Влияние цветового спектра на ЦНС человека

Цветотерапия для детей

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы

Описание материала: данная статья посвящена анализу цветовой гаммы, особенностям её восприятия и влияния, оказываемого на организм человека. Материал содержит практические рекомендации по использованию цвета в качестве терапии (цветотерапия). Статья будет интересна родителям, классным руководителям, педагогам-психологам ГБОУ СОШ и ДОУ, специалистам детских развивающих центров, учащимся старших классов.

Влияние цветового спектра на ЦНС человека

Издавна люди отмечали, что каждый цвет, существующий в природе, оказывает своё специфическое влияние на самочувствие и поведение человека. Верным было и противоположное: цвет, длительное время воздействующий на зрительные рецепторы, мог оказать целебное воздействие на психику человека. Так, применение цвета в качестве терапии нервных расстройств было известно ещё в античном мире.

Современные психофизиологические исследования лишь подтверждают эффективность лечения цветом (особенно в детском возрасте, когда восприятие наиболее глубоко и насыщено).

Остановимся на значении каждого цвета в отдельности.

Красный.

Это цвет силы, страсти, лидерства. Динамичный и агрессивный цвет. Люди, предпочитающие этот оттенок, как правило, эгоцентричны, активны, властны. Они любят быть в центре внимания, умеют добиваться своих целей. Эти люди жизнерадостны и амбициозны, но при этом жёстки и авторитарны в общении с окружающими. Они подавляют других людей, утомляют их своей импульсивностью.

Как правило, красный цвет очень любят гиперактивные и агрессивные дети и подростки. Соответственно, если Ваш ребёнок импульсивен, невнимателен и раздражителен, красных цветов в интерьере необходимо избегать, т.к. этот оттенок провоцирует повышение артериального давления, учащение пульса и сердцебиения, повышает двигательную активность, оказывает общее возбуждающее действие на нервную систему.

Этот цвет подходит людям, склонным к депрессии и меланхолии. Он также показан людям, часто болеющим простудными заболеваниями (т.к. красный цвет стимулирует иммунитет человека) и страдающим замедленным обменом веществ.

Оранжевый.

Это цвет оптимизма, энергии и целеустремлённости. Считается одним из лучших цветов в психотерапии. Позитивный, жизнерадостный оттенок. Люди, предпочитающие оранжевый, динамичны, но организованы. Оранжевый цвет любят дети, являющиеся лидерами среди сверстников. Оранжевый помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также помогает при синдроме хронической усталости, нервном истощении. Оранжевый оттенок используется в качестве реабилитации больных, долгое время проходивших лечение в стационаре.

Жёлтый.

Цвет гармонии и здоровья, радостного ликования и терпеливости. Этот оттенок очень похож на оранжевый по специфике своего воздействия на организм человека, но имеет свои особенности. К примеру, если жёлтый – любимый цвет ребёнка, то это свидетельствует о его хорошем самочувствии и настроении. Если этот оттенок предпочитает подросток или взрослый человек, то это может свидетельствовать о некой инфантильности, эмоциональной незрелости индивида.

Зелёный (салатовый).

Оттенок развития, процветания. Этот цвет предпочитают спокойные, усердные, уверенные в себе люди. Зелёный оказывает успокаивающее влияние на нервную систему человека, нормализует сон, помогает при бессоннице и астении, способствует вылечиванию головных болей. Этот цвет показан детям и подросткам с гиперактивностью, а также агрессивным и демонстративным поведением.  Этот оттенок подходит при терапии тревожных и мнительных расстройств.

Голубой.

Это цвет умиротворённости, спокойствия, надёжности. Восприятие этого оттенка оказывает благотворное влияние на гиперактивных и агрессивных детей и подростков.

Использование (а также сочетание) оттенков жёлтого, зелёного (салатового) и голубого особенно важно при оформлении помещений детских дошкольных учреждений: детских садов, центров раннего развития, детских поликлиник, детских спортивных клубов и т.д.   

Синий.

В отличии от голубого, синий цвет более глубок и меланхоличен. Это оттенок мудрости, спокойствия, духовности. Этот оттенок любят философы и учёные. Тем не менее, следует подчеркнуть, что длительное воздействие на зрительный рецептор данного цвета может привести к депрессии.

В интерьере детской комнаты использовать большое количество синих оттенков не рекомендуется. Данная цветовая гамма подходит взрослым людям, имеющим повышенное артериальное давление, учащённое сердцебиение, повышенный обмен веществ, мышечные спазмы.

Фиолетовый.

Очень неоднозначный цвет. С одной стороны, он романтичен и мечтателен; с другой – трагичен и загадочен. Этот оттенок предпочитают люди неординарных и творческих профессий: музыканты, художники, актёры, писатели, поэты, фотографы, астронавты и т.д. Использование данного цвета в работе с детьми крайне не рекомендуется, т.к., по данным исследований, в 75% случаев длительное восприятие фиолетового оттенка маленькими детьми приводит к депрессии. Фиолетовый подходит при терапии взрослых (повышенная возбудимость, импульсивность, агрессивность). 

Коричневый.

Спокойный, неактивный цвет. Усидчивость, порядочность, мягкосердечность. Светлые оттенки коричневого можно использовать при терапии тревожных детей.

Серый.

Этот оттенок предпочитают люди конформного склада: они не любят выделяться из толпы, предпочитают «быть такими, как все». Как правило, это хорошие исполнители, выбирают коллективную работу с минимальной личной ответственностью. Ввиду слабой воли и низкой самооценки склонны создавать себе кумиров, попадать под чужое влияние. Именно по этой причине, если подросток предпочитает серый всем прочим цветам, следует обратить на это особое внимание (иначе подросток может попасть под влияние неформальных группировок и т.д.)

Чёрный.

Это рациональный, деловой, практичный оттенок. Этот цвет предпочитают люди властные, уверенные в себе, сильные волевые личности. Как правило, любителей чёрного цвета отличает логический склад ума, целеустремлённость, честолюбие. Также этим людям свойственна холодность в общении с окружающими и отсутствие эмпатии. В то же время, чёрный – цвет протеста, бунта против сложившихся в обществе устоев (вспомнить хотя бы «экипировку» современной неформальной молодёжной организации – т.н. готов). Также следует отметить, что длительное восприятие данного цвета может приводить к апатии и депрессии, поэтому не рекомендуется к использованию в детских учреждениях. 

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психологический тренинг для педагогов

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Евгения Алексеевна Медведева # 24 декабря 2013 в 17:39 +4
Статья очень познавательная!) Я считаю, что этой терапией должен пользоваться каждый человек. Много исследований проводилось и было даже много раз доказано, что окружение влияет на организм человека, в особенности цвета. Поэтому многие специалисты рекомендуют в квартирах использовать более нежные оттенки, потому что дом связан с отдыхом и расслаблением. Спасибо за статью! Сделаю для себя некоторые выводы (например, какие обои лучше наклеить в детскую, фиолетовыми они точно не будут).)))
Оксана Александровна Хомутская # 10 января 2014 в 14:14 +1
Согласна с автором, цвет очень сильно влияет на состояние и психику человека. В медицине цвет давно уже  используют для лечения. Для тех, кто выбирает цвет  для рабочего помещения, не рекомендуется использовать синий цвет: от него снижается острота зрения, а чтобы глаза не уставали, лучше выбирать белый, желтоватый и зеленоватый цвета.
Наталья # 13 января 2014 в 14:24 +2
Очень интересно, спасибо за статью. Но также интересно было бы узнать, а как влияют блёклые и выцветшие оттенки цветов на психику человека? Например, у меня дома с детства именно такое "оформление" интерьера. Как итог, конформистом (это намёк на подобие интерьера серости и серому цвету) меня никак не назовешь, с другой стороны, психика моя неустойчива. Еще любопытно было бы сопоставить эту статью с цветовым психологическим тестом Люшера.
ольга семеновна дорофеева # 14 января 2014 в 12:34 +1
Сегодня сделаю карточки и проверю своего ребенка. Спасибо! Жаль только, что достаточно узкий круг цветов.
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 17 января 2014 в 13:45 0
Я часто пользовалась раньше  методикой Люшера, но в последнее время забыла про неё. Ваша работа мне напомнила. Проведу в своем классе методику "Домики" Ореховой. Спасибо!
Илона Вячеславовна Рыженкова # 7 февраля 2014 в 15:33 +1
Очень интересная статья, проводила тест Люшера перед уроками в 5-х и 6-х классах на перемене перед своим уроком- Музыкой. Подросткам было интересно узнать о взаимосвязи эмоционального настроя в данный момент с предпочитаемым в данный момент цветом.
Светлана Викторовна Артюшина # 11 февраля 2014 в 20:16 +2
Уважаемая Татьяна Николаевна! Ваша статья на первый взгляд конечно познавательная, но я как ваша коллега не совсем согласна с предложенной интерпретацией имеющихся цветов. Изучая различные источники, пришла к выводу, что сколько людей, столько и мнений, относительно данной тематики. А в целом, затронутая вами тема очень интересная! Спасибо.
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 15:21 +1
Статья очень интересная, но есть очень противоречивые аспекты. Тест Люшера признан официальным мерилом психоанализа восприятия, что имеет под собой фундаментальные основания и эффективно используется. Все остальные интерпретации считаю частными формулировками. Спасибо за статью, есть над чем подумать и даже поэкспериментировать!
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:15 +3
Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями. Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений являются, отнюдь, не они, а объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:21 +1
Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями. Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений являются, отнюдь, не они, а объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Загорудько Анна Алексеевна # 16 февраля 2014 в 23:27 +1
Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за такую ценную познавательную информацию. В период ненастной погоды она особенно актуальна. Обязательно, порекомендую Вашу статью родителям моего класса. Я хотела бы ещё добавить, что цветотерапию можно проводить как с помощью одежды, так и с помощью предметов, которые постоянно могут находиться на виду у детей, а также в их руках.
Елена Сергеевна Кузнецова # 20 февраля 2014 в 21:12 0
Очень полезный материал для педагогов любого направления. Взяла себе в педагогическую копилку.
Рафиля Равильевна Гилязова # 26 февраля 2014 в 08:33 0
читала не отрывваясь. Сама часто ношу черного цвета одежду и уже волновалась, почему не осзнанно так происходит? Интересная статья. Сейчас я спокойна за себя. Спасибо)
Елена Николаевна Васильева # 28 февраля 2014 в 01:13 0
Очень познавательная статья. Спасибо. Много читала о цветах, но здесь всё компактно, ясно и просто. Спасибо большое. Теперь проще будет "читать" рисунки детей.
- # 4 марта 2014 в 09:17 0
На самом деле, цвет окружения очень влияет на наше физиологическое и психическое состояние.Говоря о психологическом влиянии цвета следует учесть, что в различных обществах существуют различные точки зрения на значение цвета в зависимости от культуры, так, например, в Японии черный цвет-это цвет радости, а в Китае белый цвет -цвет траура.Впервые разбил цветовой спектр Исаак Ньютон, в соответствии с нумерологией и аналогией 7 металлов и планет)))
Людмила Петровна Иващенко # 14 марта 2014 в 15:57 +1
Значение цвета очень велико- это очень интересная тема. Спасибо! Такой материал можно использовать в работе с родителями.
Елена Ивановна Киселева # 25 марта 2014 в 21:22 0
полезная информация! Действительно, разные цвета по-разному влияют на людей, особенно детей.
Наталья Михайловна # 4 апреля 2014 в 18:01 +4
Татьяна Николаевна, интересная тема для размышления. Хотелось бы узнать, какие источники Вы использовали. При работе с детьми-дошкоольниками использую цветовой тест Люшера в обработке К. Шипоша, с помощью которого определяю настроение и работоспособность ребенка, энергетическую обеспеченность деятельности ребенка, т.е. посильны ли для ребенка нагрузки, какое состояние на момент обследования: истощение, норма или перегрузки. С детьми младшего возраста использую методику "Паровозик" С.В. Велиевой, применяется с 2,5 лет и определяет психическое состояние ребенка: позитивное или негативное по степени тяжести. С педагогами цветовой тест применяю для определения динамических изменений до и после проведения тренинга. Очень интересно наблюдать изменнеия. Затронутая Вами тема Влияние цветового спектра на ЦНС человека очень интересна и актуальна. Спасибо за материал.
Наталия Владимировна Ярмоленко # 28 июля 2014 в 18:03 0
C древних времён воздействие цвета на тело, эмоции и психику человека интересовало людей.
Цвету придавали большое значение жрецы и воины, женщины и мужчины, молодёжь и старики, врачеватели и кулинары... Думаю, что цвета радуги преподнесут нам ещё много сюрпризов!
Статья может послужить путиводителем и советчиком во многих вопросах,связаных с детьми, загадками их внутреннего мира. После того, как я стала интересоваться цветом и его значением в нашей жизни, мне стало легче понимать глубинные мотивы поведения детей через их рисунки и поделки, а также воздействовать на них. Спасибо за полезную информацию!
Эвелина Владимировна Горбанёва # 15 октября 2014 в 22:43 0
Информация полезна. Я недавно перекрасила кабинет. Хотела светло=жёлтый, а получилось ярко-жёлтый. Теперь наблюдаю за реакцией детей. Кому-то комфортно, кому-то нет. Немного давит, а в целом, когда на улице нет солнца, то у нас солнечно. Добавляйте свои статьи, они нужны педагогам. Спасибо за полезную информацию.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 23 октября 2014 в 13:38 0
спасибо Татьяне Николаевне за интересный, а главное полезный материал. Каждому директору школы стоит задуматься, а какого цвета стены образовательного учреждения, в котором мы все работаем. В одном образовательном учреждении нашего города видела достаточно "радужную" картину: разные рекреации окрашены в разные цвета радуги. И это позитивно сказывается на всех участниках образовательного процесса. А цветовой тест Люшера полезно пройти каждому из нас.
Любовь Викторовна Кузнецова # 2 января 2015 в 20:36 0
Никогда не задумывалась, что цветотерапия. Спасибо за материал.
Ирина Леонидовна Толстова # 31 января 2015 в 20:24 0
"Примерила на себя" - очень интересно. Спасибо.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 16 апреля 2015 в 09:53 0
Спасибо за материал, очень интересно и познавательно. Учту при ремонте (=
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 23:32 0
Здравствуйте.О многом можно узнать из цветового теста Люшера.Вам спасибо.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 10:19 0
Понятно, что все это не однозначно. Есть множество подходов к цветотерапии и интерпретации иногда расходятся. Но эта тема всегда интересна, спасибо вам за систематизацию материала. Творческих успехов вам! Я считаю, что вообще для развития эмоциональности детей и эмоциональной дифференциации важно обращать их внимание на то, что эмоции могут быть "разного цвета" и наоборот, цвет может влиять на эмоции... и не только цвет, но и разная музыка, природные явления, интонации голоса и пр.
Ольга Николаевна Жгутова # 7 июня 2015 в 23:32 0
интересно.Проанализировала свои предпочтения.Не со всем согласна.
Анна Юрьевна Копылова # 30 июня 2015 в 07:02 0
Татьяна Николаевна! Замечательная статья. Я работаю в детском саду. В своей практической работе использую цветовой тест Люшера в обработке К. Шипоша. Также использую методику "Паровозик" С.В. Велиевой,которая применяется с 2,5 лет и определяет психическое состояние ребенка: позитивное или негативное по степени тяжести. Тема "Влияние цветового спектра на ЦНС человека" современна и актуальна. Примите мой голос.
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:38 0
Замечательная статья,описана простым и понятным языком. Влияние цвета на психическое состояние безусловно имеется. и автор подчеркнул, что это хороший инструмент для регуляции
Ольга Юрьевна Базайкина # 17 сентября 2015 в 06:31 0
Статья хорошая, материал буде использовать как дополнение к остальным материалам в уголке психолога. Спасибо! Успехов Вам!
Надежда Юрьевна Горбова # 4 октября 2015 в 18:00 0
Действительно, цвет играет важную роль в жизни человека. Не даром мы уже родились в цветном мире))). Поэтому по цветовому предпочтению можно сказать о чертах характера человека, о его заболеваниях и,конечно, проводить терапию цветом). На эту тему написано много статей.
Елена Александровна Гречишкина # 6 февраля 2016 в 20:32 0
Цвет, которым наполнен мир - это бесценный дар каждому из нас. Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и каждой частичкой своего организма. Есть целая наука исцеления светом - цветотерапия.
Мира Симеунович # 27 февраля 2016 в 02:25 0
Спасибо Вам, уважаемая Татьяна Николаевна, за интересный материал. Я действительно задумалась над вопросом влияния цвета на детей. Вы прекрасно сказали, что влияние оказывает "цвет, длительное время воздействующий на зрительные рецепторы". Значит, только цвет, постоянно окружающий ребёнка (его комната напр.). В повседневной жизни у детей появляется только моментальное впечатление типа нравится - не нравится. Я не психолог, но мне кажется, что эта тема может быть очень интересной для подростков: представьте себе их "коммуникацию цветами"! Спасибо!
Антонина Васильева # 11 марта 2016 в 01:56 0
Спасибо за материал. Сразу начинаешь читать интерпретацию: а какой цвет ты предпочитаешь самsmile
Любовь Михайловна Шинкарёва # 11 августа 2016 в 08:21 0
Прочитала название статьи и очень заинтересовалась её содержанием. Особенно стало интересно узнать влияние цвета на детей дошкольного возраста, так как работаю воспитателем. Ваша статья подтолкнула на более глубокое изучение этого вопроса. Большое спасибо.