Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по экологии для старших дошкольников

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Лес — наш друг» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Уважаемые коллеги, я продолжаю знакомить вас с методическими наработками по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект непосредственно – образовательной деятельности может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов для закрепления представлений детей о лесе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное и речевое развитие.
Цель:
расширение и закрепление знаний детей о нашем зелёном друге – лесе.
Задачи:
- рассказать детям об эстетическом, познавательном, оздоровительном, практическом значении природы и леса в жизни людей;
- вызвать желание беречь и охранять лес;
- формировать у детей нормы поведения в природе;
- прививать интерес к изучению природы родного края, воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лесных пейзажей, просмотр презентации «Лес — наш друг», чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
(«Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.»)
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пейзажей, с изображением животных.
Ход беседы.
Организационный момент.
Сегодня я приглашаю вас на лесную поляну. Здесь мы поговорим о нашем зеленом друге. Как вы думаете, что это за зелёный друг? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку – подсказку, тогда и узнаете правильный ответ.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)

Жизнь каждого человека, каждого из вас так или иначе связана с лесом.
Воспитатель показывает презентацию «Лес… Как много в этом слове» с лесными пейзажами и читает стихотворение:


Когда идёшь усталый, запылённый, 
Дорогой длинной в полуденный зной, 
Сверни смелее в тихий лес зелёный, 
И он усталость снимет как рукой. 
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес! 


Когда на сердце неспокойно станет, 
Когда не в силах совладать с тоской, 
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой, 
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес! 
(В. Лукша).


Вступительная беседа.
Давайте попробуем найти ответ на вопрос: для чего нам нужен лес? (Ответы детей).
Совершенно верно. Лес – это и кладовая грибов и ягод, и прекрасное место для отдыха и спокойной прогулки. Лес – это неописуемая красота и тишина. Лес – это наш помощник. Чем же ещё нам помогает лес? (Ответы детей).
Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нём нужные ответы:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, 
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса ? 
Радиомачты - ловить голоса, 
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь. 
Что мы сажаем, сажая леса ? 
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса, 
Чащу, где белка скрывает бельчат, 
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса? 
Лист, на который ложится роса, 
Воздух для лёгких, и влагу и тень, 
Вот что сажаем в сегодняшний день!
С.Маршак “Что мы сажаем, сажая леса?”
Кто же у меня был самый внимательный, и сможет теперь ответить на вопрос: чем ещё нам помогает лес? (Ответы детей).
Правильно, ребята. Лес – это ещё и дом для птиц и зверей, лес – это чистый целебный воздух, это наш врач, лес бережёт реки, лес – это нежное зелёное платье нашей планеты, это лёгкие Земли. Лес – это наше богатство!
Поляна, куда я вас сегодня пригласила, непростая, особенная. Сюда приходят звери, прилетают птицы, когда их люди обижают. Здесь они рассказывают о своих бедах и печалях. Я предлагаю вам подумать, о чём говорят животные?
Дидактическая игра “Кто что говорит.”
Я буду показывать вам картинки с изображением животных , а вы попробуйте поставить себя на их место и рассказать, что же их тревожит. (Зайка под кустиком, рыбка в мутной воде, муравей у разрушенного муравейника, ёжик под кроватью в доме человека, лисёнок, потерявший маму и так далее).
В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. Нельзя нарушать цепи питания, нельзя вторгаться в мирную жизнь лесных жителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Много интересного мы сегодня узнали о лесе. Кто попробует сделать вывод, как мы должны вести себя в лесу? (Ответы детей).
Действительно, каждый человек должен приходить в лес, как гость, а не как злой и вредный хозяин, приходить с добром и не обижать лесных жителей.  И когда лес почувствует, что мы не опасны, что мы тих о гуляем и не мусорим, он накроет для нас богатый праздничный стол. Как вы думаете, что же будет на этом столе? (Ответы детей).
Верно, это будут богатства леса: грибы, орехи, ягоды, чистейшая родниковая вода.

О лесе, нашем зелёном друге написано много песен, стихов, а также пословиц. Внимательно послушайте эти замечательные пословицы и подумайте, что же мы должны делать с лесом.
- Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Кто лес любит – тот его не губит.
- Лес — богатство и краса — береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес …. (беречь!)
Е.Шклавский “Ты береги нас, береги!”
Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки: 
“Ты береги нас, береги!” 
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки: 
“Ты береги нас, береги!” 
Остановил олень свой бег: 
“Будь Человеком, человек! 
В тебя мы верим - не солги, 
Ты береги нас, береги!”
Физминутка «Прогулка».
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали. Повороты головой влево-вправо.
Вверх на солнце посмотрели, Встать на носки.
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, Встать на носочках, руки на поясе.
Великанами мы стали.
Бабочки летали, Бег на месте, плавно машем руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши.
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются на свои места.
И немножечко устали.
И напоследок послушайте обращение М.М.Пришвина.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной 
Красивей нету!
Спасибо, мои друзья. Мне очень приятно было оказаться с вами на лесной поляне. Вы очень добрые и внимательные дети, настоящие друзья леса.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками» Конспект НОД в старшей группе на тему: Орешки Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект НОД по экологии для детей старшей группы

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»

Конспект НОД «В гостях у Лесовичка» для детей старшей - подготовительной группы | Конспект дидактической игры для младших дошкольников (3-4 лет)
Опубликовано: 684 дня назад (26 января 2015)
Просмотров: 2457
+4
Голосов: 4
Анна Юрьевна Дыбенко # 26 января 2015 в 19:54 0
Спасибо Юля за интересный и очень познавательный конспект.Сложная экологическая обстановка в мире и её тяжелые последствия вызывает необходимость больше уделять время этой актуальной теме в детском саду. Вы молодец! joke
Юлия Алексеевна Горчакова # 26 января 2015 в 20:00 0
Спасибо, Анна Юрьевна!
Алла Ивановна Ефимова # 27 января 2015 в 20:22 0
Интересный, хороший и увлекательный конспект занятия. Очень хорошо оформлен, яркие, сказочные фотографии.Много поэтических строк, интересные игры.Думаю, детям очень понравится занятие.Примите голос.
Юлия Алексеевна Горчакова # 28 января 2015 в 20:01 0
Вот думаю, что как раз из-за большого количества поэтических строк, получилось нарушение: 60% содержания из интернета. Очень обидно, конспект составила сама, но что поделаешь... :(
Александра Ивановна Моргун # 6 февраля 2015 в 17:16 0
Очень интересный и познавательный конспект. Вы молодец! smile
Галина Ильинична Жданова # 8 февраля 2015 в 15:12 0
Добрый день, спасибо за приглашение. Конспект интересный и познавательный, но его можно уже в группе среднего возраста проводить, с мелкими изменениями. Отдаю свой голос за работу.
Татьяна Геннадьевна Вишнякова # 18 февраля 2015 в 18:17 0
Интересное мероприятие! Спасибо!