Конкурсы для педагогов и детей

Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Автор: Терновая Ольга Михайловна, преподаватель русского языка и литературы КГУ «Агротехнический колледж с.Саумалколь», с.Саумалколь Айыртауского района, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока развития письменной речи на материале рассказа В.Астафьева «Белогрудка». Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы. Это конспект урока, направленного на преодоление трудностей, возникающих при письменной речи.
Урок развития письменной речи на материале рассказа В.Астафьева «Белогрудка».
Цель:  Преодоление трудностей, возникающих при письменной речи.
Задачи:
Обучающая: Помочь учащимся «перешагнуть» барьер страха перед бумагой, письменным выражением своих мыслей.
Развивающая: Создание личного отношения к предмету обсуждения.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, чувство сострадания.
Урок разработан по технологии педагогических мастерских. Данная технология позволяет научить детей мыслить устно и письменно.
    Структура урока:
1. Создание эмоционального настроя (индукция).
2. Самоинструкция - индивидуальное создание текста.
3. Социализация – все, что сделано индивидуально, должно быть обнародовано и обсуждено.
4. Разрыв – внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего старого знания новому.
5. Рефлексия.

Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок – урок развития речи. С раннего детства, с азов изучения языка, вы знаете, что речь делится на устную и письменную. Ответьте мне, пожалуйста, что такое устная и письменная речь?
Устная речь- форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.
Письменная речь -  речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге с помощью специальных графических знаков.

Представьте такую ситуацию: вам нужно рассказать о себе подруге, с которой вы не виделись несколько лет. Как вам будет легче это сделать – устно или письменно?
(Учащиеся дают ответы, выясняется, что устно им передать свои мысли гораздо легче, чем письменно)
Учитель: Цель нашего урока – помочь вам преодолеть трудности письменной речи, перешагнуть барьер страха перед бумагой. А помогать нам при этом будет рассказ В.Астафьева «Белогрудка». Главное условие, которое вы должны соблюдать на уроке – все полученные задания должны выполняться сначала письменно, а уже затем – устно.

На доске написано слово БЕЛОГРУДКА.  Учащиеся записывают это слово себе в тетрадь и пишут, кого они представляют, кто бы мог так называться. ( Выдвигаются различные версии: кошка, лебедь, какое-то животное).
Учитель дает задание подобрать несколько прилагательных, которыми учащиеся могли бы охарактеризовать  свою белогрудку.
(привожу пример работы одной из учащихся):
БЕЛОГРУДКА
Это кошка. Маленькая, пушистая, ласковая, шаловливая.
Учитель: Составьте 5-6 предложений с этими прилагательными.
Например: Маленькая проказница. Очень ласковая, пушистая, любит внимание и т.п.
Каждый из учащихся описывает свою белогрудку, записывает свои ответы в тетрадь, а затем озвучивает вслух. У всех учащихся возникают разные версии того, кто же может называться белогрудкой.
Учитель: А теперь послушайте, ребята, как описывает белогрудку писатель В.Астафьев. Зачитываем отрывок из рассказа. (Приложение № 1)
Учитель: Ребята, подумайте и попробуйте сами продолжить рассказ, как вы думаете, а что же произошло дальше?
(Учащиеся самостоятельно пишут продолжение у себя в тетрадях, а затем озвучивают это перед классом). Например: Мальчишки с недоверием отнеслись к совету бывалого охотника, но затем призадумались и решили вернуть кунят на место. Радости матери не было предела. Она неотрывно находилась около своего гнезда и не могла никуда отлучиться от своих детей, боясь потерять их снова.
Учитель: А теперь послушайте авторское продолжение текста. (Приложение № 2)
Далее учитель раздает учащимся листы с текстом зачитанного отрывка рассказа и предлагает выписать из него все глаголы, характеризующие действия куницы. Напротив выписанных глаголов учащиеся должны описать свои чувства, возникшие при чтении.
Учитель: Не забываем главное правило нашего урока – сначала все свои мысли мы записываем в тетрадь, а только потом озвучиваем.



(Например: Затаилась и ждала Сострадание
Придушивала птицу Понимание
Раздразнила собаку Сопереживание
Разбойничала Оправдание ее действий
Освирепела Жалость
Таилась Желание помочь
Зализывала раны

Учитель: А теперь давайте попытаемся с вами подумать и написать  окончание рассказа. Как вы думаете, какова дальнейшая судьба куницы?
Учащиеся пишут окончание своего рассказа, зачитывают вслух и защищают написанное.
Например: Куница очень долго залечивала свои раны, не только физические, но и душевные. Прошло много времени, и куница, помня добро охотника, завела новых детенышей, только в этот раз она более тщательно пыталась скрыть их от человеческих глаз.
Далее учитель зачитывает авторское окончание рассказа, ребята сравнивают свои варианты и рассказ В.Астафьева. (Приложение № 3)
Учитель: Ребята, на моем столе лежат квадратики, вырезанные из цветной бумаги. Выберите несколько квадратиков разных цветов, которыми бы вы могли ассоциативно охарактеризовать чувства, испытанные вами во время урока и прочтения рассказа.
(Учащиеся выбирают квадратики и комментируют свои выбор. Черный - знак скорби и сострадания по потерянным кунятам, красный – кровь и страдания, зеленый – символ возрождения и продолжения жизни и т.д.)
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы доказали себе, что письменно не так уж и сложно составлять тексты, строить свою речь. Пусть у вас пока не все получается, но это только пока. Я хочу вернуться к эпиграфу, выбранному к уроку. Пусть эти слова Льва Толстого станут для вас жизненным девизом. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Самое главное – не стоять на месте.
Спасибо за урок.

Приложение №1
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.
Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.
Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.
А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.
На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.
Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.
За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.
Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.
Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.
Пропали котята, исчезли.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.
К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.
До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.
Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.
Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.
Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:
— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Приложение № 2
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
— Э, подох один...
Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.
В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.
Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:
— Это ж сатана! Накликали напасть!
Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.
Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.
Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.
Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.
— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.
Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.
Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Приложение № 3
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.
На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.
До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Развитие мелкой моторики у детей

Опубликовано: 1016 дней назад (27 февраля 2014)
Просмотров: 3228
+2
Голосов: 2
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 марта 2015 в 16:08 0
Ольга Михайловна! Мне понравилась ваша работа. Вы учите ребят письменно выражать свои мысли, не даёте готовых решений, побуждаете к поиску ответов. Вы-молодец! Мне непонятно, почему столько просмотров( почти 1000) и нет никакого обсуждения и голосов. Год назад педагог написал работу, поделился своим видением проблемы. С уважением, Валерий Григорьевич.
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 марта 2015 в 17:26 0
Ольга Михайловна! Думаю, что вам будет интересна статья Ирины Александровны Подольской "Как научиться мыслить конкретно и образно"