Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Современные подходы к развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ
Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих, а так же при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.
На основе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие, происходит дальнейшее овладение устной речью и другими формами речевой деятельности – письмом, чтением. Таким образом, фонематический слух является основой всей речевой системы.
У детей дошкольного возраста с особенностями развития проявляется несформированность фонематической системы. Так, у одних - нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других - в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих - фонематический синтез, у четвертых - нарушения отмечаются на всех уровнях.
Логопедическая практика показывает, что без развития фонематического слуха у ребенка, имеющего нарушение речи (независимо от формы речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Поэтому внимание формированию речевого слуха не должно ослабевать на протяжении всех этапов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребенку комфортно и эффективно развивать фонематический слух.
Предлагаемое
пособие «Звуковые домики» на развитие фонематического слуха построено с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
В игре используются: наборное полотно в виде домика с пустыми окошками («квартирками») три на три клетки, в которые необходимо «поселить жильцов» и карточки – квадраты, обозначающие условные обозначения заданных звуков (красные – гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные); предметные картинки, в названиях которых отрабатываемые и дифференцируемые звуки стоят в различных позициях (в начале, середине и в конце слова)
На начальном этапе, когда дети усвоили акустико – артикуляторные отличия согласных и гласных звуков (используются синие и красные квадраты), логопед предлагает «поселить звуки в квартирки», задавая направление заполнения полотна («Домика»). Звуки произносятся в таком порядке, чтобы в итоге получился узор из квадратов (так поддерживается мотивация ребенка достигнуть цели).
На следующем этапе дается задание на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков (используются синие и зеленые квадраты).
На следующем этапе можно использовать слоги на дифференциацию твердых и мягких согласных типа ла, ля, лэ, ле и т.п. (так же с использованием квадратов).
Следующее упражнение предлагается на определение твердости или мягкости заданного звука в слове. Ребенок определяет на слух твердый или мягкий звук «спрятался» в слове, и выкладывает квадрат соответствующего цвета.
Далее предлагаются предметные картинки с названиями изображений с позицией заданного звука в начале слова. Например: поселить в домик слова, которые начинаются на твердый звук «С» и т.п.
Так как «домики» имеют три ряда окошек по горизонтали и по вертикали можно предложить детям поселить слова на первый этаж, где заданный звук спрятался в начале, на второй – в середине, на третий – в конце. Аналогично можно «поселить» слова и в первый подъезд, во второй и в третий.
Так же этот прием можно использовать и на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Логопед дает задание: «Назови слова (картинки), которые ты выбрал».
Таким образом, с помощью данного пособия педагог решает множество коррекционных задач не только по развитию фонематического слуха и восприятия, но и по развитию других сторон речи (лексико – грамматической стороны речи, звукопроизношения, формированию психологической базы речи). Эти упражнения можно использовать как часть коррекционного занятия, а так же в свободной игровой деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Расстройства аутистического спектра
Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Метод наглядного моделирования для развития речи дошкольников
Коррекционная работа в режимные моменты с детьми в детском саду.
Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми