Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно объединяет триединую функцию — обучение, воспитание и развитие личности в любом общеобразовательном учреждении.
В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и развития человека как субъекта деятельности и как личности.
Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном самосовершенствовании, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Проблемы взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов- практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.E. Никитина и многих других.
Эти авторы вычленяют общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, по их мнению, является добровольность в выборе форм и направлений внеклассной деятельности. Но при этом срабатывает и принцип разнообразия предоставляемых в учебном заведении воспитательных услуг: кружков и клубов по интересам, спортивных секций и общественно значимых форм внеклассной деятельности.
Для выявления круга интересов обучающихся можно использовать анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях возникает мотивация деятельности у подростка или молодого человека, осознанность именно его роли в данном виде деятельности, причастность его к общему делу школы (лицея, гимназии) или группы сверстников. Очень важна при этом и опора на инициативу pi самодеятельность обучающихся. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм внеклассных занятий или акций. Педагог при этом может выступать только в роли старшего наставника или профконсультанта.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и в работе конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна
При выборе содержания, организационных форм деятельности необходимо также соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
По мнению большинства ученых и педагогов-практиков, наиболее распространенными формами внеклассной работы могут быть индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка доклада, сбор гербария или номеров художественной самодеятельности. Но при этом педагогу важно определить роль и место конкретной индивидуальной работы ребенка или подростка в общем социально значимом деле. Эта деятельность требует от воспитателей изучения индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены при этом такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка и обсуждение докладов, защита малых проектов; проектная или моделирующая деятельность; организация экскурсий, изготовление наглядных пособий; проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские и подростковые клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на принципах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов чаще всего строится по секциям. В настоящее время в учебных заведениях распространены профильные клубы (литературные, исторические, краеведческие, юного физика, химика, математика). К сожалению, в настоящее время менее распространенной формой является деятельность школьного музея.
Формы массовой работы, как правило, являются наиболее распространенными в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности.
Актуальными остаются такие массовые формы внеклассной деятельности, как конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу и творчество. Характерной особенностью таких форм работы является то, что в них наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Таким образом, в настоящее время в современных общеобразовательных учреждениях актуализируются следующие проблемы:
1. Создание единых комплексных воспитательных систем, находящихся в русле не только гуманистической, но и социальной парадигм.
2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребенка и подростка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.
3. Модернизация клубной и досуговой деятельности, поддержка и создание новых молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.
4. Введение учебно-развивающих программ дополнительного образования и ранней профилизации с целью создания благоприятных условий для осознанного профессионального самоопределение выпускников.
5. Усиление социально-защитной функции общеобразовательных учреждений, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей и подростков.
С учетом этих положений педагогический коллектив разрабатывает собственную уникальную систему внеклассной и внешкольной работы.
Но в этой системе главным звеном остается классный руководитель. Именно от ежедневного и кропотливого труда классного руководителя может формироваться истинно гуманное сообщество учителей и обучающихся.
Воспитательная программа ОЭР в школе
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Нет комментариев. Ваш будет первым!