Дидактические игры для дошкольников «Конструктор эмоций»

Дидактические игры для детского сада

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2 с. Пычас Удмуртская Республика

Описание работы: Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой  образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть  как в детском коллективе, так и в семье.

Данное пособие будет полезно для детей младшего и  старшего  дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для  индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений;  формировать социальную  и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать  мелкую  моторику;  развивать  пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов: 

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

- 2 овала лица (можно использовать больше);

- 4 пары нарисованных глаз;

- набор схематично изображенных  губ;

- 3 пары бровей;

- прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)

Варианты игр:

Игра «Собиралки»

1 вариант. Предложить детям  собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа  такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою  сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а  затем придумать  историю. 

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают  историю,  при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

Игра « Покажи на себе»

Для игры следуют составить из « конструктора  эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее  детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более  ближе, приятней, а какая наоборот  и почему. Предложить вспомнить  жизненные  ситуации, которые  вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т.п. 

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

Игра « Послушай и собери»

Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети  с взрослым обсуждают прочитанное и   собирают нужную эмоцию на доске. Например: отрывок и  из стихотворения  Т. Шорыгиной:« Не хочу быть трусом»:

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!   или

 

…Я  позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца-

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше,

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат

Мы играли очень дружно –

Радостью делиться нужно. (Т.А. Шорыгина «Мне купили самокат»)

Дидактическая игра. Конструктор эмоций

Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.

Работа с эмоцией печали:  Остер «Вредные советы»; Р.н.с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»:

Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».

Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу?»; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».

Работа с эмоцией радости:         К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама!»; К. Чуковский «Краденое солнце».

Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».

Работа с эмоцией горе: И. Токмакова «Мне грустно».

Игра « Театр эмоций»

Когда эмоции хорошо изучены, детям можно  предложить мимикой и жестами изобразить  ту  эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физминуток. Например:  

«Колдовство»

Начинаем мы играть

Начинаем колдовать…(выполняются движения руками, как будто дети    колдуют)

На всех нас без сомненья,

Влияет настроение. (На каждое слово хлопок  руками)

Кто веселится… (изображение мимикой радости)

Кто грустит…  (изображение грусти)

Кто испугался…

Кто сердит…

«Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединяем  руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук  складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки  в стороны)

 «Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: —

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Рейтинг: +7 Голосов: 7 26189 просмотров
Оксана Александровна Суховецкая # 17 декабря 2013 в 21:16 +1
Вот это ценный материал! Отличное выполнение! Красочное яркое. Очень понравилось. Спасибо за идею!
Елена Александровна Беляева # 13 января 2014 в 11:06 +1
Очень интересный конструктор, качественно выполнен, очень ярко. Можно использовать и на занятиях по валеологии. Обязательно возьму на заметку. Спасибо за интересный материал!
Наталья Андреевна Козлюк # 21 января 2014 в 19:33 +1
Да, действительно здорово. У нас родители сшили кукол тряпичных с пустыми лицами, мы тоже используем такую игру. Раньше ведь в  детстве сами играли в такие игры, Рисовали кула одежду, это было очень интересно
Елена Федоровна # 2 февраля 2014 в 14:54 +1
Интересная подборка игр для детей!
Ирина Владимировна Якимова # 25 марта 2014 в 19:02 +2
Спасибо за полезную информацию! Очень увлекаюсь различными играми, развивающими эмоциональный мир детишек. Приятно и ценно, когда такие игры сделаны собственными руками, как у Вас! Здорово, что предложили несколько вариантов использования пособия, предоставили примерный список литературы для знакомства с эмоциями! Уверена, что ребятишки с удовольствием собирают такой необычный конструктор, глядя в зеркало изображают ту или иную собранную эмоцию, учатся её понимать и выражать. Конечно, +1)
Анна Николаевна Воронкова # 31 августа 2014 в 18:19 +1
Спасибо за прекрасную идею.Спасибо!
Анушик # 6 ноября 2014 в 20:49 +1
Очень много полезной и интересной информации! Зачитаешься!!! Спасибо за ваш труд и предоставленную возможность Замечательная подборка дидактического материала! Несложное в изготовлении! Очень понравилось Мне очень заинтересовали представленные Вами игры и упражнения!
Голубева Ольга Оттовна # 29 ноября 2014 в 12:52 +1
Интересно, хоть и трудоёмко .Спасибо за список, всё в готовом виде. Обязательно возьму на заметку. Наверное, можно использовать ещё и смалики. Они тоже отражают настроение и чувства, характеризуют мимику.