Конкурсы для педагогов и детей

Проект: Мини-музей в старшей группе детского сада

Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников
Автор: Никитина Вера Александровна, воспитатель МДОАУ "ЦРР - детский сад № 26" г. Нефтеюганска

Описание: данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.

Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1 Образовательная
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2 Развивающая
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3 Коммуникативная
– развитие связной речи;
умения общаться со сверстниками и взрослыми;
умения вести себя в общественных местах;
4 Нравственная
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;
Основные принципы работы в музее:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Структура музея:
Разделы и экспонаты:
1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Царевна-лягушка", "Сапоги-скороходы", "Гусли-самогуды", "Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».
Этапы проекта по созданию музея:
1.Подготовительный:
-обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2. Этап реализации проекта:
- создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы
3.Обобщающий этап:
Презентация: представление мини-музея.
Вопросы:
Что было сделано?
Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
Что нового узнали?
Что хотели бы еще узнать?
С кем можем поделиться полученными знаниями?
Анкетирование
4. Деятельностный этап: функционирование мини-музея.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Схема построения работы в музее:
Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;

Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Мини-музеи в моей в группе детского сада Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 697 дней назад (8 января 2015)
Просмотров: 7474
+8
Голосов: 8
Мария Анатольевна Гановичева # 8 января 2015 в 17:12 +2
Вера Александровна, мне ваша работа безусловна нравиться. Особенно то , что разделы музея разные : предметы, загадки, портреты. Хочу дать несколько советов по улучшению текста, тем более у вас еще 2,5 часа на редактирование есть. Там, где автор, добавьте место работы.И надо написать для кого ваша статья:и родители, воспитатели и т.д. - назначение материала.
Вера Александровна Никитина # 8 января 2015 в 17:19 +1
Спасибо за совет. Как раз посетила вашу страничку и убедилась в этом)))
Ирина Анатольевна Князева # 8 января 2015 в 17:57 +2
Отличный материал! Эта тема очень актуальна и она преподнесена Вами со всех положительных сторон! Спасибо Вам за такой проект! Примите голос! Удачи!
Наталья Сергеевна Катаева # 8 января 2015 в 19:54 +2
Вера Александровна! Вы проделали большую работу, сплотили родителей и детей для создания музея. Очень хорошо, что в таком музее ребенок может не только прикоснуться к экспонатам. но и сыграть в ролевые игры.
Всё продумано в Вашем проекте: и цели, и задачи, и принципы,и структура. Такой музей поможет в дальнейшей работе.
Надежда Николаевна Быкадорова # 8 января 2015 в 22:29 +2
Замечательная идея по обогащению развивающей среды, причём активные участники здесь-дети. Проектная деятельность очень интересна, познавательна. Уверена, ваш музей будет пополняться новыми экспонаты, а ваши детки станут не только экскурсоводами и посетителями музея, но и почётными сказочниками. Всего вам доброго!!!
Наталья Суслова # 9 января 2015 в 10:49 +2
Вера Александровна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с вашей работой. Очень интересно. Спасибо за идею! ГОлос!
Оксана Сейитмедова # 9 января 2015 в 12:52 +2
Вера Александровна!Очень хорошо, что в таком музее ребенок может не только прикоснуться к экспонатам. но и сыграть в ролевые игры. Очень интересно. Спасибо за идею! ГОлос!
Людмила Васильевна Мигунова # 9 января 2015 в 20:47 +1
Вера Александровна! Спасибо за приглашение. Проектная деятельность в детским саду - одна из сложных форм работы с детьми и не только. Для решения проблемы дети составляют план и решают кого они могут подключить к решению своей проблемы. Вам удалось сплотить ребят и создать музей. С удовольствием голосую.
Вера Александровна Орехова # 10 января 2015 в 15:01 0
Вера Александровна, благодарю за приглашение. С удовольствием совершила экскурсию по мини-музею. Вы развиваете у детей познавательный интерес и активность, формируете представление о музее, учите общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное, воспитываете бережное отношение к культурному наследию народов.
Публикация оформлена в соответствии с требованиями Портала.
Голос +1. Желаю удачи!!!
Татьяна Владимировна Мельникова # 10 января 2015 в 20:55 0
Вера Александровна! Спасибо за приглашение! Восхищена проделанной вами работой! Вы предоставили ценный материал,грамотно разработанный с увлекательными и познавательными разделами. В работе учтены возрастные особенности детей, даже продуманы принципы работы музея.Беру в заметки.Творческих вам успехов и весёлых Святок! Голос!