ИКТ в работе классного руководителя
Инновационная особенность нового стандарта – выделение в нём метапредметного компонента формирования универсальных учебных действий, так называемых «навыков XXI века: искать, анализировать, планировать и проектировать объекты и процессы (в т.ч., и собственную деятельность), вести самостоятельное исследование и фиксировать его результаты, общаться и взаимодействовать с другими.
Фундаментом этих навыков является умение целесообразно применять ИКТ именно в качестве одного из инструментов деятельности. Кроме формирования предметных и метапредметных компетенций стандарт ориентирует начальную школу на формирование у учащихся личностных достижений.
В последнее время вопрос «А можно ли обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя???» в нашей школе даже не поднимается. Не только можно, но и нужно!
Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в педагоге, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии. Рассмотрим области применения ИКТ на практике: в работе классного руководителя, портфолио учащихся и класса, в формировании и развитии школьных СМИ.
ИКТ в работе классного руководителя. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото- и видеокопилку.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия.
По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Используя программы графического редактора Photoshop и программы Power Point, наглядно, убедительно и доступно представляется большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Портфолио учащихся и класса. Совсем недавно в нашу школьную жизнь ворвалось ещё одно новое понятие «портфолио». Как и всё новое портфолио пока с трудом приживается, но всё же, не только приживается, но и развивается!
Если бы вас попросили из предложенного списка выбрать наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову «портфолио», то каждый бы нашел что-то соответствующее собственному пониманию: пакет документов, антология работ, блок заданий, папка достижений, копилка, набор фотографий, папка эскизов, сборник текстов.
Итак, зачем ученикам нужен портфолио?
Практически все теоретики и практики педагогики сходятся в том, что основной смысл портфолио заключается в демонстрации возможностей автора, его индивидуальных особенностей. По моему мнению, девизом работы с портфолио должны стать слова: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Я всегда нацеливаю ребят на то, что победа это не главное, главное участие. Именно поэтому в портфолио моих детей так много творческих работ и работ прикладного характера.
А портфолио класса у нас имеется в двух вариантах: бумажном и электронном. Бумажный портфолио ребята любят пролистывать на переменах, вспоминают приятные моменты школьной жизни. А вопрос об электронном возник в тот момент, когда у нас накопилось большое количество творческих работ, видеороликов с различных праздников. Есть две работы, которыми особенно гордимся, потому что дети многое сделали сами. Это диафильм по рассказу Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью», с которым мы приняли участие в литературном марафоне на сайте Nachalka.com и получили Диплом за творческий подход к выполнению заданий. И последняя работа – фильм «Наш класс на перемене», созданный в программе Movie Maker (научились озвучивать!).
ИКТ в формировании и развитии школьных СМИ. Ещё одна возможность продемонстрировать свои способности и выйти за рамки классного коллектива – это выпуск своей собственной газеты «Пчелиный городок». Газету выпускаем при помощи программы Microsoft Office Publisher в цветном и чёрно-белом варианте тиражом 30 штук; распространяется среди учеников класса, а также вывешивается в школьном информационном центре. В каждый номер входят творческие работы ребят и новости нашего городка.
Я не хочу сказать, что вся проделанная работа является новинкой. Всё, о чём я говорила, никоим образом не претендует на ноу-хау в воспитательном процессе. Я это делаю с ребятами, потому что нам это приносит удовольствие и
достигаются следующие цели:
во-первых, сплочение детского коллектива, общие интересные дела, которые требуют совместных усилий для достижения общей цели;
во-вторых, создание своеобразного архива фото- и видеоизображений класса, творческих работ, которые пригодятся в дальнейшем.
в-третьих, для родителей, которым крайне полезно и интересно видеть, как их чада проводят время в школе, чем и кем интересуются и т.д.
в-четвертых, собственно, обучение детей работе с компьютером.
И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учителя и Ученика.
Рекомендуем посмотреть:
Модель воспитательной работы в начальной школе
Дневник воспитательной работы классного руководителя
План работы с учащимися девиантного поведения, 9 класс
Похожие статьи:
Роль классного руководителя в воспитательном процессе школы и колледжа
Должная инструкция классного руководителя