Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Русский язык 5 класс

Автор: Могунова Наталья Васильевна, учитель русского языка  и литературы Новомихайловской средней школы  Мамлютского района Северо-Казахстанской области  Республики Казахстан

Описание материала: урок предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.  Пятиклассники  отрабатывают навыки   подбора однокоренных слов и умения отличать однокоренные слова от форм слова.

Лексическая тема: лесные полянки

Цель урока:

- научить учащихся отличать однокоренные слова от форм слова, подбирать однокоренные слова  с учётом их лексического значения;

- развивать воображение и речь учащихся;

- воспитывать  бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, записи пения птиц,  бумажная ромашка.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Закройте глаза и  представьте тёплый летний день в лесу. Приятно дует ласковый ветерок, весело щебечут птички,   ощущается   душистый аромат  цветов (на  доске проецируется фотография леса, звучат голоса птиц).

2.  Знакомство с темой  и  целями  урока.

3.  Беседа  о красоте природы  (параллельно проецируются   репродукции   пейзажей Шишкина, Левитана).

4.  Работа по теме урока:

Полянка «Ознакомительная»

- Вот мы и на лесной  полянке. Какое множество цветов.  Видите, как приветливо кивают нам ромашки (предлагается детям, обрывая лепестки ромашки, выполнить задания ).

На каждом лепестке  нужно прочитать слово и объяснить лексическое значение: лес,  лесок, лесник, лесной, лесистый, лесовик, лесничество.

- Запишите слова  в столбик, докажите что они однокоренные, покажите это графически.

-  Одинаковы ли лексические значения у этих слов? (Лексические значения слов   и графическое  изображение  демонстрируется  на  доске).

Вывод: однокоренные слова обозначают разные предметы, качества, имеют различные лексические значения (на доске).

- Выберите любое из этих слов, измените по падежам и по числам, запишите в тетрадь.

-  Определите лексическое значение этих слов.

Вывод: при изменении слов по падежам, числам, родам  мы получаем формы одного и того же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое (на доске).

5.  Закрепление материала:

 Полянка  «Закрепительная ».  Класс выполняет задания (все задания демонстрируются на доске).

а)  Подобрать однокоренные слова к существительным, образовать формы одного из слов.

Есть в травах и в цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать.

                        ( Р. Рождественский)

в) Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из слов.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

                                  ( С. Есенин)

 

г) Выписать в один столбик формы одного  слова, а во второй столбик – однокоренные слова.

Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному, водник.  Трава, травяной, травка, травы, травами, трав.

д) Игра « Собираем родственников»

-  Предлагаю слово –корень, подберите за две минуты  как можно больше однокоренных  слов.  Первый вариант слово – орех, второй вариант слово – ягода. Устно назовите формы слова.

6. Подведение итогов урока.

Привет тебе,  мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

                                (Дрожжин)

- О чём мы говорили  сегодня на уроке?

- Чему научились, гуляя по лесным тропинкам? Как теперь будете различать однокоренные слова  и формы слова?

- Каждый из вас задайте вопрос  классу по теме урока?

7. Выставление оценок за урок, домашнее задание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Елена Дмитриевна Хлустикова # 3 февраля 2014 в 21:05 +2
интересный и грамотно составленный конспект урока по сложной теме.                                                   детям трудно различать формы одного слова и однокоренные слова,но здесь дано чёткое объяснение этих грамматических терминов. На уроке есть лирические отступления, которые говорят о любви к малой родине. спасибо за отличную работу!
Наталья Сергеевна Федотова # 15 февраля 2014 в 17:54 +1
Действительно, дети трудно усваивают тему об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. В данном уроке работа построена достаточно грамотно, дети в процессе самостоятельной работы приходят к выводу об этом отличии. Спасибо за идею с полянкой, обязательно воспользуюсь в следующем учебном году.
Елена Арсентьевна Кудрина # 4 ноября 2015 в 12:29 0
Интересные задания, грамотно подобранный материал.Имеется работа на развитие речи.
Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 09:25 +1
Сама только недавно объясняла эту тему, очень трудно усваивается. Хорошая разработка, помогает не только понять тему, но и работает на развитие речи.
Ася Васильевна Кашина # 17 марта 2014 в 20:11 0
Спасибо!!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 31 марта 2014 в 16:33 +1
Интересный конспект. Задания соответствуют возрасту детей, разнообразная деятельность - всё способствует развитию интереса к теме и предмету. Спасибо!
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 19:49 0
Интересная разработка! Всё четко, ясно, логично. Обязательно возьму в свою педкопилку. Большое спасибо!
Надежда Ивановна Лукьяненко # 24 мая 2014 в 22:34 0
Спасибо! интересные задания, грамотно подобранный материал.Доступно для учащихся данного возраста.
Подольская Ирина Александровна # 23 июля 2014 в 19:11 0
Материал подобран согласно возрастным особенностям. Интересная идея с ромашкой. Вы правы, лучше меньше заданий на данном уроке, но качественнее. Тема сложная и если ученики слабо подготовлены для среднего звена, то это большая проблема. Но вы показываете в своей работе, как можно легко преподнести трудный материал для учащихся 5 класса. Спасибо. С уважением ИА
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 11:54 0
Интересный урок, скорее релаксирующее занятие с учебным эффектом. Полянка, поют птички, цветут ромашки, можно поиграть - и подаётся довольно трудная тема, причём ненавязчиво, но очень грамотно. Мне кажется, такой урок обречён на успех. Причём за весь урок учитель ни разу не обращается к учебнику, что полностью соответствует играм на полянке. Я убеждена, что такие уроки просто необходимы пятиклассникам. Спасибо!
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 01:44 +1
Урок соответствует новым стандартам, учитель только подталкивает ребят к выводам, в очень интересной форме - игре. Тема действительно сложная для пятиклассниковов - отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Весь урок продуман до мелочей, а игровая форма тонко вплетена в канву образовательного процесса: лес, полянка, пение птиц, ромашка... С удовольствием воспользуюсь разработкой. Спасибо.
С уважением,
Лебедева А.А.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 02:30 0
Интересный и увлекательный урок, как раз для 5-го класса. Урок получается солнечным и легких, благодаря "полянкам". Разнообразная деятельность только способствует развитию интереса к теме и предмету. Спасибо
Валентина Васильевна Хромова # 4 октября 2014 в 23:06 0
Тема сложная для восприятия, но конспект составлен очень грамотно, интересно, использованы игровые формы, что позволяет учащимся без труда различать однокоренные слова и формы слова. Замечательна идея с полянкой, удачно подобраны стихи о природе.Спасибо за урок!
Татьяна Алексеевна Страупе # 8 октября 2014 в 21:26 0
Всегда приятно, когда у учителя есть личное что-то, индивидуальное. В данном случае, это использование репродукций, видимо, любимых полотен учителя, звуки леса - всё это создаёт неповторимую атмосферу на уроке. Спасибо.
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 17:48 0
Интересная разработка. Хорошо использовать музыку и настраивать учащихся, но мне не понятно, как привязан орг.момент к сообщению темы и цели??? Понравилось связь урока с литературой, но мне кажется,что нет разнообразия в формах работы и задания однообразны.Однако взять частично данный урок в свою копилку очень хочется.
Елена Александровна Борисова # 23 октября 2014 в 21:39 0
Интересная разработка. Материал сложный, но преподнесён в досупной форме. Соответствует возрастным особенностям детей. Много наглядного материала, который помогает усвоить сложный материал. Спасибо за урок!!!
Лариса Викторовна Яковлева # 29 октября 2014 в 16:27 0
Хорошо использованы межпредметные связи. Детям всегда это интересно, тем более для 5 класса. Тема передана очень доступно.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 17:31 0
Материал урока интересный, соответствует возрасту учеников. За это спасибо! Но непонятно, кто и как сообщает тему и цели урока? Хотелось бы, чтобы это сделали сами ребята.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 2 ноября 2014 в 22:48 0
Интересный урок. Игровые формы работы помогают учащимся хорошо воспринимать данный материал. очень понравилась "полянка". Видна связь с литературой, прикосновение к прекрасному помогает развивать воображение и речь. Думаю, разработка мне пригодиться. Спасибо.
Ирина Александровна Дингес # 23 ноября 2014 в 10:31 0
Мне тоже очень понравилась полянка. Можно что-то изменить, но в целом урок замечательный.Спасибо, очень понравилось.
Лидия Павловна Морозова # 10 апреля 2015 в 20:35 0
Ребятам трудно бывает понять, что такое форма слова у различных частей речи. Здесь дан сложный материал доступно.
Алла Викторовна Третьякова # 17 апреля 2015 в 23:46 0
Спасибо за конспект урока. Детям, действительно, бывает порой сложно отличать однокоренные слова от форм слова. Поэтому так важно в игровой форме заинтересовать их, чтобы захотелось самим ощутить вкус победы, чтобы преодолеть самих себя.
Евгения Васильевна Белашова # 4 мая 2015 в 18:48 0
Ася Васильевна! Спасибо за интересный содержательный конспект урока. Тема, действительно, сложная, но материал подобран искусно, и главное, в соответствии с ФГОС. Обязательно возьму его себе в копилку!
Абдыхаймова Бейсенкуль # 17 июня 2015 в 10:30 0
Спасибо за конспект урока. Игровая форма работы всегда заинтересует детей при изучении новой темы.Мне понравилась игра "собираем родственников". Можно использовать на уроке.
Ольга Валентиновна Полежаева # 21 июня 2015 в 17:19 0
Очень хороший урок! Благодаря выбранным приёмам обучения непростая тема легче усваивается, а также развивается воображение, речь учащихся. Спасибо!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 18:49 0
Тема "Однокоренные слова и формы слова" очень трудная для усвоения. Сталкиваешься с этой проблемой не только в 5 классе. Спасибо за конспект, все логично, грамотно. Я в процессе изучения темы также работаю с двумя столбиками слов:1- "Однокоренные слова", 2- "Формы слова" - и задаю вопросы: Сколько слов записано в 1 столбике? (ответ: 2, 3 и т.д.) и Сколько слов во 2 столбике? (ответ - 1 слово, но в различных формах).
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 15:45 0
Идея с "полянками" не нова, но всегда интересна пятиклассникам. Урок подготовлен качественно, на оценку "хорошо".Игровой метод в пятом классе всегда даёт хороший результат.
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 21:10 0
Ася Васильевна! Спасибо за интересный содержательный конспект урока. Тема, действительно, сложная, но материал подобран искусно, и главное, в соответствии с ФГОС. Обязательно возьму его себе в копилку!
Ольга Ивановна Данильцева # 9 августа 2015 в 15:38 0
Спасибо за интересную разработку!
Татьяна Александровна Степанова # 19 августа 2015 в 01:19 0
Хороший конспект. Понравилось, что вы использовали репродукции известных картин, ведь так дети узнают об искусстве. Очень важно, что в данном конспекте представлены стихотворения разных поэтов, с которыми ребята должны быть знакомы
Елена Анатольевна Шехурдина # 1 октября 2015 в 21:16 0
К сожалению, школьники часто путают формы слова и однокоренные слова. Думаю, что урок, проведённый по такому конспекту, поможет детям разобраться с этой сложной темой. Отдельно следует отметить межпредметные связи на уроке и разные виды деятельности. Думаю, что ученикам не будет скучно!
Ольга Васильевна Цесевич # 14 октября 2015 в 16:21 0
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей учащихся. Подобран интересный материал для связи с литературой. Хочется верить,что дети с помощью учителя и самостоятельной работы усвоят эту трудную тему. Опыт показывает,что отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова могут даже не все старшеклассники.
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:44 0
Действительно, дети трудно усваивают тему об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. В данном уроке работа построена достаточно грамотно, дети в процессе самостоятельной работы приходят к выводу об этом отличии. Спасибо за идею с полянкой, обязательно воспользуюсь в следующем учебном году.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:07 0
Очень интересный материал, спасибо. Буду использовать.
Наталья Александровна Туманова # 16 января 2016 в 20:54 0
Предстояло со своими ребятами провести такой урок. Не могла найти хорошего материала в интернете. А сейчас можно взять себе на вооружение!
Алена Дмитриевна Полякова # 17 января 2016 в 00:53 0
Сложная тема, но материал очень компетентно подобран, детишкам интересно будет в теме разобраться и запомнят лучше, т.к. форма игровая
Анара Жарылгаповна Оспанова # 3 февраля 2016 в 13:50 0
очень интересный урок. хорошо подобран материал.
Ирина Владимировна Олейник # 15 февраля 2016 в 09:13 0
Очень хороший и интересный подход к теме. Ромашка однокоренных слов наглядно показывает ребятам гнездо однокоренных слов. Отличная ассоциация. Возьму на заметку. Спасибо.
Наталья Петровна Авдеева # 17 апреля 2016 в 16:38 0
Прекрасный урок! Задания в увлекательной форме тренируют навык различать. Недавно с ужасом обнаружила, что ученики приходят из начальной школы и не умеют различать разные части речи. Сухие однообразные упражнения в учебнике не увлекают их, следовательно, нет понимания и запоминания. А предложенные здесь задания, думаю, навсегда отложат в их сознании. материалы этого урока можно использовать и на внеклассных мероприятиях по русскому языку. Впоследствии на ГИА по русскоу языку испытывают затруднения в задании А4.
Поэтому рекомендую всем: взять конспект на вооружение и использовать его материалы во всех классах
Дина Хуснуллина # 23 мая 2016 в 21:15 0
Прекрасный урок по одной из трудных тем русского языка.Задания занимательные, содержательные. Интересна форма проведения урока - лесные полянки.Звучат стихи известных поэтов.Дети на протяжении всего урока подбирают родственные слова или формы слова и делают вывод.Спасибо за идею.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:39 0
С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой урока. Это хороший методический материал, который можно использовать не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях. Благодарю Вас за Ваш опыт.
Лариса Сергеевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 16:44 0
Спасибо за интересный конспект урока! Задания связаны друг с другом не только темой урока, но и темой красоты природы. Дети во время урока в игровой форме (путешествие) учатся различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, анализируют результаты. Думаю, что такой урок поможет детям хорошо разобраться в заявленной теме.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 20:45 0
Работаю много лет и убедилась, что это одна из трудных тем русского языка.Материал учителем подобран интересный. увлекательный. Он поможет ученикам разобраться в путанице однокоренных слов и формы слова.