Конкурсы для педагогов и детей

Памятка для написания сочинения-рассуждения

Подготовка к ГИА
Памятка для учащихся 9 класса
Вступление (сочинение на лингвистическую тему для подготовки к ГИА)
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приемы:
• Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения на лингвистическую тему актуальна. Например:
1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
• Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
1. Почему писатель А. Югов считает, что "глагол - это самая живая часть речи"? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
• Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме.
1. "Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет "перелива красок" настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета", - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
2. "Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка", - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
• Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
• Союзы: так что, поскольку, так как, если;
• Речевые обороты: предположим, что:; допустим что:; об этом свидетельствует:, это позволяет предположить.
Рассуждение - объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
• Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
• Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что:; это зависит от:; это является следствием того, что;
• Вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения - размышления являются:
• Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
• Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что:; я полагаю, что:; попытаемся разобраться:; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу -> тезис -> доказательство тезиса -> выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
Тезис - это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы - это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
Выводы приводятся в заключении сочинения - рассуждения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка" Полиэтническое образование школьников на основе изучения русской литературы и русского языка

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Эфирные масла для ногтей | Маска от темных кругов под глазами
Опубликовано: 1125 дней назад (9 ноября 2013)
Просмотров: 5594
+3
Голосов: 3
Анна Анатольевна Копорова # 15 октября 2014 в 20:37 0
Очень хорошая памятка! Необходимо использовать все возможные методы и приемы, чтобы помочь учащимся сдать экзамен. Если справиться с тестированием достаточно просто, то написать грамотное сочинение-рассуждение сложновато. Если ученик поймет и запомнит основные принципы, а также будет иметь определенный навык, то эта часть работы ему окажется по силам. Вы конкретно расписали задачу,поэтому я считаю памятку эффективной.
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 18:44 0
Материал на злобу дня. Полезен. Используете ли вы в работе над сочинением- рассуждением клише?3
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 марта 2015 в 15:37 0
Алёна! Спасибо за разработку. Беру в заметки для своих внуков.