Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи [1,с.209].
Развитие дополнительного образования в современных условиях невозможно без повышения качества подготовки педагогов дополнительного образования детей.
В системе дополнительного образования детей работает около 360 тыс. человек.
Имеют образование:
• высшее педагогическое – 53,9%;
• среднее педагогическое – 17,5%;
• не имеют педагогического образования – 28,7%.
Более 90% педагогов дополнительного образования не имеют педагогического образования(спортсмены, музыканты, бывшие инженеры, военные и др.) или профильного образования по направленностям дополнительного образования детей (спортивной, художественной, технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, социально-педагогической) [4].
Наличие среди педагогов существующей доли работников, не имеющих педагогического образования, нельзя оценивать однозначно негативно (как это традиционно делается применительно к ситуации в дошкольном и общем образовании), поскольку это обеспечивает особые условия для освоения специфических компетенций (ребёнок встречает взрослого – специалиста в определённой области практик или наук), а так же позволяет избежать избыточного дидактизма неадекватного специфике дополнительного образования детей (навязывание норм, оценочный подход к деятельности и т.д.) [2,с.3].
Педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, высоким профессионалом в своей области, испытывавшим потребность в педагогической деятельности, в увлечении своим делом молодого поколения.
Профессионализм педагога - это результат индивидуальной целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно - методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями достаточными для разработки авторской образовательной программы, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа [1,с.207].
Важной частью введения ФГОС является повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
Требования к формируемым компетенциям педагогов задаются:
- ФГОС ДО; ФГОС ОО; ФГОС СПО; ФГОС ВО;
- актуальными задачами государственной образовательной политики;
- профессиональными стандартами.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н, зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994.
Регламентация введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения…» Начат процесс актуализации профессионального стандарта на основе результатов общественного обсуждения.
Дефициты компетенций работающих педагогов дополнительного образования:
• недостаточно владеют нормативно-правовой документацией;
• недостаточно владеют СанПИНами;
• не готовы к организации мониторинга результатов дополнительного образования детей;
• не умеют создавать индивидуальные образовательные маршруты с обучающимися [4].
Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования, призваны способствовать модернизации системы дополнительного образования детей. Приоритетными из них являются:
• активизация и актуализация подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации по специальности «Педагогика дополнительного образования», разработки и утверждения дополнительной квалификации «Педагогика дополнительного образования» для высших профессиональных образовательных учреждений;
• разработка государственного заказа на повышение квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;
• создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
• разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней;
• планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;
• создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающую и справочную литературу, периодические издания [1,с.207-208].
В реализации задач повышения профессионального мастерства педагогов сферы дополнительного образования детей должны участвовать в вопросе оказание помощи в переподготовке по педагогическим профилям, профилям дополнительного образования детей, обучение по
новым педагогическим профессиям:
- высшие учебные заведения региона;
- учреждения средне профессионального образования;
- ИПК, ИРО.,
в вопросе повышение квалификации педагогов по актуальным направлениям воспитания и дополнительного образования детей:
- муниципальная методическая служба;
-государственные учреждения дополнительного образования детей;
-общественные организации дополнительного образования детей [3].
В соответствии с требованиями ФГОС педагог дополнительного образования должен измениться так, чтобы:
-сподвигнуть обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению, сформировать у него мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальных компетенций, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы…;
-помочь обучающимся в освоении межпредметных понятий и универсальных учебных действий…;
-направить обучающихся на формирование специфических умений для данной предметной области, на получение новых знаний, их преобразования и применения в жизни [3.с3-4].
Дополнительное образование должно измениться так, что бы реальностью стал педагогически организованный процесс развития обучающегося. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков, и организации занятости детей в свободное время приоритетной целью дополнительного образования должно стать развитие личности обучающегося, его способности самостоятельно ставить жизненные цели и проектировать пути их реализации. Контролировать и оценивать свои достижения и применять всё полученное в успешной социальной адаптации в дальнейшей жизни.
Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС.
Таким образом, в работу по внедрению ФГОС в дополнительном образовании должен включиться каждый педагог и каждый коллектив дополнительного образования и вся педагогическая общественность.
Список использованной литературы:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей-М.Просвещение,2011.-223с.
2. Дополнительное образование и воспитание №12,2014г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение-43с.
4. Материалы областного семинара по теме «Особенности реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей» Ректор Государственного автономного учреждения Дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» Золотарёва А.В.2018г.
Рекомендуем посмотреть:
Использование системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе
Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий
Конспект открытого занятия (кукольный театр). Тема: «Генеральная репетиция»
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Коллективные работы - особый вид творческой де