Конкурсы

Методическая разработка о культуре общения для начальной школы, 3 класс

Классный час 3 класс. Тема: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Цель: формировать у детей культуру общения.

Оформление: плакаты с высказываниями:

• Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

• Не отвечайте на грубость грубостью.

• Уважая других - уважаешь себя.

• Хочешь иметь друзей - будь вежлив.

• Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учащимся сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать друг друга. Хором все говорят: «Здравствуйте!»

Мы на празднике своем отдохнем,

Потанцуем и споем...

А главное - научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

А что такое общение? (Ответы детей.)

- А вот что об этом говорят пословицы и поговорки:

• Возле людей живи да ума набирайся.

• Всегда и всюду будь лицом к люду.

• Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь.

II. Практическое задание «Волшебные слова».

- А сейчас вспомним и прочитаем волшебные слова, пословицы, узнаем содержание и основные мысли, чтобы вы их запомнили.

Задание. Раскрыть смысл слов и составить одно самое красивое предложение из 5 слов с использованием этих волшебных слов.

III. Беседа «Что нам помогает общаться».

- Ребята, мы учимся с вами общаться. А нужны ли человеку при общении руки?

- Как можно с помощью рук общаться?

Задание. Потрогайте руки друг у друга. Что можно о них сказать?

- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

- Что еще можно сказать?

- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?

- Какое значение в общении имеет мимика, как вы думаете?

- В общении на первом месте по переживаниям стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание.

Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить человеку зла.

С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытаясь этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимике лица.

1. Здравствуйте!

2. Спасибо.

3. Пожалуйста.

4. Извините.

5. Благодарю.

6. До свидания!

7. Будьте добры.

8. Будьте любезны.

9. Доброе утро!

10. Добрый день!

11. Добрый вечер!

12. Спокойной ночи!

Проверим, все ли сумеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.

Вот перед вами схематические изображения мимики (рисунки).

Дети пытаются определить правильное эмоциональное состояние, а потом объясняют, почему они так решили и чем смогли бы помочь человеку, если это необходимо.

Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека, хотя это необходимо каждому, так как помогает общаться людям между собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим родителям.

Давайте подумаем, что еще помогает нам общаться, понимать друг друга.

IV. Обсуждение «Роль зрения в общении».

Эксперимент. Вызвать двух желающих, лучше девочку и мальчика. Им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, допустим, самый интересный момент). Но при этом, во время разговора, надо стоять, повернувшись друг к другу не лицом, а спиной.

Все наблюдают.

Пример:

- А ты, Олеся, знаешь, что нынче особый год?

- Да!

- А какой?

- Год Голубой собаки.

- А книги читала про голубую собаку?

- Читала.

- А какие, назови?

- Я совсем тебя не слышу.

Разговор не получается. В чем причина? Ответы ребят.

- Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно. Почему?

- А если повернуться лицом друг к другу?

- Значит, глаза тоже сильно помогают в общении с людьми.

- Ребята! А можно ли развить у себя внимание, память?

V. Игра на внимание.

Вариант I

Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану.

Он купил молоко, масло, сало.

- Что он не купил?

Вариант II

- Я прочту вам слова. А вы, подняв руку, скажите, в каких словах есть буква «д». (Портной, труба, подвал, запад и т. д.)

Вариант III

Все встали. Учитель говорит одно, называя любую часть лица, а сам показывает при этом другую. Кто сделает ошибку, садится...

Вывод. Значит, надо развивать внимание и память, это тоже помогает в общении друг с другом.

VI. Музыкальная пауза. Частушки.

Ученики (исполняют поочередно).

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

 

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

 

Тетя Сима попросила

Витю слазить на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

 

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

 

В поезд входят три юнната,

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

 

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

 

Петя ловко ловит рыбу.

Может лодку мастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

 

Ты играй повеселее,

Балалайка - три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

- Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в частушках? Мы узнаем характер человека в общении друг с другом. Что такое характер?

Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера - слабовольный.

В пословицах так говорят о характере:

Каков характер, таковы и поступки.

С виду тих, да характер лих.

Слово сказал, как узлом завязал.

Характер определяет человека.

Сила характера заключается в умении, как говорится, держать себя в руках в любой ситуации.

Послушайте стихотворения об этом.

VII. Чтение и обсуждение стихотворений.

Ученик читает стихотворение.

ДОБРОЕ СЛОВО

Я встал ужасно рано хмурым,

Ни петухам,

Ни лопухам,

Ни курам и ни пастухам

Не крикнул: «С добрым утром!»

 

А самолеты пели,

А речки голубели,

А солнышко светило.

Ну сколько было силы!

 

В саду дорожка мокрая

И нива золотистая.

Такое утро доброе,

Оно не рассердилось!

Э. Мошковская

Учитель. А сейчас послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

 

А вместо слово «до свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

Вопрос. Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? Почему?

Послушайте стихотворение Ю. Мориц. С кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?

ЕЖИК РЕЗИНОВЫЙ

По роще калиновой,

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ежик резиновый

С дырочкой в правом боку.

 

Были у ежика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара галош.

Божьей коровке,

Цветочной головке,

Ласково кланялся еж.

 

- Здравствуйте, елки!

На что вам иголки?

Разве мы - волки вокруг?

Как вам не стыдно?

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

 

Милая птица,

Извольте спуститься –

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клены алеют,

Ждет нас находка в бюро.

 

Небо лучистое,

Облако чистое,

На именины к щенку

Ежик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

 

Много дорожек

Прошел этот ежик,

А что подарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку.

- Почему так говорят: «Слово - не воробей...»?

В книге Владимира Солоухина «Слово о словах» мы читаем

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

VIII. Подведение итогов.

ДОБРОТА

Музыка И. Лученка Слова О. Тулуповой

1. Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

 

2. Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Припев.

3. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев.

Вывод. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ к классным часам о культуре поведения

ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама, мама, мама.

А. Николаенко

ПОПРОБУЙ-КА САМ!

Стать добрым волшебником

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

 

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

 

На клумбе - цветок,

Его листья повисли.

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

 

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

 

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

 

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

 

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы, заботы.

 

«Вернусь, -

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой

Возиться опять».

 

И ты совершаешь

Веселое чудо –

Пол засверкал,

Просияла посуда!

 

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

 

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой...

 

- Подходите, Ежик, Ежик!

Вам билет в каком ряду?

- Мне поближе, плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

 

Говорит овечка:

- Мне одно местечко!

Вот мое благодарю

- Доброе словечко.

 

Утка:

- Кряк! Первый ряд!

Для меня и для ребят!

И сказала утка:

- Доброе утро!

 

А Олень:

-Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места.

Вот мое пожалуйста!

 

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков...

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого...

 

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет!

- Ах, у вас такого нет, -

Не получите билет!

 

- Мне билет!

- Нет и нет!

Не стучите, не кричите,

До свидания, привет.

 

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал.

И ушел он со слезами,

И ушел к мохнатой маме.

 

Мама шлепнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то,

Развернула, и стряхнула,

И чихнула, и вздохнула:

 

- Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, позволь...

Их давно уж съела моль!

Бедные пожалуйста,

Что от них осталося!..

 

Театр открывается! К началу все готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

- До свиданья! Здравствуйте!

- Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир дает билеты - не один,

а целых три.

С Новым годом! С новосельем!

Разрешите вас обнять.

И кассир дает билеты - не один,

а целых пять.

 

- Поздравляю с днем рожденья!

Приглашаю вас к себе!

И кассир от восхищенья постоял на голове

И кассиру все под силу, очень хочется

запеть:

«Очень, очень-очень-очень

Очень вежливый медведь!»

- Благодарен, извиняюсь!

- Славный парень! -Я стараюсь!

Э. Мошковская

В ТЕАТРЕ

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре в раздевалке

Дали в руки номерки.

 

Наконец-то я в балете,

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

 

Я сейчас увижу фею,

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

 

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

 

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени,

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

 

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в девятый ряд ползу,

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

 

На сцене бабочка порхала, -

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

А. Барто

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

 

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

 

Крутится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

 

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

 

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.

 

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

 

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну, садись! - вздыхает та.

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

 

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А. Барто

УРОК ВЕЖЛИВОСТИ

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, Медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

 

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь

И уступай прохожим путь,

А старших уважай.

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

 

Так Мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

 

Совал куда не нужно нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро,

 

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

С ДОБРЫМ УТРОМ

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Доброй ночи!» - говорим.

Если к чаю иль к обеду

В дом войдем –

Не любо, что ль,

Поклонясь, сказать соседям:

«Чай да сахар! Хлеб да соль!»

 

Рыболовам, звероловам –

Теплой ночи у костра,

И - богатого улова.

И - ни пуха, ни пера!

Пусть людей во всех заботах

Ждут удачи и успех,

Чтоб работалось с охотой

И гулялось без помех.

 

Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим:

«В счастливый час!»

 

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

А. Яшин

ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ХОРОШЕГО?

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

 

Этой мерой измерятся

Все земные труды,

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

 

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Мирных плавок теплом?

 

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

Л. Татьяничева

Задачи по культуре поведения

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка - старушка - отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз посмотрели на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Как вы должны поступить в таком случае? Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги.

Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед.

Почему?

5. Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел дальше.

Как бы вы поступили на его месте?

6. Петя пришел в школу, поздоровался с учительницей Марией Петровной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать, здороваться или пройти, будто не видишь.

Как должен был поступить Петя? А как бы вы поступили?

Плакаты:

• Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

• Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

• Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

• Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

• Не отвечай на грубость грубостью.

• Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

• Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Рекомендуем посмотреть:

Этические беседы с младшими школьниками

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Беседы с детьми начальной школы об этикете

Любовь Николаевна Урывская # 16 сентября 2015 в 20:46 0
Я студентка Донского педагогического колледжа, и мне все время для практики в школе с детьми приходится искать методический материал,разработку уроков и самое главное классных часов! Эта тема, прямо в точку, то что надо для деток в их возрасте, учить вежливости и доброте! Мне очень понравилась эта разработка, спасибо, использую в своей деятельности и советую учителям начальных классов.
Елена Анатольевна Степанова # 16 сентября 2015 в 22:48 0
По роду своей деятельности часто приходится работать с учениками начальной школы. Эти дети только учатся жить в коллективе. А такое занятие будет им очень полезно. Данная разработка очень подробная, содержит разные виды деятельности.Автор предлагает детям задачи по культуре поведения, чтение рассказов и их обсуждение. Мне эта методическая разработка очень понравилась!
Галина Григорьевна Кичигина # 19 сентября 2015 в 22:27 0
Здравствуйте!Очень полезная, насыщенная разработка классного часа и на актуальную тему.Взяла себе на заметку. Спасибо!
Наталья Васильевна Тарановская # 14 октября 2015 в 20:18 0
В ходе мероприятия внимание учащихся акцентировано на этические нормы поведения.Материал дан в логической последовательности.Используются различные формы и методы работы.Они способствуют развитию у детей навыков общения.