Конспект урока математики. 1 класс, УМК «Перспектива» по теме «Число и цифра 0»

Автор. Афанасьева Надежда Вениаминовна, учитель базовой школы начального общего образования ГБОУ СПО ЛО «Гатчинский педагогический колледж им.К. Д. Ушинского».

Описание материала. Предлагаю вам конспект урока математики для 1 класса УМК «Перспектива». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. Это конспект развивающего урока, на котором использованы проблемные методы обучения.

Новые знания. 0 – отсутствие предметов.

Если к любому числу прибавить нуль, то получится то же самое число (а+0=а).

Если к нулю прибавить любое число, то получится то же самое число(0+а=а)

Если из числа вычесть нуль, то получится то же самое число(а-0=а).

Если из числа вычесть то же самое число, то получится нуль(а-а=0).

Если к нулю прибавить нуль, то получится нуль(0+0=0).

Если из нуля вычесть нуль, то получится нуль(0-0=0).

Проблема. Как на математике можно обозначить отсутствие предметов?

Вывести свойства нуля.

Цель. Изучение числа 0 и его свойств.

Задачи.

1) Формирование навыков счёта в пределах 9.

2) Учить писать цифру 0.

3) Развивать речь, мышление, творческие способности.

4) Учить самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать.

5) Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: учебник «Математика. 1 класс. Часть 2» автор Петерсон Л.Г., прозрачные мешки, геометрические фигуры, карточки со свойствами 0, пеналы.

Ход урока.

I. Организация класса (1 мин).

Проверили готовность к уроку, настроились на серьёзную, интересную работу.

Счёт через 1 от 1 до 20 и обратно по цепочке.

- Тихонечко сели на места.

II. Актуализация знаний (3 мин).

 Цель: будем совершенствовать навык устного счета в пределах 20.

1) Игра «Молчанка» (ответы показываются на веере цифр)

- назови число, которое следует за числом 8, 10, 18

- назови число, которое стоит перед числом 10, 4, 17, 20   - назови соседей числа 5, 8, 9, 15

- найди сумму чисел 5 и 3

 -что такое сумма?

- а как сказать точнее?

- найди разность чисел 9 и 7

- первое слагаемое 3, второе слагаемое неизвестно, сумма равна 7. Найди второе слагаемое.

- уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найди разность.

- увеличь 5 на 2

- уменьши 8 на 1

2) Назови пропущенные числа. Укажи их место на числовом отрезке.

(дан числовой отрезок с пропущенными числами 3, 5, 8)

- почему это место числа 3?

(Стоит на 3-ем месте. Соседи числа 2 и 4. Один меньше 3.)

- почему это место числа 5?

(После  4 стоит 5. Соседи числа 4 и 6.)

- почему это место числа 8?

На 8-ом месте. Перед числом 9.)

 Итог: считали быстро (или нет), без ошибок (допускали ошибки…)

- Кто допустил ошибку? Какую? Сосчитай ещё раз? Как ты думаешь, почему её допустил?

III. Постановка учебной задачи (1 мин).

Решите задачу:

Повезло опять Егорке,

У реки сидел не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

 На уху нам принесёт?

- Сколько же рыб принесёт Егорка?

- Почему он ничего не принесёт?

IV. «Открытие» детьми нового знания (2 мин).

- Как по-другому можно сказать «ничего», «пусто», обозначить отсутствие предметов?

Верно, в математике «ничего», «пусто», отсутствие предметов обозначается числом «ноль» или «нуль», которое обозначается цифрой 0(показать карточку с цифрой).

- Сколько грибов в корзине? (показать пустую корзину)

- Сколько груш может вырасти на яблоне?

- Сколько мамонтов сейчас живёт на Земле?

(рисунок мамонта)

Что означает выражение «ноль внимания»? (полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо).

- О ком говорят «ноль без палочки»? (ничего не стоящий, не значащий человек).

Сегодня на уроке математики мы научимся писать цифру 0 и узнаем, какими «волшебными» свойствами счёта обладает число 0.

V. Письмо цифры 0 (4 мин).

1) Показ цифры на плакате.

 Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

2) Игра «Вообразилия».

- На что же похожа цифра 0?

3) Объяснение написания цифры 0.

 -  Показ по плакату.

Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла. Ведём закруглённую линию вверх влево. Касаемся верхней стороны клеточки чуть правее её середины. Ведём закругленную линию вниз и касаемся нижней стороны клеточки посередине. Ведём закруглённую линию вверх и соединяем с началом овала.

- Показ образца на доске.

 - Письмо под счёт (раз-и-два).

 - Письмо в воздухе.

- Письмо в тетрадях.

 Открой тетрадь на стр. 31. Найди задание внизу на клеточках.

- Какие правила посадки надо помнить?

1) Положить тетрадь с наклоном.

2) Ноги упереть в пол.

3) Спина прямая.

4) Расстояние между грудью и партой - «кулачок».

5) Проверить расстояние от глаз до тетради.

Обведи цифру по образцу и 2 раза напиши сам (учитель ходит по классу контролирует работу).

- Показ основных ошибок на доске.

- Какие ошибки больше не будем допускать? (слишком узкая, слишком широкая, без наклона, слишком большой наклон)

 - Допиши строчку до конца, смотри на образец.

4) Самопроверка.

Возьми простой карандаш и подчеркни те цифры, которые ты написал, как на плакате (учитель контролирует, проходя по классу).

Оцени свою работу на полях. (+, ++, -, --)

Кто поставил «+»?

- «++»?

- «-»?

- «--«?

 5) Где же место 0 на числовом отрезке?

- Почему место 0 перед числом 1?

(написать 0 на числовом отрезке)

VI. Физкультминутка (1 мин).

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

VII.«Открытие» детьми свойств числа 0 (15 мин).

Цель: сейчас мы узнаем, какими же « волшебными» свойствами обладает число 0.

Ученики выводят свойство в результате анализа и обобщения действий с мешками (дети рисуют в тетрадях, учитель иллюстрирует на доске).

1) Выполним задание №1 на с.30.

- Прочитай выражение. Проиллюстрируй его с помощью геом. фигур в мешках.

(к 3 треугольникам прибавить 0 треугольников – получится 3 треугольника, значит, 3+0=3)

- А 2+0=?

1+0=?(выражения записаны на доске)

-Что общего во всех примерах?

(+0=)

- Чем отличаются?

(1 слагаемым и суммой)

- Сравни в каждом примере 1 слагаемое и сумму. Какой вывод можно сделать?

(если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число)

- Всегда ли при сложении с нулём получается то же самое число?

-Как это записать в общем виде, в виде формулы? Давайте «любое число» заменим буквой «а». Что получится?

(а+0=а)

Формула вывешивается рядом с примерами.

а+0=а

2)- Прочитай второе выражение. Проиллюстрируй его на геом.фигурах.

(Если к  мешку, где нет квадратов прибавить 3 квадрата, то получится 3 квадрата, значит 0+3=3).

- А 0+2=?

 0+1=?(выражения записаны на доске)

- Что общего в примерах?

(0+ =)

- Чем отличаются?

(2 слагаемое и сумма)

- Сравни 2 слагаемое и сумму. Какой вывод можно сделать?

(если к 0 прибавить любое число, то получится то же самое число)

- Всегда ли при сложении 0 с числом получится то же самое число? Приведи примеры.

- Как это записать в общем виде, в виде формулы? Давайте, заменим «любое число» буквой «а». Что получится? (0+а=а)

Формула вывешивается на доске.

Допишите формулы под примерами.

а+0=а                         0+а=а     

3) №2 с.30

- Прочитай выражение №2. Проиллюстрируй его на геом.фигурах.(от 2 кружков отнять 0 кружков – получится 2 кружка, значит 2-0=2)

- А 3-0=?

4-0=?(выражения на доске)

- Что общего? (-0=)

- Чем отличаются? (уменьшаемое, разность)

- Сравни уменьшаемое и разность. Сделай вывод.(если из числа вычесть 0, то получится то же самое число)

- Всегда ли при вычитании из числа 0 получается то же самое число? Приведи примеры.

- Как это записать в общем виде, в виде формулы?  Замените «любое число» буквой «а».       (а-0=а)

Формула вывешивается на доске.

а-0=а

4)- Прочитай следующее выражение. Проиллюстрируй его на фигурах. (из 2 овалов вычесть 2 овала – получится 0, значит 2-2=0)

- А 3-3?

4-4? (выражения на доске)

- Сделай вывод с помощью слов «любое число». (если из любого числа вычесть то же самое число, то получится ноль)

- Всегда ли при вычитании из числа того же самого числа получается 0?

- Запиши это в общем виде, в виде формулы. (а-а=0)

Формула вывешивается на доске.

Допишите формулы под примерами.

 а-0=а            а-а=0    

5) Прочитай следующее выражение, проиллюстрируй его на мешках. (к мешку, где 0 геом. фигур, прибавили мешок, где тоже 0 геом.фигур – получили мешок, где нет геом. фигур, значит 0+0=0).

- Сделай вывод. (если  к нулю прибавить ноль, то получится ноль)

 Формула на доске.

0+0=0

6) - Прочитай следующее предложение, проиллюстрируй его на мешках. (от мешка, где нет геометрических фигур, отнять 0  – получится мешок без геометрических фигур, значит 0-0=0)

- Сделай вывод. (если от нуля отнять ноль, то получится ноль)

Формула на доске.

0-0=0

- Повторим все свойства нуля с помощью формул.

а+0=а

0+а=а

а-0=а

а-а=0

0+0=0

0-0=0

VIII. Первичное закрепление (5 мин).

№ 4 с.30

Цель: проверим, как вы поняли свойства нуля.

Выполнение задания по цепочке с комментированием. (Дети доказывают решение, пользуясь свойствами нуля)

5 – 5

(Если от числа отнять то же число, то получится 0).

 8 – 0

(Если отнять 0, то получится то же самое число).

 6 + 0

(Если прибавить 0, то получится то же самое число).

 0 + 2

 9 – 0

 7 - 7

IХ. Самостоятельная работа (7 мин).

Решение заданий на повторение.

№ 6 и № 8 с.31- задания выполняются по выбору детей.

- Какое задание сложнее? Почему?

(самостоятельное решение примеров)

- Кто решал №6?

Сверьте решение с доской.

- Кто справился без ошибок?

- Кто допустил 1, 2, 3, более 3 ошибок? В каких примерах? Объясни, как надо было решать.

9-1=8        3+3=6          4-4=0

9-2=7        3+4=7          5-4=1

9-3=6        3+5=8          6-4=2

9-4=5        3+6=9          7-4=3

- Что интересного в примерах первого столбика? (одинаковое в уменьшаемое, вычитаемое увеличивается, разность уменьшается)

- Почему?

- Что интересного в примерах второго столбика? (первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается, сумма увеличивается)

- Почему?

- Что интересного в примерах третьего столбика? (уменьшаемое  увеличивается, вычитаемое одинаковое, разность увеличивается)

- Почему?

- Кто решал №8? Прочитай ответы 1 столбика,2,3.

Х. Рефлексия (1 мин).

Что обозначает число 0?

Какими свойствами обладает?

Кого сегодня можно похвалить за активную работу?

-Что особенно понравилось на уроке?

Анализ урока

На момент проведения урока дети знают цифры от 1 до 9 и владеют навыками сложения и вычитания в пределах 9. Новым является число и цифра 0, свойства числа 0.

 При решении задачи в стихах многие ученики не заметили подвоха и считали рыб, складывая части. Первые трое учеников смело и уверенно ответили 6. Только четвёртый ученик сказал, что ничего не принесёт, т.к. всё съест кот. Все остальные с ним согласились, даже те, кто первоначально сосчитали 6. Удивление у всех вызвал тот факт, что правильный ответ предложил ученик, который на уроках обычно редко отвечает, ведёт себя довольно пассивно. После этого до самого конца урока он продолжал активно работать.

 Большой проблемы вопрос: «Как обозначить отсутствие предметов в математике?» - не вызвал. Дети сразу предложили число 0.

  После задачи про Егорку, где предполагался подвох, дети стали более внимательно относиться к вопросам учителя, ожидая очередного. Поэтому на вопросы «Сколько груш может вырасти на яблоне» и «Сколько мамонтов сейчас живёт на Земле», все ответили сразу правильно. А вот смысл выражения «ноль без палочки» знали не все. Было много оригинальных предположений, которые дети не боятся высказывать.

 На уроке продолжалась работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки во время минутки каллиграфии. Ученики в основном оценивают себя адекватно.

 Много времени ушло на выведение свойств нуля. Но работа проходила активно, с интересом. Дети самостоятельно  вывели все свойства нуля сначала с помощью мешков с геометрическими фигурами, потом правило словами, а затем заменили формулой. К концу лучше было дать вывести свойство и формулу самостоятельно, без помощи геометрических фигур. Дети приучены наблюдать и делать выводы. Так как все формулы были выведены осознанно, то по ним в конце урока легко повторили все правила. Во время первичного закрепления была допущена всего одна ошибка, но тут же самим учеником исправлена. Это хорошая результативность, тем более для начала изучения темы.

При выполнении заданий «по выбору» дети разделились приблизительно поровну. Но не все сделали свой выбор осознанно. Некоторые «потому что решал сосед», некоторым было «всё равно». Группа детей (около 5 человек) сознательно выбрали задание более сложное.

Самостоятельную работу проверить на уроке не хватило времени, т.к. много времени ушло на выведение свойств нуля.

При проверке тетрадей было выявлено 4 ошибки на класс. Я считаю, что это достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Конспект урока математики для 1 класса

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)

Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 16:18 +1
Очень интересный матриал. Много  занимательных приемов при знакомстве с новой  цифрой.
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 17:47 +1
Я работаю по УМК "Школа России" вижу отличия в учебном материале, но много интересных моментов возьму для себя.Спасибо за хороший урок!
Наталья Борисовна Никитина # 14 сентября 2014 в 21:18 0
Структура системно-деятельностного урока четко прослеживается.Овладение учениками универсальных учебных действий происходит в течении всего урока. Надежда Вениаминовна владеет технологией диалога, обучает детей ставить и адресовывать вопросы, требует полных ответов, уделяет внимание работе над самооценкой. При закреплении темы использовала задания поискового характера. Отмечая положительное в уроке, следует отметить, что основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения.
Любовь Ивановна Ждан # 4 ноября 2014 в 22:09 0
Спасибо за урок. Материал урока использую в своей работе. Структура урока выдержана в рамках современного урока по новому стандарту. В интересной форме поставлена проблема на уроке.Такой приём заинтересует детей для дальнейшей работы. Использован разнообразный материал. Спасибо за вашу работу. Желаю успехов.
Юлия Анатольевна Солонченко # 23 ноября 2014 в 18:09 0
Спасибо за урок! Не смотря на то, что я работаю по программе "Школа 2100" и этот урок у нас построен несколько иначе, возьму у Вас несколько моментов. Спасибо!
Юлия Анатольевна Солонченко # 23 ноября 2014 в 18:09 +1
Спасибо за урок! Не смотря на то, что я работаю по программе "Школа 2100" и этот урок у нас построен несколько иначе, возьму у Вас несколько моментов. Спасибо!
Светлана Моисеевна Денисова # 20 января 2015 в 20:20 +1
Здравствуйте, Надежда Вениаминовна!! У меня 1 класс,работаю тоже по этой программе.Урок не плохой.У меня к вам вопрос.Вы работаете по ФГОС?Если да, то у меня есть ряд замечаний.Если нет,то тогда всё нормально.
Ирина Степановна Бодриченко # 26 марта 2015 в 14:59 +1
Я работаю по УМК "Школа России" вижу отличия в учебном материале, но интересные моменты возьму для себя.Спасибо за хороший урок!
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 20:40 +1
Замечательный урок!!! В разработке использованы разнообразные задания, что делает урок интересным для обучающихся.
Лариса Юрьевна Астанович # 17 декабря 2015 в 12:10 0
Урок построен методически верно, учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Прослеживаются разнообразные формы и методы работы по изучению и закреплению материала. Замечательно, что на уроке используются здоровьесберегающие технологии, развивается логическое мышление учащихся. Использование материала на уроках математики в 1 классе позволит прививать интерес к изучению предмета математики. Спасибо
Марина Павловна Фролова # 24 мая 2016 в 20:33 0
Урок содержательный, познавательный, нацелен на получение новых знаний, разработан методически правильно.
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 11:57 0
Отличный урок! Сама часто использую в работе задачи-ловушки. Содержание урока позволяет концентрировать внимание учащихся, активизирует их работу. Все предусмотренные задания урока работают на конечный результат.