Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

План-конспект занятия для прохождения соответствия занимаемой должности музыкального руководителя дошкольного образования

Автор: Минханова Эльвира Илдаровна; музыкальный руководитель г. Альметьевск, МБДОУ №53 "Светофорик"

Октябрь – вторая неделя (подготовительная группа)

Тема: «Осенняя пора»

Цели:

1. Научить находить в музыке отображение образа основной темы;

2. Закрепить знания об осеннем периоде года.

Задачи:

1. Расширять знания о многообразии музыкальных средств выразительности;

2. Закреплять навыки исполнения песен со сложным ритмом, широким диапазоном;

3. Способствовать расширению фантазии ребенка;

4. Воспитывать контактность с педагогом.

Словарная работа: «фортепианный цикл», «миниатюра»

Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети входят в зал, построившись в ряд, под энергичную музыку марша В. Дешевого.

Педагог: - Ребята, шагаем по кругу, держим спину прямо, высоко поднимаем колени. А теперь бежим на носочках по кругу. Бежим легко, не обгоняем друг друга. А сейчас я хотела бы попросить Аделину показать,  как нужно выполнять поскоки. Посмотрите, ребята, какая у Аделины прямая спина, как легко она выполняет движения. Я предлагаю и вам всем присоединиться к Аделине и дружно сделать поскоки.

- Молодцы, ребята. А теперь переходим на марш и за Ильдаром присаживаемся на стулья.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга под музыку:

 «Здравствуйте, ребята» ( поступенное восходящее движение от 1 ступени к 5) «Здравствуйте» ( нисходящее тоническое трезвучие)

2.  Основная часть.

Педагог: Ребята, кто мне напомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Дети: Об осени, о временах года.

Педагог: Правильно, ребята. А какие есть времена года?

Дети: Лето, зима, весна, осень.

Педагог: А какое сейчас время года?

Дети: осень.

Педагог: Какие вы знаете осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Педагог: Молодцы! Совершенно верно. А какой сейчас идет месяц?

Дети: Октябрь.

Педагог: Правильно. И сегодня у нас будет необычное занятие, я вам предлагаю отправиться в осеннее  путешествие. Хотите?

Дети: Да, хотим, конечно, поедем путешествовать.

Педагог: Все готовы к путешествию?

Дети: Да, готовы.

Педагог: Тогда отправимся в осенний лес?

Дети: да, поехали, отправляемся.

Педагог: Вот только как же нам туда попасть? Как вы думаете, ребята?

Дети: На машине, на автобусе, на самолете, на самокате, на велосипеде, пешком дойти.

Педагог: Правильно. Но я хочу вам предложить стать волшебниками и быстро переместиться из нашего детского сада в осенний лес. И в этом нам поможет музыка. А вы, ребята, внимательно слушайте музыку и каждый из вас потом расскажет мне о том, что он увидел по дороге в осенний лес. Хорошо?

Дети: Хорошо, расскажем.

Педагог: А сейчас закрываем глаза и слушаем музыку.

Открываем глаза, ребята. Вот мы с вами и на месте.. кто мне расскажет, что он видел по дороге в лес? Салават, расскажи, что ты видел?

Салават: Я встретил в лесу волка.

Педагог: А что видела Алина?

Алина: А я видела много листьев, деревьев.

Педагог: А какого цвета листья ты видела, Алина?

Алина: желтого, красного, зеленого, фиолетового.

Педагог: Молодец, Алина! Ребята, а вам понравилась музыка, которая вас сопровождала?

Дети: Да, понравилась, красивая музыка.

Педагог: А чем она вам понравилась?

Дети: Она спокойная, тихая, медленная, легкая.

Педагог: А вам было грустно или весело, когда вы слушали это музыкальное произведение?

Дети: Грустно, хотелось плакать.

Педагог: Ребята, а если вас попросят нарисовать эту музыку, то какой бы цвет вы выбрали?

Дети: Серую, черную, фиолетовую, красную, желтую, зеленую.

Педагог: Да, ребята, я с вами полностью согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. А теперь я хочу вас познакомить с композитором, который сочинил это грустное произведение, которое называется «Октябрь». Это Петр Ильич Чайковский – известный русский композитор. Однажды ему пришла идея сочинить небольшие музыкальные произведения о каждом месяце. Такие маленькие произведения называются «миниатюра». А соединив эти миниатюры в одно большое произведение, Петр Ильич Чайковский дал им одно общее название «Времена года». А произведения, которые имеют одну общую идею, смысл, называется «цикл». А так как эти миниатюры были написаны для фортепиано, то и цикл стал называться «фортепианным». Таким образом, мы с вами познакомились с новым музыкальным жанром – «фортепианный цикл». А кто мне скажет, что такое «жанр»?

Оля: это тип, род, вид чего-то. В музыке это вид произведения.

Педагог: Умница, Оля. Ребята, мы с вами послушали музыку про осень. А теперь я предлагаю вам послушать песню про осень, которая так и называется «Осень». Послушайте ее, пожалуйста.

Ребята, вам понравилась песня?

Дети: Да, понравилась, очень понравилась.

Педагог: Карина, расскажи, пожалуйста, какая это песня?

Карина: грустная, тихая, печальная.

Педагог: А почему ты так думаешь, Карина?

Карина: потому что она про осень, про то, что стало холодно, улетели птички.

Педагог: Умница. Камиль, скажи нам, пожалуйста, о чем эта песня?

Камиль: эта песня про осень.

Педагог:  ребята, а послушайте, пожалуйста слова песни.

И правда очень грустные слова. А сейчас я предлагаю вам послушать мелодию песни.

Ребята, мне кажется  и мелодия очень грустная. Вам тоже так кажется?

Дети: Да, она медленная, спокойная, грустная, тихая.

Педагог: А сейчас, ребята, предлагаю вам выучить первый куплет песни. Я вам буду зачитывать первую строчку, а вы будете за мной повторять, хорошо?

Дети: хорошо, да, будем повторять.

Педагог: А теперь попробуем соединить слова и мелодию. Я вам ропою первую фразу, а вы послушайте, пожалуйста.

А теперь повторяйте за мной.

Молодцы, ребята. А кто помнит, какой праздник мы обычно празднуем осенью?

Дети: праздник Осени, осенний праздник.

Педагог: Правильно. И я вам предлагаю сейчас перейти к разучиванию танца с листьями. Встаем в красивый круг. Я каждому из вас раздам по два листочка, а Елена Александровна поможет мне.

Итак, мы с вами делаем красивый, ровный круг. Теперь поднялись на носочки, развели руки в стороны и легко побежали. Представьте, что вы листочки, легкие, воздушные. Остановились и поочередно поднимаем руки вверх: то правую, то левую. Подняли руки вверх и покружились на носочках.

Молодцы, ребята. А теперь Азалия, Оля, Эльвина и Рамазан будут первыми, а остальные вторыми. Первые бегут на носочках в центр круга и делают «звездочку». Вторые стоят на месте и плавно покачиваются из стороны в сторону. Ребята, посмотрите на Лизу. Как красиво у нее получается, какие легкие у нее взмахи рук. Постарайтесь и вы, ребята, делать так же красиво.

Осень хорошо, ребята. А теперь мы с вами попробуем исполнить эти движения под музыку. Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения.

Лиза, скажи, пожалуйста, какая это музыка?

Лиза: легкая, воздушная, мягкая, как капельки.

Педагог: умница! Это произведение называется «Вальс цветов». Вальс – это танец. Красивый, парный танец. Поэтому и вы постарайтесь танцевать красиво и легко.

Молодцы, ребята!. Ну что ж, на следующем занятии мы с вами продолжим разучивать этот танец. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Хотите?

Дети: Да, хотим играть, давайте поиграем.

Педагог: Игра называется «Платочек». Сейчас мы встанем в круг, а Оля будет ведущей. Держи, Оля, платочки. Теперь оля бежит по кругу, а все остальные будут стоять к ней спиной. Под музыку, Оля бежит и бросает платочки рядом с кем-то из вас. Как только музыка останавливается , все поворачиваются лицом в круг и смотрят, возле кого лежат платочки. Те, кому Оля подарила их, должны Олю догнать. Кто первый ее поймает, тот становится ведущим. Вам понятно, ребята?

Дети: да, понятно.

Педагог: Тогда попробуем поиграть?

Дети: да, попробуем, поиграем.

Педагог: Итак, начинаем. 

Молодцы. На следующем занятии мы с вами еще раз поиграем, а сейчас я хотела бы чтобы вы сели на стулья и давайте поговорим о том, что вы сегодня нового узнали на занятии.

Вам понравилось сегодняшнее занятие, ребята?

Дети: да, понравилось.

Педагог: А что вам понравилось больше всего?

Дети: Играть, танцевать, петь.

Педагог: а может что-то кому-то было сложно выполнять?

Рамазан: да, мне трудно было делать поскоки.

Педагог: Ничего страшного, Рамазан. На следующем занятии мы с тобой еще раз поучимся выполнять поскоки. Не расстраивайся. Ребята, а кто вспомнит, как называется произведение, которое мы с вами сегодня слушали?

Дети: Октябрь, времена года, Вальс листьев.

Педагог: молодцы. А как называется жанр, с которым мы с вами познакомились сегодня?

Дети: Миниатюра, фортепианный цикл.

Педагог: А вспомните, пожалуйста, как называется песня, которую мы с вами сегодня пели?

Дети: Осень.

Педагог: правильно. Молодцы, ребята. Вы сегодня очень постарались, хорошо потрудились. Не у всех все получилось сразу, но мы с вами обязательно на следующем занятии все закрепим еще раз. А сейчас нам пора прощаться. На этом занятие закончилось, давайте попрощаемся под музыку.

«До свидания» (поступенное восходящее движение от 1 ступени до 5)

«До свидания» (нисходящее поступенное движение то 5 ступени до 1)

Педагог: А теперь красиво встали, построились парами и шагаем друг за другом к двери.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Екатерина Викторовна Дьяченко # 11 ноября 2015 в 16:38 0
Хорошее занятие! Педагог помогает детям самим находить ответы, задавая им наводящие вопросы. Важное значение в данном занятии имеет поощрение, что мотивирует детей на положительный результат своей деятельности.