Интеллектуальная игра по химии для 8 класса

Интеллектуальная игра по теме «Первоначальные химические понятия»  8 класс

Автор: Никитина Анжела Петровна, учитель химии, ГБОУ СОШ №542 Петродворцового района г. Санкт-Петербург

Анонс: материал предназначен для проведения обобщения темы «Первоначальные химические понятия» 8 класса в игровой форме. Игра поможет обобщить и систематизировать полученные знания. Ориентирована на обучающихся по учебнику Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс.

Цели урока:

Образовательная: повторить основные понятия пройденного материала обобщая и систематизируя.

Развивающая: использовать предметные знания во время игры, повысить мотивацию к изучаемому предмету, совершенствовать развитие речи и мышление школьников при устном ответе.

Воспитательная: способствовать развитию личности: работе в команде, взаимовыручке, интеллектуальному соперничеству.

Оборудование: раздаточный материал на парты ( карточки с уравнениями реакций задания №4 и образцы для проверки, которые выдаются непосредственно перед проверкой или находятся у жюри), черный ящик, «бенгальские огни», 5 стаканов со смесями, флажки 31-35 шт.,грамоты, похвальные листы.

Ход мероприятия «Интеллектуальная игра»

Организационный момент: класс разбивается на 5 команд. Каждая команда за правильный ответ получает флажок на свой стол, по результатам наибольшего к концу поединка количеству флажков определяется команда победитель.

Задание №1 Викторина: (чей представитель наиболее полно дал ответ, тот и получает флажок)

1. В чем различие простых и сложных веществ? (ответ: химические соединения, образованные атомами одного химического элемента, называются простыми веществами. Химические соединения, образованные атомами разных химических элементов, называются сложными веществами.)

2. Чем объяснить, почему пары воды в одних случаях видно, а в других нет?

(ответ: вообще паров воды не видать, но когда в воздухе наступает некоторое охлаждение, то пары сгущаются и образуют туман, который хорошо уже виден)

3. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы? Объясните ответ. (ответ: воздух, чугун, латунь — смеси, а не химические соединения, поэтому их состав не может быть выражен единой химической формулой.)

4. Кто и в связи с чем высказал следующие слова: «Все перемены в натуре случающиеся, суть такого состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому»? (ответ:выражение « все перемены, в натуре встречающиеся...» принадлежит Ломоносову. Об этом Ломоносов писал Эйнеру (1748),а позже в сочинении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760). Это выражение представляет формулировку закона сохранения веса веществ.

5. Объясните почему электрические провода и рельсы летом имеют большую длину, чем зимой и какое это явление? (ответ: это физическое явление, с повышением температуры меняется форма.)

Задание №2

Перед вами в пяти стаканах даны смеси веществ, предложите способы их разделения. Каждая группа работает только по одному стакану со смесью, если она не справляется, то предлагается помощь класса и та команда, которая ответила правильно и получает флажок.

№1 смесь глины и воды

№2 уголь и железо

№3 соль и вода

№4 смесь серы и железа

№5 смесь речного песка и воды

(При правильных ответах каждая команда получает флажок.)

Задание № 3

Назовите признаки химических реакций с примерами (признак-пример, например: изменение цвета- пожелтевшая листа, изменение вкуса: оставленное на день молоко) Каждый признак с примером оценивается флажком.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Рейтинг: +5 Голосов: 5 7443 просмотра
Инна Харитонова # 22 ноября 2013 в 22:51 +1
Спасибо за методическую разработку, работа отвечает заданным целям; хорошо подобраны задания, которые способствуют развитию личности, используется дифферцированный и системно- деятельный подход. Работа в сотрудничестве способствует взаимопомощи, чувству "локтя", когда все в группе заинтересованы в высоком результате и в 4 задании с этой точки зрения , очень грамотно подобраны реакции, чтоб каждый ребенок мог себя проявить. Интеллектуальные игры воспитывают дух здорового соперничества, что так же важно для повышения мотивации к предмету.
Диляра Насыровна Лукманова # 14 июня 2014 в 20:05 0
Анжела Петровна, очень интересная интеллектуальная игра! Все задания так замечательно подобраны. Даёт возможность повторить и обобщить знания ребят по теме Первоначальные химические понятия. Спасибо большое, возьму себе на заметку!
Татьяна Анатольевна Климова # 8 августа 2014 в 20:50 0
Анжела Петровна, задания идеально продуманы!Все основные понятия темы систематизируются в игровой форме. Желание выиграть будет стимулировать внимание и интерес у ребят к уроку. Возможно и результаты последующей контрольной работы будут приятными. Спасибо за разработку.
Ольга Александровна Старовойтова # 10 октября 2014 в 07:41 0
очень интересная игра, обязательно проведу такую же в конце 1 четверти. игра помогает выявить знания и умения каждого ученика,т.к. на уроке не всегда получается опросить каждого учащегося. понравилось, что участвует 5 команд. спасибо!
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 21:49 0
Разработка очень хорошая, мне понравились задания, которые имеют дифференцированный подход. Работая в группе ребята их непроизвольно распределяют по своим способностям, и каждый занят выполнением задания.Я обязательно воспользуюсь предложенными заданиями, для обобщающего урока по теме.
Елена Павловна Козел # 15 ноября 2014 в 21:38 0
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку интеллектуальной игры. Очень интересная.
Анна Викторовна Купцова # 6 января 2015 в 07:09 0
Добрый день, Анжела Петровна! Внимательно прочитала Вашу методическую разработку. Она мне понравилась. Содержание предлагаемых заданий позволит эффективно достичь поставленной цели, полностью охватывают указанную тему. Используются разнообразные задания, в том числе, химический эксперимент. Игровая форма обеспечивает мотивацию учащихся.
Добавлю несколько комментариев.
Мне кажется, что учащиеся должны получить не только грамоты, но и отметки.
Задание 1. С повышением температуры увеличивается размер твёрдых тел, а не форма.
Задание 2. Для разных команд предлагаются разные по сложности выполнения операции разделения смеси. (№ 2 и № 3 намного легче, чем остальные).
Задание 4. В п. 3 лучше написать «Укажите тип вещества (простое или сложное)». Элементный состав вещества – это те химические элементы из которые образуют вещество.
Валентина Николаевна Лизина # 9 января 2015 в 21:07 0
Спасибо. Замечательный материал!
Светлана Маратовна Шахолатова # 29 августа 2015 в 22:21 0
Здравствуйте, Анжела Петровна! Я посмотрела на данную игру «глазами ребенка» и была удивлена этапом «Черный ящик»!!! Вернее, его содержимым и его дальнейшим использованием! Думаю, по итогам представленной игры, многие дети будут еще долго вспоминать ее!!! Спасибо огромное, обязательно использую Ваш материал в своей практике!
Бахитжан Гомаровна Касенова # 5 сентября 2015 в 13:27 0
Добрый день, прочитав Вашу разработку интеллектуальной игры я сразу взяла её на заметку.Игра всегда позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Тем более этот предмет изучают первый год. Считаю ,что материал игры очень полезный, так как включает задания теоретического и практического характера. Игра охватывает все темы первого раздела.Спасибо за разработку
Светлана Викторовна Прудникова # 14 марта 2016 в 17:56 0
Уважаемая Анжела Петровна! Ознакомилась с Вашей работой, очень понравилась.Понравился подбор заданий для игры, которые способствуют развитию логического мышления, смекалки, памяти, внимания, интереса к предмету.Большое спасибо за творчество и желание поделиться разработкой с коллегами.