Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с иллюстрациями Ю. А. Васнецова»

Автор: Щукина Наталья Юрьевна, воспитатель ясли/сада №22 санаторного типа для тубинфицированных детей, г. Павлодар

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова».  Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект занятия направлен на воспитание интереса к изобразительному искусству и развитие речи у старших дошкольников.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с иллюстрациями Ю.А. Васнецова»

Цель: Сформировать умение детей воспринимать различные образы в сравнении, определять настроение, переданное художником.

Задачи: Учить внимательно рассматривать иллюстрации, замечая в них главное; выделять средство выразительности – цвет. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций Ю.Васнецова; воображение, мышление. Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций художников Васнецова и Чарушина.  Драматизация потешек, сказок. Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова. Рассматривание иллюстраций в разных книжках.

Материал к занятию: Две детские книги (одна с иллюстрациями, другая без), две книги с иллюстрациями Васнецова и Чарушина, иллюстрации Ю.Васнецова «Мыши», «Пожар», «Ходит кот по лавочке».

Словарная работа: иллюстратор, сказочник, выпучила, горенка.

Ход занятия:

I часть. “Вход в тему» через проблемный вопрос

(Воспитатель показывает две книги: одна с иллюстрациями, другая без.)

Вопросы:

1. Какую книгу вы бы выбрали? Почему?

2. А кто нам эти книги разрисовывает, украшает?

3. Назовите свою любимую книгу и фамилию художника-иллюстратора.

Воспитатель предлагает сравнить две книги с иллюстрациями Васнецова и Чарушина.  Показывает книги и задаёт вопрос:

«Чем же отличаются их иллюстрации?» (У Чарушина звери похожи на настоящих, он не использует ярких красок, иногда рисует одним простым карандашом. Не проводит контур, потому что звери у него пушистые. Васнецов рисует зверей сказочных, его рисунки ярки, декоративны, привлекательны. Звери, которых рисует Васнецов, похожи на дымковские игрушки, на игрушечных зверей).

II часть. Воспитатель  предлагает рассмотреть иллюстрации.

Воспитатель: «А сегодня мы поговорим, как Ю.Васнецов изображает образы животных» (выставляет первую иллюстрацию «Мыши»).

Вопросы:

1.Какое время суток изображено на картине? Докажите. (Кот спит, вышли из норки мыши, тёмные окна).

2. Что происходит в горенке?

3. Расскажите о характере кота. Какой он?

4. Докажите, что в доме тепло.

5. Какое настроение у мышей? Почему?

Воспитатель выставляет вторую иллюстрацию «Пожар».

Вопросы:

1. Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

2. Опишите кошку.  Какая она?

3. Давайте представим, что вы вошли в эту картину, что будете делать?

4. Кто бы ещё мог помочь кошке потушить пожар?

Воспитатель: «Давайте громко расскажем потешку, чтобы все услышали и пришли на помощь».

Физминутка:

Тили-тили-тили-бом!      (руки через стороны вверх, хлопки)

Загорелся кошкин дом    (руки за голову, наклоны)

Кошка выскочила            (наклоны с поворотом)

Глаза выпучила                (показать руками круглые глаза)

Бежит курочка с ведром (лёгкий бег на месте)

Заливает кошкин дом      (наклоны вперёд-вниз)

Воспитатель: «А теперь сами придумайте движения к потешке, приговаривая шёпотом. А я буду смотреть, у кого будут самые интересные движения». (Называет несколько человек, у которых были самые интересные движения).

Воспитатель выставляет третью иллюстрацию «Ходит кот по лавочке».

Вопросы:

1. Почему эта картина украшена цветами? (праздник, танцы, веселье).

2. Опишите праздничный наряд кошек

3. Почему котята одеты одинаково?

4. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту иллюстрацию? (радуемся за дружную кошачью семью).

Воспитатель: «Художник рисовал и, наверное, тоже радовался, улыбался, как мы с вами.

III часть.

Воспитатель обобщает ответы детей, задаёт вопросы:

1. Представьте, что вы котята, с какими бы из этих кошечек, изображённых на иллюстрациях, вы бы хотели дружить и почему?

2. Что общего в этих картинах?

3. Чем они отличаются?

4. Как  художнику помогает цвет? (правильное сочетание цветов создаёт праздничное, весёлое настроение. Огонь не вызывает чувства страха, опасности, он не красного цвета. Наверное, потому что Васнецов знает, что в сказке всегда должно всё закончиться хорошо; он сам добрый и мудрый сказочник, верит в добро и его неизбежную победу над злом).

Воспитатель делает вывод: «Обратите внимание, что у Ю.Васнецова всё круглое: и цветы, и деревья, и лица. В этой плавной округлости, в стремлении избежать острых углов отражается естественная детская вера художника в светлую гармонию и уют мира».

Итог занятия: «На следующем занятии по рисованию вы будете художниками и нарисуете иллюстрацию к своей любимой книге».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Татьяна Сергеевна Вагина # 27 мая 2014 в 19:01 0
Наших детей необходимо знакомить с произведениями искусства! Ваш конспект очень содержательный, развивает монологическую речь детей. Большое вам спасибо!!!
Грязнова Наталья Юрьевна # 3 апреля 2015 в 09:50 0
работа хорошая. Действительно , детей нужно воспитывать на картинах настоящих художников. Беру себе на заметку. Спасибо автору.
Светлана Васильевна Науменко # 19 сентября 2015 в 21:59 0
Работа очень интересная!Молодец!