Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 классе. Шерлок Холмс и его удивительные способности

Урок литературы - 7 класс
Тема: Артур Конан Дойл «Голубой карбункул». Шерлок Холмс и его удивительные способности.
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна.
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа.
Описание материала: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении зарубежной литературы. С помощью различных методов раскрывается образ частного детектива, происходит знакомство учащихся с жанром детектива, обучение логике мышления, рассуждению и составлению собственных выводов.
Цели: проконтролировать знание текста рассказа; совершенствовать навыки краткого пересказа отдельных эпизодов, выявлять особенности его характера и профессиональной деятельности на основе приведенных аргументов, формировать логику мышления; развивать коммуникативные компетентности учащихся, воспитывать стойкость духа, стремление к справедливости, внимание к людям.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
Расскажите о семье писателя и о той роли, которую мать сыграла в его жизни, какое образование имел Конан Дойл? Как это помогло ему в литературной деятельности?
В каких странах мира и в связи с чем побывал А.Конан Дойл? Какие люди послужили прототипами для создания образа Шерлока Холмса? Какую роль сыграл этот вымышленный персонаж в жизни самого писателя?
В каком еще жанре, кроме детектива, работал Конан Дойл? Читали ли вы его фантастические произведения? Можете ли поделиться впечатлениями?
II. Актуализация опорных знаний.
1. Словарная работа
Детективная литература - вид худ. Литературы, в которой усложненный сюжет обычно построен на логическом раскрытии загадочного преступления или на детальном выяснении таинственных обстоятельств.
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Писатель стремиться к тому, чтобы читатели поверили в правду художественного излбражения и с наибольшей глубиной восприняли внушаемые им мысли и чувства. При этом писатель исходил из художественного восприятия творчества данной эпохи.
2. Викторина
1)В какой день начинаются события, описанные в рассказе? (На третий день после Рождества)
2)Какого цвета был гусь, «виновник» всех событий? (Белоснежный, с черной полосой на хвосте)
3)Какие инициалы можно было прочитать на подкладке шляпы? (Г.Б.) Какого цвета и размера был карбункул? (Голубой, размером чуть поменьше горошины)
4)Как можно подтвердить, что камень является алмазом? (Он легко режет стекло)
5)Из какого отеля пропал этот алмаз? («Космопилитен»)
6)Что это за названия: «Глоб», «Стар», «Пэлл-Мэлл», «Ивнинъ нъюс стан-арт»? (Названия газет, где было помещено объявление о гусе)
7)Продолжите фразу: «Генри Бейкер производил впечатление человека интеллигентного, но…» («…сильно помятого жизнью»)
8)Продолжите фразу Холмса: «Возможно, я укрываю мошенника, но…» (…зато спасаю его душу»).
III. Мотивация учебной деятельности школьников
Игра «Открой слово»
(На доске написано имя Райдер, которое прикрыто листами бумаги по типу игры «Поле чудес». Каждый отвечающий на вопрос правильно открывает одну букву).
1) Каким образом стало известно о пропаже драгоценности у графини?
2) Как зовут человека, нашедшего камень в зобе у гуся?
3) Какой предмет много «рассказал» Холмсу о его хозяине?
4) Что сделал Холмс с карбункулом?
5) Как называется трактир, где Бейкер купил гуся?
6) Что находится рядом с этим трактиром?
Итак, открыта фамилия одного из героев рассказа. Какое отношение имеет он к пропаже карбункула?
IV.Воприятие учащимися учебного материала.
1. Беседа с элементами объяснения учителя. Учащиеся делятся на три группы и каждой группе предлагается ряд вопросов.
1 группа
1)Как Холмсу удалось выйти на этого человека – Джеймся Райдера? Кто ему помог?
2)Обратите внимание на поведение Холмса и хозяина лавка. Какую информацию он дает сыщику? Как держится сам Холмс?
3)Можно ли говорить, что торговец косвенно подсказал Холмсу, кто особенно заинтересован узнать о купившем у него гусей? (Хозяин лавки несдержан, горяч, его легко было вызвать на откровение).
2 группа
1)Прочитайте, что сказал Холмс о нем: абзац от слов «Если вы видите человека с такими усами…»
2)Почему Джеймс Райдер не только называет свое настоящее имя, но
и беспрекословно следует за Холмсом и его спутником?
3)Какими показаны Холмс и Райдер, когда все очутились в кабинете?
Назовите слова, характеризующие их обоих.
Холмс Райдер
«весело сказал» "затрепетал от волнения",
«спокойно сказал» "всал, шатаясь, уцепился за каминную доску"
«сурово сказал» "стоял с искаженным лицом"
"ответил дрожащим голосом"
«сполз на ковер и обеими руками обхватил колени моего друга».
Какими чертами характера наделены оба?
Холмс –хладнокровен, уверен в себе, спокоен, тверд, уравновешен.
Райдер – страх руководит им; сломлен, подавлен психологически действительно, как сказал о нем Холмс, «жалкая козявка».
3группа
1)Перескажите, о чем Райдер поведал Холмсу?
2)Почему Холмс отпустил его, не передал в руки правосудия? Как он сам объясняет это Уотсону?
3)Как вы думаете, какие чувства движут Шерлоком Холмсом, берущимся раскрыть очередное преступление?
Общие вопросы:
1)Почему мы верим тому, о чем читаем? Причины популярности образа сыщика? Нам сообщается подробно где, когда происходит действие и названы по именам все персонажи.
2)Как писатель выстраивает повествование? Петерсон ведет к Генри Бейкеру, тот - к трактирщику «Альфы», от него – к торговцу Брэкинриджу, а этот ведет читателя к Джеймсу Райдеру. Постепенно клубок разматывается, писатель сообщает нам все новые подробности. Он наделят каждого персонажа неповторимой индивидуальностью. Мы испытываем интерес к каждому персонажу. Повествование строится так, что нельзя изъять какой-то эпизод или переставить их местами.
2. Письменная работа в тетрадях.
Композиция рассказа «Голубой карбункул»
Завязка – обнаружение гуся и шляпы. Экспозиция – рассказ об украденном карбункуле. Развитие действия – встречи с трактирщиком Брэкинриджем, преступником Райдером. Кульминация – допрос Холмсом Райдера. Развязка – Райдер отпущен.
V.Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя и вопросы к учащимся. Наибольшее внимание приковано к главному персонажу – мистеру Шерлоку Холмсу.
Беседа по итоговым проблемным вопросам.
-Каким вы представляете себе Шерлока Холмса внешне? Что вы знаете о привычках, манерах, увлечениях?
«Микрофон»
-Какие черты Шерлока Холмса привлекают читателей и делают этого персонажа любимым для читателей разных стран и эпох?
-От чьего лица ведется повествование в рассказах о Шерлоке Холмсе? Почему в качестве рассказчика выбран именно доктор Уотсон? ( С одной стороны, Уотсон не профессиональный сыщик, и на его фоне одаренность Холмса воспринимается особенно ярко. С другой стороны, Уотсон – друг и единомышленник, благодаря его наблюдательности, доброжелательности и мы, читатели начинаем относиться к Холмсу с уважением и восхищением, вместе с рассказчиком учимся логике мышления, человеколюбию, принципиальности).
VI.Домашнее задание: подготовить сжатый пересказ любого рассказа о Шерлоке Холмсе.
Оценивание учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Формирование патриотизма и гражданственности у школьников | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью в 6 - 7 классах
Опубликовано: 764 дня назад (6 ноября 2014)
Просмотров: 3513
0
Голосов: 0
Любовь Мефодьевна Потапова # 6 ноября 2014 в 18:35 0
Спасибо, замечательная разработка урока! Желаю вам творческих успехов
Малютини Юлия Вадимовна # 7 ноября 2014 в 11:58 0
Интересная разработка. Сейчас мало кто из детей интересуется детективным жанром. На этом уроке учащиеся хорошо знакомятся с классикой детективного жанра. А образ Шерлока Холмса позволяет детям развивать сое мышление и наблюдательность. Спасибо.
Марина Владимировна Клименко # 7 ноября 2014 в 15:20 0
Хороший урок. Все этапы соблюдены. Проверка домашнего задания мотивирует учеников к получению знаний. Формы и методы работы подобраны в соответствии с возрастом учащихся. Автор урока проводит различные игры, которые помогают учителю проверить, насколько дети освоили материал. Внимание учитель уделяет самостоятельному целеполаганию. Особо понравился метод "Микрофон". Рекомендую использовать материал на уроках.
Альфия Рустамовна Нигматулина # 7 ноября 2014 в 15:28 0
Урок интересный.Этапы урока структурированы, взаимосвязаны. Учащиеся мотивированы на выполнение заданий. Используются разнообразные виды работы: беседа, викторина, групповая работа, индивидуальная. С помощью учителя учащиеся изучают новый материал. Спасибо
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 19:37 0
И тема замечательная, и урок интересный. Спасибо.