115 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Сценарий развлечения ко Дню независимости России для детского сада. Старшая группа | Коррекционно-направленная музыкальная деятельность детей после кохлеарной имплантации
Опубликовано: 259 дней назад (24 марта 2016)
Просмотров: 1689
Рубрика: Без рубрики
+13
Голосов: 13
Лариса Владимировна Валитова # 24 марта 2016 в 19:11 +5
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Пальчиковые игры - это занимательное и увлекательное занятие для любого ребенка. Дети с удовольствием играют с педагогом в любые игры. а пальчиковые. безусловно, являются для детей необходимыми для общего развития. Спасибо.
Тамара Борисовна Вершинина # 24 марта 2016 в 19:31 +4
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Ваша статья "О музыкальных пальчиковых играх" очень нужна в работе с маленькими детьми и на начальном этапе обучения в ДШИ. В таких упражнениях развивается координация, слух, мышление, память. Эти занятия проводятся в коллективе, что создаёт особое праздничное настроение и помогает освоению материала. С вашего разрешения беру себе в закладки. Голос +
Ольга Ивановна Марченко # 24 марта 2016 в 20:36 +4
Спасибо за значимый материал для педагогов. Примите мой голос!
Марина Николаевна Гусева # 25 марта 2016 в 07:36 +5
Здравствуйте,спасибо за теоретические и практические материалы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью музыкальных пальчиковых игр, а также замечательные авторские игры. Творческих успехов!
Татьяна Николаевна Бунтури # 25 марта 2016 в 09:27 +2
Уважаемые коллеги, спасибо всем за отзывы! Ваше мнение важно для меня и очень приятно!))
Ирина Юрьевна Ручина # 25 марта 2016 в 17:42 +5
Татьяна Николаевна, заглянула на вашу страничку. Музыкальные пальчиковые игры мне очень понравились. Для детей очень интересное и увлекательное занятие. Хорошая форма занятия с детьми. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Инна Викторовна Майданкина # 25 марта 2016 в 20:03 +4
Хочется поблагодарить вас за подборку развивающего материала. Данные игры позволяют не только развивать графомоторные навыки ребёнка, которые влияют на подготовку руки к письму, но позволяют развивать чувство ритма. слуха, умение воспринимать звуки окружающего мира, классифицировать их, что в дальнейшем позволит ребёнку успешно усвоить программу по подготовке к обучению грамоте.
Вера Олеговна Седова # 28 марта 2016 в 10:50 +4
Автор статьи представляет жанр музыкальной пальчиковой игры как важное средство преодоления у детей речевых нарушений,указывает на связь между мелкой моторикой пальцев и речью ребёнка.Автор отмечает, что в ходе двигательной активности под пение детей и педагога и инстручентальный аккомпанемент развиваются память, вимание,речь, улучшаются ритмичность,выразительность движений.Такие занятия позволяют устранять недостатки в речи ребёнка, пробуждают в его душе творческое желание к сочинению собственных текстов и игр.Педагог говорит о соответствии текстов и игр возрасту: тексты должны быть лаконичными, а мелодия простой и удобной по диапазону.Автор статьи предлагает интересные авторские пальчиковые игры.
Татьяна Александровна Костенко # 28 марта 2016 в 15:08 +3
Очень интересный материал! Грамотно изложен, а главное - полезен для ребенка! Было бы отлично, если б все педагоги взяли себе это на заметку joke
Ирина Владимировна Каткова # 29 марта 2016 в 19:20 +1
мне очень нравятся пальчиковые игры, очень весело. я за. голос!
Ирина Владимировна Глебова # 3 апреля 2016 в 21:38 +1
Татьяна Николаевна, здравствуйте!
Вами представлена отличная методическая разработка,
полезная и теоретическим содержанием и практической составляющей -
пальчиковыми играми, увлекательными для детей ))).
Спасибо за Ваш опыт и творчество! Обязательный голос!
Вдохновения Вам и успехов smile
Галина Евгеньевна Чугунова # 15 апреля 2016 в 16:02 +1
Татьяна Николаевна, здравствуйте. Благодарю Вас за интересный методический и практический материал для работы с детьми. Значение пальчиковых игр для развития речи малышей высоко. В сочетании с музыкальным сопровождением,а в данной работе представлен нотный материал, такие игры становятся еще более интересными и полезными, т.к. развивают не только мелкую моторику детей, но и звуковысотный, интонационный слух. Мой голос Вам! Спасибо!