Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6» , Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (5-7 лет) со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа  была  апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии

Цель: коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных   констатирующего   эксперимента   позволили   разметить   модель   по устранению стертой формы дизартрии. Учитывалось следующее:

1)  Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.

2)  Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.

3)  С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

4)  Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.

5)  Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.

6)  Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.

I блок. Нормализация мышечного тонуса:

1) гигиенический массаж лица.

Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома –

Значит, к нам пришла зима.

Спиралевидные движения. Направление движений - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. 

2) точечный массаж;

3) массаж языка.

Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:

Щеткой чищу я щенка,

(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)

Щекочу ему бока.

(Растирание боковых краев языка).

4)физкультурные занятия по программе детского сада.

II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:

1) пальчиковые игры

2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:

Поскорей на палец глянь-ка,

Да это просто Ванька-встанька.

Палец скачет вверх и вниз,

Он получит первый приз.

Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.

3) упражнения на определение положения губ (гласные звуки);

4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;

5) упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен).

В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке» в картинках .

III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:

1) общая моторика;

2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн», «Собери бусы», игры с пуговицами и прищепками;

3) артикуляционный праксис.

IV блок. Развитие просодики речи.

V блок. Коррекция звукопроизношения:

1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.

На данном этапе можно использовать артикуляционные упражнения в картинках. Это интересно детям и облегчает труд логопеда, например, упражнение «Качели» - рисуем качели, упражнение «Маляр» - кисточку;

2) формирование первичных произносительных умений и навыков;

3) закрепление этих умений и навыков в устной речи.

Данную работу можно использовать в качестве методических рекомендаций для логопедов, студентов.

Выбрав, более узкие специфические упражнения при работе над звукопроизношением и регулярно их, сочетая с массажем, пальчиковой гимнастикой, то конечный результат был, достигнут быстрее, так как постоянно активируются все зоны, связанные с речевым развитием.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.,1987г.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973г.

3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. ООО Издательство, «Книголюб»,2004г.

4. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1987г.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу. Санкт-Петербург,1994г.

6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

7. Правдина О.В. Логопедия. М.,1973г.

8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика, М., Астрель, АСТ, 2001г.

Рекомендуем посмотреть:

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:19 0
Здравствуйте, Эльвира! \IV блок. Развитие просодики речи.\ -не расписан.Модель очень интересна.Спасибо
Минзия Кагировна Шириязданова # 11 июня 2014 в 11:00 0
Я не логопед, но разработку положила к себе в копилку, очень много интересного материала. Спасибо!
Анна Иванова # 29 июля 2014 в 14:58 0
я поступила в магистратуру, буду учиться на логопеда. Ваша статья, я уверена, мне очень поможет в учебе и работе. Тут много полезной информации как для специалиста, так и для родителей, которые хотели бы сами заниматься со своим ребенком дома. Добавлю статью в закладочки. Спасибо за нее большое!
Олеся Владимировна Петрова # 8 декабря 2014 в 18:10 0
Ваша методическая разработка включает в себя использование разнообразных методов работы.Все задания направлены на нормализацию мышц артикуляционного аппарата, что является основным в коррекционном процессе при любой форме дизартрии. Если использовать такую структуру занятия, то думаю,что детям будет интересно и занятия будут проходить результативно.Желаю Вам успехов! Молодцы!
Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 14:42 0
Большое спасибо за статью. Тема, я думаю, актуальна для всех воспитателей, так как самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 22:05 0
данная тема становится очень актуальной. Почти 50% детей имеют дизартрические нарушения, поэтому данный материал полезен как для логопедов, так и для воспитателей, и для родителей.
Марина Алесандровна Жаркова # 29 ноября 2015 в 00:41 0
Интересный материал,спасибо!!!
Элеонора Валерьевна Анфилова # 24 сентября 2016 в 18:19 0
чётко сформулированы блоки работы, можно составить картотеку