Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация предметно-окружающей среды в кабинете специалистов ДОУ

Из опыта работы учителя-логопеда детского сада
Автор: Ахматнурова Роза Шарафутдиновна, учитель-логопед МБДОУ № 444 г.Екатеринбурга.
Данный материал может помочь логопедам и дефектологам в организации и проведении занятий по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития.
Цель:
Развитие речевой активности и подражательной речевой деятельности, формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
1. Формирование активного словаря, развитие активной подражательной речевой деятельности.
2. Формирование речи в тесной взаимосвязи с развитием внимания, памяти и мыслительной деятельности.
3. Формирование навыков составления простых и развернутых предложений;рассказа по образцу логопеда и вопросам;
4. Формирование навыков диалогической речи.
Создание условий для развития речи детей в кабинете учителя-логопеда коррекционного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида
Речь является одной из важных составляющих развития ребенка. Благодаря овладению родным языком дошкольник получает широкие возможности общения с другими людьми, изучения окружающего мира.
Конечно, должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Для того, чтобы речь развивалась правильно и своевременно, взрослые должны приложить максимум усилий.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет дошкольный возраст. Именно в это время начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития. В свою очередь, умение общаться со сверстниками и другими окружающими людьми – одно из важнейших и необходимых условий личностного и социального развития ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая недостатки своей речи, становятся замкнутыми, молчаливыми и стеснительными, снижается познавательная активность.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития детей. По данным ученых, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Сегодня у многих детей уровень речевого развития не соответствует норме их возраста.
Работа по развитию речи детей требует от педагогов создания определенных условий в окружающей образовательной среде. Для этого были оборудованы дополнительные элементы развивающей среды в кабинете учителя-логопеда. Это специальное место (обособленное от других зон кабинета), которое включает в себя чудо-дерево, дидактический домик, разнообразных жителей.

Появление чудо-дерева обыгрывается с помощью сказки К.И.Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на чудо-дереве росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашем кабинете тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться подарочки и сюрпризы, интересные задания и загадки. А какие? Мы скоро узнаем». Далее педагог рассматривает вместе с детьми дерево, обращая внимания на детали (ветки, ствол, крону).
Дерево изготавливается как плоскостное изображение из доступного материала (фанера, полипропилен, кавролин и т.п.) и крепится к стене на уровне детей. Задания появляются на ветках (безопасные крючки для одежды). Все задания готовятся заранее (тогда они носят характер сюрприза), могут использоваться как часть основного занятия и как полноценное занятие, включающее все задачи, поставленные педагогом.
После соответствующей работы картинки с дерева собираются в коробочку.
Она является своеобразной копилкой слов в картинках.

В последующем педагог использует картинки для решения разных речевых задач.

Например, подбор картинок, названия которых начинается на заданный звук; отбор картинок под слово-обобщение (мебель, овощи и т.п.); составление развернутой фразы и небольшого рассказа; создание различных игровых ситуаций, например, «Магазин» (дети «покупают» все спортивные слова, зимние, сладкие и др. слова) и многое другое.

На чудесном дереве так же появляются различные игры на поддувание (листочки, бабочки, пушочки и др.). В процессе таких игр развивается речевое дыхание.
Рядом с деревом расположен речевой дворик. На столе макет двора и дидактический домик, где живут его обитатели. Домик с открывающейся крышей (изготавливается из картонной коробки). Ее можно снять и заглянуть внутрь (для отработки предлога в). Домик стоит на опорах (высота 5-6 см) – для отработки предлога под. Так же можно с помощью домика можно отрабатывать и другие предлоги.

Периодически дети получают от дерева задания-просьбы для жителей речевого дворика (задания для развития мелкой моторики). Например, украсить ветки цветами, листьями и т.п.; сложить для жителей речевого дворика колодец, построить забор из палочек или спичек (с очищенными от серы концами) и т.п.

Вокруг домика разворачиваются разнообразные события, содержание которых может быть направлено на отработку пространственных предлогов, формирование развернутой фразы, развитие связной речи и решением множества других педагогических и коррекционных задач. Персонажи играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют мебель, путешествуют и т.д.

Таким образом, создание и использование дополнительных условий в предметно-окружающей среде кабинета специалиста или группы помогает педагогам, специалистам более эффективно работать в области развития речи дошкольников. Данный опыт работы показал эффективность не только речевого развития детей, но формирование устойчивого познавательного интереса, социального и личностного развития дошкольников. Предложенный материал можно использовать в работе с детьми с различными нарушениями развития.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Участник №30 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ
Опубликовано: 1751 день назад (5 февраля 2020)
Просмотров: 943
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!