Конкурсы для педагогов и детей

Фототерапия в детском саду

Фототерапия в детской психологии
В данной статье говорится об относительно новом, для многих ранее неизвестном психо-коррекционном методе под названием фототерапия. Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная от 3 до 7 лет в детском саду. Этот метод можно применять и в школе, и даже в работе со взрослыми людьми. Поэтому изложенный в статье материал будет полезен и интересен большому количеству читателей, но, прежде всего, педагогам, психологам дошкольных образовательных учреждений.
Цель. Помочь педагогам найти новые пути, открыть для себя интересные методы и возможности в преодолении психологических проблем, имеющихся у детей.
Задачи:
- определить понятие фототерапии и ее связь с разными искусствами;
- выявить психологические функции фотографии;
- определить возможности фотографии как исцеляющего и развивающего средства.
Фототерапия в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия представляет собой одно из направлений арт-терапии. Арт-терапия – это одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Фототерапия может быть основана на работе с уже готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских снимков.
Содержание фототерапии – это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений.
Благоприятное влияние фотографии на ребенка и его отношение с окружающим миром проявляется при просмотре и обсуждении фотоснимков и слайдов совместно с психологом или во время групповых занятий с участниками группы.
Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них важнейшим средством общения с миром.
Рассмотрим функции фотографии:
1. Фокусирующая. Эта функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, - как положительных, так и отрицательных.
2. Стимулирующая. Она связана с тем, что во время создания или восприятия снимком активизируются разные сенсорные системы, прежде всего, зрение. Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно взаимодействует с миром.
3. Организующая. Фотосъемка просто немыслима без способности человека сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями.
4. Объективирующая. Данная функция несколько связана с фокусирующей функцией. Она заключается в способности фотографии делать видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или в поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении.
5. Отражающая. Фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разные временные ситуации.
6. Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь ребенку увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных, так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете.
7. Защитная. Эта функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их.
Фактор психотерапевтических отношений в настоящее время является одним из наиболее значимых в достижении лечебно-коррекционного эффекта. Применительно к фототерапии этот фактор, прежде всего, связан со следующими функциями специалиста:
• Создание атмосферы повышенной терпимости и безопасности, являющейся необходимой для свободного выражения ребенком своего внутреннего мира.
• Организация деятельности ребенка, осуществляемая путем формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на собственных чувствах и потребностях, творческой работе.
• Установление с ребенком эмоционального контакта, необходимого для взаимообмена чувствами, идеями.
• Использование всевозможных приемов (совет, внушение), помогающих ребенку осознать причины его проблем, а также его переживания и потребности.
Интерес ребенка к необычным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, фотография обеспечивает многостороннее развивающее, исцеляющее и гармонизирующее воздействие на всех участников.
Занятия по фототерапии можно проводить с детьми всех возрастов, начиная уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы: страхи, невротические состояния, нарушения сна, тревожность, замкнутость, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.

Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей.

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивные и замкнутые дети Советы для молодых педагогов ДОУ Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Участник №126 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Педагогическое общение и его функции | Подарок для девочки подружки на День рождения своими руками
Опубликовано: 546 дней назад (5 июня 2015)
Просмотров: 1757
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Анастасия Валерьевна Степнова # 5 июня 2015 в 14:21 0
Спасибо огромное за Вашу статью! Очень информативное содержание!! И пригодится в работе:) Спасибо!
Светлана Николаевна Никишова # 6 июня 2015 в 20:48 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна. Увидела название Вашей работы и не удержалась, заглянула на огонёк. Внимательно изучила содержание, узнала много нового. Спасибо и примите голос.
Ирина Викторовна Карназина # 7 июня 2015 в 15:27 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна. Посмотрела вашу статью и была приятно удивлена. Очень интересный прием работы на фотографией, никогда об этом даже не задумывалась, хотя с детьми часто фотографируем, посылаем фотографии на различные конкурсы. Спасибо вам за такой опыт работы.
Татьяна Александровна Южанина # 8 июня 2015 в 13:10 0
Интересный материал! Познавательный! Спасибо за статью!!
Мария Юрьевна Жиличкина # 25 июня 2015 в 15:50 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Спасибо Вам, что поделились опытом использования фототерапии. Это, действительно, интересный метод, который дает возможность преодоления психологических проблем. Детям, имеющим небольшой словарный запас и не имеющим опыта анализировать свое внутреннее состояние, легче работать с образами на фотографиях. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!