Статья "Использование системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе" (из опыта работы)
Автор: Жидикина Оксана Михайловна, воспитатель, ГБОУ-кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.»
Описание материала: статья будет полезна всем педагогам, деятельность которых связана с воспитательным процессом.
«Использование системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе» (из опыта работы)
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно деятельностный подход. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность обучающихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту. Современные образовательные технологии деятельностного типа: здоровьесберегающие, проблемно – диалогическая, мини – исследования, организация проектной деятельности, портфолио, оценивания образовательных достижений (успехов), сотрудничества, ИКТ, КТД. Реализация технологий деятельностного метода на практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельнсти, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразущих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования системно-деятельностного подхода учащихся является внеурочная работа. Внеурочная работа призвана научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым педагогом стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта. Мне тоже, как педагогу, пришлось решать эту задачу. Главная моя задача как педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к внеурочной деятельности. И сегодня хочу поделиться опытом работы в этом направлении.
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Чтобы выстроить свою работу, наметить пути решения, мне помогает диагностика, направленная на изучение и развитие личности учащегося. Исходя из этого, можно выделить основные предметы диагностики. Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учащихся в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно- деятельностных играх, погружающих учащегося в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ творческих работ учащихся, сочинений, эссе, статей в школьную газету, работа с архивными документами и материалами и т. д. Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности учащегося. Создавая условия для реализации системно-деятельностного подхода я создала модель использования современных технологий и методик во внеурочной работе. С целью мониторинга развития учащихся активно использую метод
Портфолио: достижение результата, прогресс в личностном развитии. Он является возможностью самооценки (учащийся видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует). Не случайно в предложенной модели важное место занимают
здоровьесберегающие технологии. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения, и укрепления здоровья школьников стоит очень остро. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья учащихся в деятельность нашего взвода внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Это: -
демократический стиль общения; -
игровые технологии; -
часы ОФП (оздоровительно-физическая подготовка); -
динамические минутки и паузы на самоподготовке. В работе я стараюсь учитывать возрастные особенности, факторы риска, которым подвергаются учащиеся, благоприятные факторы, учитывать требования к образовательному процессу и требования, предъявляемые к школьным помещениям, создавать оптимальную здоровьесберегающую среду для своих воспитанников. Во внеурочной деятельности обучающихся использую также технологию коллективно-творческого дела.
Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на: развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Например, это «День именинника», Новогоднее мероприятие «Восточные сказки» и др. В процессе КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективно-творческие дела позволяют создать во взводе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование
информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе, формирование творческой личности. В этом направлении ориентирую учащихся на работу с архивными источниками, к самостоятельному поиску информации. Учащиеся с удовольствием готовят презентации, сообщения, информационный блок к различным видам деятельности. Поиск новых форм работы привел к тому, что в своей деятельности я стала широко использовать метод проектов и технологию исследовательской деятельности обучающихся и об этом расскажу поподробнее. Под
проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе образовательного проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование проектной деятельности позволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Это видно на примере
поисково-творческого проекта «Люди тянутся к звёздам», разработанного и апробированного вместе с моими учащимися. На первом этапе работы над проектом была сформирована проблема: почему людей притягивает космос? В процессе погружения в проект нужно эмоционально сформировать его проблему. Для учащихся стало очевидным то, что эта проблема важна для них, что её разрешение очень необходимо. Таким образом, мы подошли к аналитическому процессу работы - ответу на вопросы: что можно сделать? как найти способ решения проблемы? На стадии проблематизации учащиеся самостоятельно, в свободной дискуссии пришли к постановке
цели работы: изучить страницы истории астрономии и космонавтики. Определив цель, мы приступили ко второму этапу работы над проектом и создали рабочую группу. Учащиеся распределяли роли, выбирали руководителя, совместно с педагогом планировали свою деятельность. Надо заметить, что входят в состав группы учащиеся 7 класса, непростого, переходного возраста, в основном, мальчики. Во время работы каждый ощутил себя неотъемлемой частью коллектива, поэтому чувствует личную ответственность за все происходящее внутри него и за выступления перед публикой. Далее приступили к реализации замысла, к исследовательской работе. И это уже третий этап работы над проектом. Здесь я, как педагог, выполняла функцию наблюдателя. Ребята весь материал, который получили в результате исследования, оформили. Из всего предложенного были отобраны наиболее интересные и содержательные работы. Он завершился четвёртым, последним этапом-презентацией, которая подытожила работу над проектом. В итоге мы узнали, что было сделано учащимися во время самостоятельной проектной работы. Так у нас появилась:
1. исследовательская работа «Есть ли жизнь вне Земли?»,
2. презентация «Люди тянутся к звёздам»,
3. Стихотворение собственного сочинения «Мы-Звёзды», творческие работы в технике акварели.
Рефлексия деятельности – важный этап в учебном проектировании, который нацелен на развитие у учащихся навыков самоанализа. Он позволил учащимся самостоятельно оценить результаты своей деятельности. С участниками проекта мы решили представить лучшие работы на участие в областном заочном конкурсе по космонавтике «Звёздные дали». Исследовательские проекты можно реализовать и в короткий срок, организовав работу по типу мини-проектов, что соответствует более высокой степени познавательной деятельности учащихся. Например, это мини-проект «Солдаты войны», «История моей семьи» и др.
Цель проекта: привлечение внимания к вопросам памяти истории страны, памяти героических поступков народа в целом, знания истории своей семьи, своих героев.
Результатом исследования стало участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Проектный метод представляется мне актуальным и важным в свете введения нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения живости и притягательности процесса познания; сотрудничества, сотворчества учащихся и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, способом развития способностей ребёнка. Итак,
системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально- воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Литература:
1. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – 2-е изд. – Самара: Издательство” Учебная литература”, 2006 – 208 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев. П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000…” / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000..”, 2007. 448 с.
4. Гладилина И.П. Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской деятельности школьников -М.: ООО Центр полиграфических услуг Радуга, 2010. – 44с.
5. Гладилина И.П. Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Проектная деятельность обучающихся как современная образовательная услуга -М.: НС «Интеграция», 2012. -88с.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитательский час. О государственных символах России
Лучший класс года. Положение конкурса
Сценарий выпускного вечера для 11 класса
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образо
Похожие статьи:
Воспитательная программа ОЭР в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Формы внеклассной работы в начальной школе
Роль внеклассных мероприятий в воспитании учащихся