Конкурсы для педагогов и детей

Творческий проект по биологии, 9 класс

Творческий проект по биологии: «Когда под рукой нет часов».
Автор: Виноградова Валерия, учащаяся 9 класса, МБОУ СОШ № 7 городского округа город Шарья Костромской области
Описание: Данный материал можно использовать учителям биологии, начальной школы, воспитателям для изучения темы по биоритмам цветов.
Цель: Создание творческого проекта по биологии.
Задачи: Собрать информацию о цветочных часах, провести наблюдение, создать проект-схему клумбы.

Каждое лето я провожу в деревне у дедушки и бабушки. Однажды мне удалось сделать открытие. Перед окном у нас был луг, весь белоснежный от множества цветущих ромашек... Все говорили: «Очень красиво. Какой белоснежный луг». Это была середина июня. Однажды рано утром я заметила, что луг был не белоснежный, а зеленый. Когда же я посмотрела на луг около полудня, луг был опять весь белоснежный. Я стала наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошла, отыскала ромашку, и оказалось, что она сжала свои лепестки, все равно как если бы у нас пальцы со стороны ладони были белые и, сжав пальцы в кулак, мы закрыли бы белое. Утром, когда солнце взошло, я увидела, как ромашки раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять белоснежным. С этих пор ромашка стал для меня одним из самых интересных цветов, потому что спать ромашки ложились вместе со мной, вместе со мной вставали».

Мы с мамой часто ходим в лес. Вот там я для себя сделала ещё одно открытие. Раз, собирая землянику, мама наклонилась над одним растением, посмотрела, разогнулась и сказала, что пора поторапливаться скоро будет темнеть - уже около шести вечера. Меня тогда это удивило, как она узнала время? А когда я пришла домой, удивлению не было предела - часы показывали ровно шесть часов.

Я начала изучать информацию о растениях и узнала, что есть в природе такие цветы, по которым можно узнать время, т.е. есть «цветочные часы». Но прочитать это одно дело, а проверить – действительно ли это так - другое.
Я стала наблюдать за растениями нашего приусадебного участка, выбрав самые распространенные растения.

Для меня стояли несколько проблемных вопросов
Можно ли узнать время по растениям?
Всегда ли цветы показывают точное время, или это зависит от разных факторов?
Можно ли на своём приусадебном участке вырастить «цветочные часы»?
Я выдвинула гипотезу:
У одних растений цветы раскрываются утром, у других — днем, у третьих — под вечер, а у четвертых — ночью. И закрываются они также в определенной последовательности, каждое в свое время. Это приводит к мысли, что в природе есть цветочные часы - «часы флоры».
Чтобы проверить гипотезу я:
Подобрала и изучила научно - популярную литературу
Провела наблюдение за растениями приусадебного участка
Создала проект-схему для создания клумбы «цветочные часы».
В 20-х г. 18 века были изобретены цветочные часы.
Знаменитый шведский ботаник Карл Линней заметил, что раскрывание и закрывание цветков разных растений происходит в определенное время. Сначала Линней тщательно наблюдал и записывал, в котором часу раскрываются или закрываются цветы. Он составил список приблизительно 50 растений, которые указывали ему время.

Затем собрал эти растения и высадил у себя в саду на специальную клумбу, расположив их так, чтобы, взглянув, можно было с достаточной точностью определить время. Это обстоятельство и легло в основу создания цветочных часов, «пущенных в ход» в городе Упсала в двадцатых годах 18 века.

Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме
По живым часам можно узнать не только время, но и изменения погоды, сроки наступления сезонов года, наилучшие сроки посадки или посева растений, ловли определённых видов рыб и.т.д.
Весь «цветочный язык» изучить довольно сложно, поскольку распускание цветов зависит от многих факторов. Поэтому знакомство с миром цветов и их жизнью я начала с самого простого – установления названий видов растений и времени их цветения в течение дня. Эту работу я начала проводить в середины июня и наблюдала в течении месяца. Параллельно вела календарь наблюдений, чтобы посмотреть, как различные факторы влияют на точность показаний цветов. И в этот период наблюдения и день – самый длинный. Наблюдения за цветущими растениями в это время особенно интересны.
Наблюдение за растениями приусадебного участка.

Мак.
Красиво маковое поле. Крупные цветки, возвышающиеся на длинных стеблях, напоминают застывших бабочек.
Цветёт растение в июне-июле.
Цветок живёт два дня, затем опадает.
Открываются лепестки венчика
в 5 часов, закрываются в 14-15 часов.

Лилии.
Многолетнее луковичное растение.
Цветёт растение в июне-июле.
Раскрываются цветки в 5 часов и закрываются в 19-20 часов.

Картофель.
С конца июня, весь июль и август поля картофеля покрываются бело-фиолетовыми цветами.
Ранним утром между 6-7 часами цветки картофеля раскрываются и во второй половине дня, в 14-15 часов, закрываются.
Картофель – травянистое клубненосное растение высотой 60-100 см, семейства паслёновых.

Колокольчик.
Колокольчик — травянистое многолетнее растение.
Цветки — голубого, сине-фиолетового или светло-лилового цвета (редко белого).
Цветёт в июне — июле.
Раскрываются цветки в 7 часов и закрываются в 19 часов.

Бархатцы.
Бархатцы
Бархатцы — род однолетних и многолетних растений из семейства Астровые, или Сложноцветные.
Цветут обильно с июня до заморозков.
Раскрываются цветки в 8 часов и закрываются в 15-16 часов.

Календула
Жёлто-оранжевые цветы- ромашки этого растения известны всем. Его часто высеивают вокруг клумб и россыпью по газонам.
Цветёт долго с начала июня до конца октября.
Раскрываются цветки в 9 часов и закрываются в 16-17 часов.

Мне стало интересно, на что ориентируется цветок, что вызывает неравномерный рост листочков околоцветника? Чаще всего это свет и темнота, в чем нетрудно убедиться на опыте.
Я провела опыт, ранним утром накрыла ведром несколько еще нераспустившихся бархатцев, а ближе к полудню их открыла. День был ясный и солнечный, тугие зеленые бутончики раскрылись буквально на глазах. Провела этот же опыт в пасмурную погоду раскрытие бутона произошло несколько позже, однако и в том и в другом случае сразу после снятия затенения цветки еще будут закрыты, контрастируя со своими сородичами, растущими в непосредственной близости.
Наряду с освещением на открывание и закрывание цветков влияет и температура воздуха. Так, если срезанные лилии поставить в теплое помещение, то цветки начнут открываться, а в прохладном месте они будут стоять закрытыми.
Я выяснила причину способности цветов растений раскрываться и закрываться в определенное время
Прежде всего, это связано с влиянием солнечных лучей.
Определенное влияние на суточные ритмы оказывают также влажность и температура воздуха.
Суточный ритм движения лепестков - результат неравномерного роста верхней (внутренней) и нижней (наружной) сторон.
Наблюдая за цветками конкретного растения, я заметила, что они распускаются приблизительно в одно и то же время. Конечно, в ясный день и в ненастную погоду соцветия практически всех растений распускаются не в одно и то же время. Солнечным утром цветы большинства цветковых распустятся раньше, торопясь навстречу свету и теплу. Если небо затянуто тучами, цветы не спешат "проснуться", а в дождь они, тем более, останутся закрытыми, приберегая пыльцу для насекомых. В целом можно говорить о том, что цветки одного и того же вида "пробуждаются ото сна" в свое определенное время.
Проведя исследование-наблюдение, я пришла к выводу:
Действительно, можно узнать время по некоторым цветам.
Не всегда цветы показывают точное время, это зависит от разных факторов - света, тепла
Следующим летом я планирую посадить на садовой клумбе живые цветочные часы. Клумбу оформлю в виде модульного цветника.
Модульный цветник-это декоративное оформление с помощью различных цветочных композиций в контейнерах.
Проект-схему цветочных часов моей будущей клумбы предлагаю вашему вниманию.

В своём проекте я рассказала о растениях, у которых отчётливо проявляются суточные биоритмы и которые можно использовать в качестве живых часов. Я надеюсь, что мой проект окажется полезным всем, кто любит природу и бережно относится к ней.

Рекомендуем посмотреть:

Красная книга Творческая работа учащегося: Сочинение-рассказ по данному сюжету Творческая работа: Сочинение-рассказ по данному сюжету Исследовательская работа учащегося 4 класса. Берегитесь - клещ!
Участник №201 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Мастер класс «Голубой аэропланчик» в технике вытынанка с пошаговым фото. | Как сплести венок из ромашек на голову
Опубликовано: 530 дней назад (27 июня 2015)
Просмотров: 3043
+3
Голосов: 3
Елена Горбунова # 28 июня 2015 в 09:35 +2
Доброе утро, Валерия! Вы большая умница! Очень интересный и объемный познавательный материал подготовили по итогам исследования-наблюдения. Замечательные исторические факты и фотоматериал. МОЛОДЕЦ! ГОЛОС!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 15:04 +1
Здравствуйте, Валерия. Мне очень понравился Ваш проект "Когда под рукой нет часов". МОЛОДЕЦ! Вы проделали большую и интересную исследовательскую работу: сформулировали проблему, выдвинули гипотезу, изучили литературу, провели наблюдения и увлекательные опыты, сделали соответствующие выводы и запланировали дальнейшую работу по данной тематике. Материал прекрасно оформлен: последовательное, грамотное изложение информации, красивые, яркие, отражающие суть проекта фотографии. Спасибо за замечательный материал. Дальнейших творческих успехов и новых открытий! Примите мой голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 3 июля 2016 в 17:59 +1
Молодец! Очень интересный проект.
Алевтина Ильинична Рыцева # 18 октября 2016 в 21:47 0
Здравствуйте Валерия! Ваш проект очень понравился.Все интересно
Алевтина Ильинична Рыцева # 5 декабря 2016 в 16:43 0
все цветы-часы и как красиво оформлено,эстетично со вкусом предлагаю своим посмотреть биологические часы и знать уметь определять по цветам время