Учитель – не только даритель знания. Он призван в каждом до совершеннолетия сформировать личность, внушить чувство долга, чувство гражданина. Я глубоко убеждена: учителем может быть лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления перед красотой нашего мира, кто, полюбив маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни и поможет ему сделать самое важное открытие, что есть в нём самого ценного, для какого дела на Земле он рождён…
Моя главная задача как учителя и классного руководителя – привить чувство ответственности перед обществом, потребность в постоянном саморазвитии, сформировать активную гражданскую позицию, культурные и духовные потребности, толерантность и уважение к людям других культур и вероисповеданий. Не менее важно вооружить детей социальными умениями и навыками, научить устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Воплотить эти идеи в жизнь мне позволяет реализация авторского проекта воспитательной программы «КЛАССная компания!»
Основная идея моей воспитательной программы - создание условий для самореализации обучающихся в процессе социально значимой деятельности и переживания ими ситуации успеха от достижения поставленной цели.
Цель проекта: на основе сотрудничества взрослых и детей организовать в классном коллективе демократический уклад жизнедеятельности.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Вести экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения.
2. Создать необходимые условия для формирования элементов детского самоуправления в коллективе.
3. Формировать социальную активность детей.
4. Создавать условия для обретения младшими школьниками позитивного социального опыта.
Л.Н.Толстой в своей работе «В чём моя вера» определил условия человеческого счастья как связь человека с природой; наличие у него любимого и свободного труда; радость от семьи; свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира; здоровье.
В согласии с мнением классика мною определены направления воспитательной программы в рамках проекта:
Для каждого направления я выделила ряд специфических задач и в соответствии с ними разработала комплекс праздников, классных часов, бесед, экскурсий и других мероприятий.
Одним из самых широких и ёмких в деятельности классного руководителя считаю направление «Семья и Родина». В семье растёт, формируется, воспитывается ученик.
Я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение атмосферу, образ жизни каждой семьи.
2. Знакомство с традициями и обычаями семьей моих учеников.
3. Создание условий для обмена опытом родителей по воспитанию детей.
4. Осуществление психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
5. Вовлечение родителей в жизнь класса.
6. Воспитание уважения к семье и семейным ценностям.
7. Формирование чувства гордости и любви к своей Родине.
8. Воспитание чувства идентификации себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны.
9. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей Родины.
Объектом моего профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Свои отношения с родителями строю, руководствуясь словами В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу…для нотаций детям, для устрашения отцовской «сильной рукой», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость…»
В выборе темы родительских собраний не приемлю формализма, выбираю интересную, глубоко волнующую проблему, расширяющую педагогический кругозор родителей. Выбираю разнообразные нестандартные формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, дискуссия, круглый стол. На каждом собрании нахожу место для минуток психологической разгрузки, побуждаю высказывать своё мнение, делиться опытом, участвовать в решении педагогических ситуаций.
Родители являются моими единомышленниками и помощниками, активно поддерживают в любых начинаниях: вместе с нами ходят в театр, на экскурсии, создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий, сохранения здоровья детей в школе, с энтузиазмом откликаются на инициативы о проведении праздников, спортивных мероприятий. Родители проявляют заинтересованность не только в организации досуга детей, но и в создании в классе благоприятного психологического микроклимата. Проблемам общения детей, их взаимоотношений друг с другом, учителями и родителями посвящается значительная часть времени на родительских собраниях.
Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство уважения к старшим, прочувствовать прелесть семейных традиций и устоев помогаю детям в ходе проведения семейных праздников « У самовара вся моя семья», « Бабушка – лучшая подружка», конкурсных семейных программ «Когда все вместе», «Устами младенца», « Семейные Олимпийские игры», выставок творческих работ « Лучшая мама на свете», «Кем я могу гордиться». Историю своей семьи, её традиции ребята изучают при разработке проектов « Моя семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое дерево».
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, патриотов своей страны. Решение этой задачи, на мой взгляд, целесообразно начинать с воспитания чувства любви к малой Родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, его культуре, литературе.
С целью приобщения детей к культурным ценностям нашей Родины, организую праздники, направленные на изучение традиций народов Поволжья: «Святки», «Масленица», «Сабантуй».
Историю родного города постигают мои ученики во время увлекательных экскурсий в Бугульминский краеведческий музей, музей сатиры и юмора им. Я.Гашека, музей Боевой славы при Бугульминском военкомате. Имена бугульминцев - героев Великой Отечественной Войны и Афганской войны учащиеся моего класса запоминают не только по книжкам, а во время экскурсий к Вечному огню, в Аллею героев, памятнику 352 стрелковой дивизии, мемориалу павшим афганцам.
Эти мероприятия оставляют глубокий след в душах детей, что находит отражение в создании проектов «Улицы моего города», «Герои-бугульминцы», «Мой город - Бугульма» и исследовательских работ по краеведению «Бугульма: легенды и правда о названии моего города», «Музей Ярослава Гашека в Бугульме».
Немало способствует воспитанию любви к культуре родного края
проведение ежегодных поэтическо-музыкальных праздников «День рождения Г.Тукая» у памятника великому татарскому поэту. Памятник установлен на площадке перед лицеем №2, и ребята целый год ухаживают за ним – высаживаютцветы, расчищают от снега, а 26 апреля читают здесь стихи любимого поэта, поют песни на его слова, инсценируют его произведения.
Интерес к творчеству Г.Тукая мне удалось поддержать экскурсией на родину поэта в д.Кырлай с посещением дома-музея Габдуллы Тукая.
При поддержке родителей всем классом совершаем увлекательные и познавательные туристические и экскурсионные поездки по городам Татарстана: Арск, Казань, Альметьевск.
Особенно понравилось ребятам незабываемое путешествие в Арский район в гости к Кыш Бабаю и Кар Кызы.
Не менее важной задачей данного направления является формирование экологической культуры, бережного отношения к природе. «Охранять природу – значит охранять Родину», - читаем строки М.М.Пришвина. Для реализации этой
задачи провожу акции:
- по благоустройству территории школы «Цветник под окнами» - выращивание и высаживание рассады цветов на клумбы возле школы;
- по благоустройству территории школы «Экологическая неотложка» - уборка школьной территории от мусора;
- по сбору макулатуры « Сохраним деревья зелёными»;
- «Где обедал, воробей?» - изготовление и вывешивание кормушек на
территории школы, подкормка птиц.
Особо актуальной в наше время стала работа по направлению «Общение и общество». Высшая ценность в мире – человеческая жизнь. Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от многих коллективистских законов, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом, с другими людьми, необходимо видеть других людей, чувствовать и принимать к сердцу их радости и огорчения.
Задачи данного направления:
1. Формировать коммуникативные навыки.
2. Воспитывать уважение к окружающим.
3. Создавать условия для усвоения норм и правил общения.
4. Воспитывать гуманизм, терпимость, чувство сопереживания.
5. Прививать основы терпимости, толерантности.
Воспитать гуманную личность, способную понять и принять чужую боль, сострадать и протягивать руку помощи нельзя только на словах. Поэтому в классе стали традиционными такие ежегодные проекты как:
«Мама – кусочек солнца…» - подготовка и проведение концерта-праздника ко Дню 8 Марта и Дню Матери для любимых мам и бабушек, изготовление подарков своими руками.
«Бабушка рядышком с дедушкой…» - поздравление близких пожилых людей в День пожилого человека (бабушек, дедушек, учителей-пенсионеров). Ребята изготавливают поздравительные открытки, пишут душевные слова, готовят концерты, с гордостью рассказывают о своих бабушках и дедушках, об их трудовом пути.
«День заботы и любви» - поздравление с Днём пожилого человека. На подъездах жилых домов, рекламных стендах ребята вывешивают поздравительные листовки с тёплыми, добрыми словами в адрес пожилых людей.
«Кем я могу гордиться…» - выставка творческих работ, посвящённых семье и семейным традициям.
«В мире добрых слов…» - месячник по воспитанию культуры речи. Ребята развешивают по всей школе памятки с «вежливыми» словами, придумывают поощрения для самых вежливых и шутливые штрафы для невеж.
«Люди мира, на минуту встаньте…» - комплекс мероприятий,
посвящённых Дню Победы, включающий встречи с участниками Великой Отечественной Войны, возложение цветов к Вечному огню, экскурсии в Аллею героев, участие в параде, посвященному празднованию Дня Победы.
«Благотворительный марафон» – изготовление поделок для участия
в благотворительном марафоне, организованном школьной бизнес-компанией для помощи детям с проблемами здоровья.
Воспитательная работа в рамках данного направления включает взаимодействие с Бугульминским детским домом и социальным приютом «Ялкын». Ребята моего класса при поддержке родителей активно принимают участие в ежегодных акциях:
«Акции доброты» - дети собирают книжки, игрушки, вещи, из которых уже выросли, и дарят их воспитанникам детского дома и приюта «Ялкын».
«Собери ребенка в школу» - родители моих ребят оказывают посильную спонсорскую помощь в покупке красок, альбомов, карандашей, тетрадей для ребят из детского дома.
Задачи работы по направлению «Мы - коллектив» могу сформулировать следующим образом:
1. Приобщение учащихся к школьным традициям.
2. Формирование навыка выполнения общешкольных и классных обязанностей.
3. Формирование навыков самоуправления.
4. Воспитание чувств ответственности, взаимовыручки, сопереживания.
Любой коллектив держится традициями, и их создавать, с моей точки зрения, нужно уже с момента первой встречи с детьми 1-го сентября. Это очень волнующая встреча, ведь именно она – старт на длинном и сложном пути обучения, именно она – начало общения классного руководителя с учениками. За 4 года мы должны не только научиться считать, писать, думать, но необходимо каждому ощутить, что класс НАШ, понять, что МЫ коллектив, и МЫ растём. И не только понять, но и прочувствовать всем сердцем. Необходимо воспитать у ребёнка способность видеть себя со стороны, видеть других людей, чувствовать и принимать к сердцу их радости и огорчения.
Как классному руководителю мне в эту первую встречу с классом уже
нужно решить множество проблем. Нужно представить, с чего начать развитие коллектива, найти ответы на вопросы:
- Какие они, мои дети, сегодня?
- Каково их воспитание?
- Умеют ли они дружить?
- Интересно ли им вместе?
- Будут ли «лидеры», «изгои»?
И в то же время нужно познакомиться с классом, рассказать о правилах поведения в школе. Наконец, необходимо оправдать надежды детей на доброе слово, на хорошие оценки, на общение с хорошими весёлыми ребятами, на внимание к их незаурядности в чём-либо. Поэтому знакомство с учениками провожу в непринуждённой атмосфере - организую «Конкурс Хвальбишек».
С распорядком школьного дня знакомлю в ходе викторины «Калейдоскоп уроков» (с вручением медалей – каждому приятно отличиться в первый день). Весело и непринуждённо усваивают дети правила поведения ученика в процессе игры «Верю - не верю».
И в последующих классах первый день в школе стараюсь сделать для детей радостным, полным позитивных впечатлений: мы составляем «Книгу рекордов Класса», приносим «Клятву ученика», празднуем «День Рождения Класса». Так рождаются наши классные традиции.
Очевидно, невозможно сразу научить детей осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию, совместному планированию работы, обсуждению любых проблем. На этом пути могу выделить несколько шагов:
- наладить контакт;
- установить благоприятный психологический климат;
- выявить лидеров и исполнителей;
- определить организационную структуру класса;
- планировать работу так, чтобы она осуществлялась при непосредственном участии детей;
- разделять цель на мелкие задачи и превращать их в дифференцированные задания для индивидуальной и групповой работы;
- создавать положительную установку на деятельность;
- использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
- своевременно корректировать межличностные отношения.
Воплощаю эти идеи при проведении классных часов «Несколько слов о дружбе», «Мы растём как коллектив», «Строим Дом Дружбы», «Где живёт Дружба?», где ребята посредством чтения стихов, исполнения песен, участия в игровых и проблемных ситуациях, дискуссиях постигают сложную науку дружить, помогать друг другу. В рамках этих классных занятий нахожу место для таких игровых форм сплочения коллектива, как:
• создание автопортрета класса (художественного, цифрового, психологического, т. д.)
• разработка талисмана класса (эмблемы, гимна, т. д).
• ведение летописи событий класса (альманаха, судового журнала)
Важным элементом становления коллектива является наличие в нём самоконтроля и самооценки. С первого класса приучаю учеников выполнять обязанности по классу. Для более успешной реализации этой задачи превращаю всё это в увлекательную совместную игру - делю учеников на группы - «лучики». Это позволяет, в первую очередь, на должном уровне организовать дежурство в классе, столовой, воспитывает в ребятах чувство ответственности за порученное дело, волю, самостоятельность, коммуникативность, общительность.
В течение года идёт соревнование между «лучиками» по разным номинациям: активное участие в школьной жизни, участие в олимпиадах и конкурсах, сбор макулатуры, посещение библиотеки, выпуск классной стенгазеты «КЛАССиКо», подготовка к классным часам, поздравление к празднику.
Дети сами проводят «выборы» на должности физоргов (проводят физминутки и утреннюю зарядку), старших дежурных (контролируют работу дежурных, показывают пример исполнения обязанностей, выставляют отметку за дежурство), летописцев (ведут «летопись» событий класса), редакторов классной стенгазеты «КЛАССиКо».
Традицией в нашем классе стало коллективное выставление оценок за поведение в конце недели. Ребята учатся критично воспринимать свои недостатки, видеть положительное в своём характере, тактично высказывать критику в адрес товарищей, адекватно реагировать на замечания одноклассников.
Одним из самых действенных способов сплочения коллектива являются праздники. Они вносят разнообразие в школьную жизнь, позволяют создать
положительную мотивацию к учению, помогают детям преодолеть застенчивость, проявить свои личностные качества. Каждый праздник в нашем классе, начиная с празднования «Нового (учебного) Года» 1 сентября с традиционным украшением ёлочки, загадыванием желаний, заканчивая праздником «Где живёт лето?» в конце учебного года встречается детьми с энтузиазмом. Дети с удовольствием, заботой и лаской готовят для мам праздничный концерт, ищут похищенные новогодние подарки в заснеженном лесу, выполняя много заданий на ловкость, смекалку, дружелюбие, готовят рукотворные подарки для именинников.
Такая организация работы по формированию навыков самоуправления дала свои результаты:
- ребята добросовестно относятся к своим поручениям,
-понимают значимость своего труда,
-умеют оценивать труд и поступки своих товарищей,
-осознают личную ответственность каждого за результат коллективной работы.
Работа по направлению «Учение и труд» призвана решить задачи:
1.Формировать положительную мотивацию к учению, навыки коллективной и индивидуальной учебной работы.
2.Воспитывать добросовестность, прилежание в учении.
3.Формировать познавательные качества: любознательность, увлечённость, пытливость ума.
4.Воспитывать любовь и уважение к труду, людям разных профессий.
5.Воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям; к школьному имуществу; к окружающему миру, природе.
Основной сферой деятельности школьника является, конечно, учение. Для младших школьников особо актуальной является проблема формирования навыков учебной работы. Решению задач формирования у школьников навыков самостоятельного поиска нужной информации способствует регулярное посещение школьной и городской библиотек, а также чтение книг классной библиотечки. Ребята учатся выбирать художественную и учебную литературу по заданной теме, указанного автора, готовить краткое сообщение по материалам книги. Неоднократные беседы о правилах пользования книгами, ухода за ними стали неотъемлемой частью трудового воспитания. Каждая беседа сопровождается творческими заданиями (создать книжку-малышку, подобрать пословицы, сочинить загадки о книгах), а также трудовыми операциями «Доктор Книжкин», что позволяет придать занятиям практическую значимость. Данные мероприятия проходят в рамках конкурса «Самый активный читатель», итоги которого подводятся в конце учебного года.
Навыки учебной деятельности формируются также в результате подготовки и участия в конкурсах, предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, дистанционных викторинах. Мои ученики – активные участники и победители Всероссийских конкурсов и викторин.
С целью создания ситуации успеха и укрепления мотивации учебной деятельности в первые дни ребёнка в школе провожу праздник «Посвящение в лицеисты». В ходе данного мероприятия организую различные ритуалы (Обращение к Повелителю Пятёрок, Изгнание двоек, Натирание бальзамом усердия), использую символы (Ключ Знаний, кирпичик Башни Знаний, первоэлемент Знаний), вручаю детям медали, значки, талисманы и амулеты на счастье, успех в учёбе.
В рамках безотметочной системы обучения в первом классе приходится изобретать новые интересные способы поощрения учащихся. Весь первый год в школе мои первоклассники живут в условиях долговременной деловой игры «Ярмарка успехов». Первоклашки, как взрослые, «зарабатывают» денежки – «дублоны». В конце каждой четверти проводится праздник – ярмарка, где дети имеют возможность не только проявить свои таланты, поиграть, но и потратить заработанные «дублоны» на игрушки, раскраски, наклейки, сладости. Такая игра позволяет формировать навыки самооценки (что я сделал, чтобы заработать дублон, почему сегодня не удалось заработать дублон), даёт возможность детям примерить различные социальные роли:
Я - учитель: оцениваю, заработал ли дублон одноклассник;
Я - работник, получаю зарплату;
Я - покупатель, правильно распоряжаюсь средствами;
Я - заботливый член семьи, приобретаю подарки для родных и близких.
Поддерживать интерес и активность детей в сфере познания мне помогает ежегодный конкурс «Акция «Пятёрочка», проводимый на протяжении третьей четверти при поддержке родителей.
Важнейшим направлением работы классного руководителя считаю «Здоровье». Организм ребёнка младшего школьного возраста отличается незавершённостью развития, поэтому он чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным факторам. Заповеди учителя в данном случае: «Не навреди! Сохрани! Укрепи!». Задачи классного руководителя формулирую так:
1.Создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении.
2.Формировать навыки здорового образа жизни.
3.Ориентировать учащихся на внешкольные занятия спортом и физической культурой.
4.Осуществлять педагогическое просвещение родителей по проблеме организации физического развития детей.
5.Создавать условия для активного отдыха и закалки организма детей.
Потребность моих учеников в движении реализую посредством организации ежедневной двигательной активности: проведение утренней зарядки, физминуток, динамической паузы между уроками, подвижных игр на перемене. Эти формы работы обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на уроках.
Увеличения объёма двигательной активности добиваюсь за счёт организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий « Семейные Олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Здоровья». Не забываю о значении закаливания младших школьников, главным средством здесь считаю активный отдых на свежем воздухе. Традиционными в нашем классе стали семейно-спортивные праздники «Широкая Масленица», «В лес за подарками », «В гости к лету». Ребята с азартом играют в подвижные игры, соревнуются в скорости, ловкости, выносливости.
Совместно с родителями мы проводим осенние экскурсссии в лес, а зимой регулярно совершаем лыжные походы и прогулки.
Катание на коньках, весёлые эстафеты в спортзале, плавание в бассейне, общение с друзьями - настоящим праздником Дружбы, Здоровья и Спорта становятся дни совместного посещения спортивного комплекса «Нефтьче» в п. Карабаш.
Формированию навыков здорового образа жизни младших школьников способствует разработка проектов «Мой режим дня», «Где живут витамины?».
Вооружить детей знаниями о способах профилактики заболеваний без морализирования, в игровой активной форме позволяют внеклассные театрализованные мероприятия:
• театр здоровья «Легенда о больном зубе…»;
• классный час «Секреты счастливой улыбки…»;
• театр здоровья «Козлятушки- здоровые ребятушки»;
• классный час «Мои глаза – что и как я вижу…»
Работу по направлению «Здоровье» считаю результативной, так как заболеваемость ОРВИ в моем классе снизилась с 61,2% в первом классе до 46% в третьем. Успехом я считаю, что удалось приостановить тенденцию развития миопии и сколиоза у моих учеников.
На первое место я ставлю работу по направлению «Я – личность». Свою роль как классного руководителя – защищать в ученике Человека – я стремлюсь выполнить в ходе реализации задач:
1. Воспитать в ребёнке способность видеть себя со стороны, адекватно оценивать присущие ему личностные качества.
2. Изучать индивидуальные особенности сознания и поведения ученика.
3. Помочь ребёнку осознать свои достоинства и недостатки, открыть в себе уникальность и неповторимость.
4. Формировать систему представлений об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленной на саморазвитие.
5. Создавать условия для нравственного развития детей.
Полноценное развитие самоценности личности ребёнка возможно при наличии интеграции общечеловеческих и личностных ценностей в воспитательном процессе. Этому способствуют все мероприятия, проводимые в рамках описанных выше направлений. Но человеку свойственно познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Подтолкнуть детей к самопознанию и самосовершенствованию стараюсь во время классных часов и комплекса бесед с опорой на примеры из художественных произведений «Мои достоинства и недостатки», «Из чего сделаны мальчишки?», «Из чего сделаны девчонки?», «Что такое сильный характер?».
Итоги воспитательной работы считаю положительными:
• возросла активность родителей в организации и проведении коллективно-творческих дел с 65% (в 1 классе) до 86% (в 3 классе);
• мои ученики являются активным участниками всех коллективно- творческих дел в классе, школе, в системе дополнительного образования.
Инициативность, активность, сплочённость, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты нашего классного коллектива. Дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, не перестают удивлять и удивляться. Я дружу со своими учениками, создаю необходимые условия для их творчества, воспитываю образованных, умных, инициативных, духовно-нравственных людей.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Игры и развлечения для зимних праздников в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков