Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №750 СВАО г. Москвы

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию материал, освещающий  проблему культурного использования компьютера и Интернета современными детьми. В данной статье приводятся основные причины возникновения компьютерной и Интернет зависимостей, а также практические рекомендации по их профилактике. Материал будет интересен родителям школьников, классным руководителям, социальным педагогам, завучам по воспитательной работе.

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

На сегодняшний день, когда человечество живёт в эпоху развитых информационных технологий, постепенно и неуклонно встаёт вопрос о культурном использовании Интернета как основного источника информации. Реалии современности таковы, что каждый образованный человек должен уметь грамотно и рационально пользоваться не только базовыми офисными программами Microsoft Office (Word, Excel, Power Point), но также разнообразными виртуальными ресурсами.

Несмотря на изначально предполагаемую положительную функцию Интернета (образование, просвещение, оптимизация и максимальное удобство поиска необходимых материалов и т.д.), далеко не всегда виртуальные ресурсы используются качественно и продуктивно. Опрос населения нашей страны показывает, что даже взрослые люди в большинстве случаев используют Интернет лишь в качестве развлечения, а не в целях расширения собственного кругозора, получения новых знаний и т.д. 

Несомненно, вопрос грамотного использования Интернет-ресурсов встаёт наиболее остро, когда речь заходит о детях и подростках. На сегодняшний день Интернетом могут пользоваться даже дошкольники. Часто приходится слышать от родителей, как они гордятся тем, что их сын или дочь, ещё такие маленькие, а уже умеют «работать» с компьютером: играют в игры в Интернете, «общаются» в социальных сетях и т.д. Причём некоторые дети проводят за монитором до 3-х часов в день (и всё это в возрасте 5-5,5 лет!) Многие родители видят в подобном времяпрепровождении своего ребёнка только плюсы: раннее обучение использованию современных технологий, возможность увлечь ребёнка делом и т.д. Следует помнить, что пользоваться компьютером детям дошкольного возраста можно не больше 10-15 минут в день, детям младшего школьного возраста – не больше 20-30 минут в день. Причём в любом случае необходимо выполнять элементарные правила безопасности: на столе, рядом с компьютером, должна быть настольная лампа, хорошо освещающая монитор; нужно следить за расстоянием, на котором находится компьютер от Вашего малыша; контролировать осанку ребёнка.  

Разговаривая с младшими школьниками, часто можно услышать, что они стремятся домой с единственной целью – поскорее сесть за монитор компьютера, чтобы вновь погрузиться в этот иллюзорный мир. На сегодняшний день одно из самых страшных «наказаний» для школьника – это запрет на использование Интернета.

Так, компьютер постепенно заменяет современным детям родителей, друзей, учителей, становится для них реальным, а не виртуальным пространством, превращается в пагубную зависимость.     

Ежедневные беседы с подростками на тему использования ими Интернета приводят к следующим выводам:

1) Большинство учащихся 8-11 классов используют виртуальные ресурсы с целью общения в социальных сетях;

2) Остальные дети проводят время за компьютером, играя в виртуальные игры.

Разумеется, многие подростки откровенно лукавят, говоря, что не посещают сайты порнографического, насильственного или экстремистского  содержания (к сожалению, таких сайтов в Интернете превеликое множество). В силу возрастных особенностей подростки нередко интересуются подобной тематикой, однако на сегодняшний день в нашей стране не существует единого закона, охраняющего наших детей от подобных материалов, и это действительно является огромной проблемой.

Следует отметить, что Интернет может оказывать вредное влияние не только на психологическое, но и физиологическое здоровье детей. Частая работа за компьютером приводит к ухудшению зрения, нарушению осанки, ожирению, возникновению хронических головных болей и т.д. Кроме того, частое использование компьютерной мыши маленькими детьми приводит к неправильному формированию кисти руки, что впоследствии может стать причиной трудностей в освоении навыков письма, плохого подчерка и т.д.

Именно по этой причине контролирование безопасного использования Интернет-ресурсов детьми и подростками возлагается на их родителей и классных руководителей. Следует помнить, что контролировать – не значит запрещать (тем более, что это бесполезно и нередко приводит к прямо противоположному результату, особенно в подростковом возрасте). Ребёнку нужно объяснять, почему нужны ограничения в работе с компьютером, чем опасен Интернет для его здоровья и самочувствия. Ошибочно думать, что в разговорах с детьми о вреде нерационального использования Интернета нет смысла, так как они всё равно поступят по-своему. В нашей школе после проведения нескольких уроков здоровья, посвящённых правилам пользования Интернет-ресурсами, времяпрепровождения учащихся за компьютером  понизилось с 3 до 1 часа в день. Также существуют определённые компьютерные программы, блокирующие рекламу и сайты, запрещённые для детей (их можно приобрести в специализированном магазине и установить самостоятельно на домашнем компьютере).  

Таким образом, без участия взрослого человека ребёнок не сможет научиться грамотно пользоваться Интернетом. К примеру, несмотря на более чем активное использование виртуальных ресурсов, в большинстве случаев подростки не умеют найти действительно полезный и нужный им материал (информацию о ВУЗах, вступительных экзаменах, проходных балах ЕГЭ и т.д.). Несмотря на глобальный поток информации, подростки часто оказываются абсолютно невежественными в самых простых вопросах (к примеру, у некоторых старшеклассников вызывает недоумение аббревиатура «СМИ»; многие подростки не имеют представления о существовании в Интернете программ-переводчиков иностранного текста, электронных библиотек и словарей и т.д.).

Таким образом, необходимо постепенно обучать детей и подростков правильной работе с Интернетом, наглядно демонстрировать реальные возможности виртуальных ресурсов, показывать, насколько полезными могут быть эти источники информации.

Каковы же движущие механизмы «погружения» современных детей и подростков в виртуальное пространство? Рассмотрим основные причины компьютерной зависимости школьников.

1. Неудовлетворённость реальным социальным положением.

Человек устроен таким образом, что, не находя понимания и поддержки в реальном мире, он неизбежно будет стремиться в мир своих фантазий и грёз. Можно сказать, что социальные сети выполняют для юношей и девушек именно эту функцию. К примеру, если подросток имеет трудности в социальных взаимоотношениях (имеет мало друзей, пережил развод родителей, непопулярен среди сверстников, семья имеет низкий достаток и т.д.), то личная страничка в Интернете может скомпенсировать недостаток внимания со стороны окружающих (подростки часто «добавляют» себе в друзья огромное количество совершенно незнакомых людей; часто их число переваливает за сотню).     

Иногда родители, не имея возможности проводить со своими детьми много времени, сами становятся невольными провокаторами «погружения» детей в виртуальный мир. К примеру, одна женщина обратилась ко мне с просьбой поработать с её сыном, у которого она сама начала подозревать компьютерную зависимость. Мальчику было 14 лет, и он ежедневно проводил за компьютером до 6 часов. Разговаривая с мамой, мне удалось узнать следующее: родители мальчика находятся в постоянном конфликте, угрожают друг другу разводом, причём каждый из родителей пытается «перетащить» ребёнка на свою сторону. Мальчик, устав от постоянных родительских ссор, начал искать выход из этой ситуации в Интернете, который давал ему возможность хотя бы на время отрешиться от насущных проблем. Родители ребёнка в конечном счёте развелись, но сделали это правильно: каждый родитель объяснил мальчику, что они оба будут присутствовать в его жизни, проводить с ним всё своё время и выполнили своё обещание. Родители объяснили ребёнку, что они очень его любят и причины их расставания никак с ним не связаны, просто мама и папа .  но больше не могут жить вместе. Прошло время, мальчик привык к данной ситуации, отсутствие постоянных конфликтов между родителями благотворно сказалось на его самооценке, и вопрос о постоянном пребывании в Интернете постепенно исчез.

2. Отсутствие уверенности в себе.

Многие подростки, несмотря на свою внешнюю самоуверенность, на самом деле робки и застенчивы. В обществе взрослых людей они могут демонстрировать свою самостоятельность, но, попадая в компанию сверстников, тут же становятся тихими и пассивными. Социальные сети в данном случае компенсируют подростковую неуверенность, ведь в виртуальном пространстве можно создать любой образ, полностью изменить имидж и т.д. Ту же функцию выполняют и компьютерные игры, где школьник может почувствовать себя в роли супергероя, могущественного волшебника, короля и т.д.

3. Недостаток общения в реальности.

К сожалению, современные школьники редко общаются между собой за пределами школы. Часто даже лучшие друзья контактируют только в социальных сетях. Соответственно, навык реального общения постепенно утрачивается.

Рекомендуем посмотреть:

Функции классного часа

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Внеклассная работа в школе

Воспитательная программа ОЭР в школе

Примерные программы деятельности детских и подростковых объединений в школе

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 22 ноября 2013 в 19:04 +4
Актуальная тема и интересная статья! На сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека. И как любое глобальное явление, существенно влияющее на развитие человеческого общества, Интернет имеет свои плюсы и минусы. Самое главное, чтобы это поняли и приняли учащиеся, и научились отличать одно от другого. В прошлом учебном году мои ученики делали "исследование" - проект  на эту тему - проводили анкетирование и анализировали его. В процессе работы они определили, что плюсов и минусов в сети примерно поровну. И если плюсы заметны всем и сразу, то от отрицательной информации необходима защита, и не только такая, как средства контентной фильтрации, но и психологическая защита - знание угроз сети и умение не попадаться на удочку виртуальных мошенников.
Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 17:45 +1
Действительно, очень актуальная тема. Даже сказала бы - злободневная. И беседовать нужно не только с детьми, но и с родителями. Многих родителей устраивает, что их дети проводят время дома за компьютером, а не где-то "на стороне", но при этом они не задумываются о  негативной стороне такого времяпревождения.
Татьяна Куприяновна Счастливая # 13 января 2014 в 19:41 +1
Татьяна Николаевна, я абсолютно согласна с вашей точкой зрения по данному вопросу. Тема актуальная. Я работаю в сельской школе и часто мои ученики бывают более "продвинутыми" в "использовании" сети чем их родители. К большому сожалению, многие родители не понимают пагубного влияния Интернета, поэтому разъяснительную работу нужно весть и среди родителей. Спасибо за статью.
Татьяна Геннадиевна Гузева # 6 февраля 2014 в 13:20 +1
Дети не расстаются с планшетами ни на уроке, ни на перемене, а, что они делают дома... Спасибо за статью, она стала поводом вновь поговорить об этом на родительском собрании. Конечно тема поднималась и ранее, но теперь информация более обоснована, т.к. прежние данные по этому вопросу не очень подействовали на родителей...
Алла Сергеевна Полукарикова # 20 февраля 2014 в 16:10 +1
Абсолютно согласна с вами. Проблема "Интернет и ребенок" очень остро стоит в современном образовании. Если школа проявляет максимальное внимание вопросом безопасности в сети, то за пределами ОУ дети сами выбирают, чем им заняться в Интернет. Основная задача педагогического коллектива - это повернуть "занятых" родителей лицом к этому вопросу, объяснить и научить, как можно устанавливать родительский контроль над трафиком, поглощаемым его ребенком.
Юлия Михайловна Шныпко # 10 мая 2014 в 17:46 0
Очень сложно общаться с родителями, которые сами зависимы от социальных сетей, они не хотят воспринимать действительность. Тема наболевшая, очень рада, что вы её затронули.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 27 октября 2014 в 23:35 0
Актуальная тема.Интернет - добро и зло в одном "флаконе". Можно найти любую необходимую информацию не выходя из дома, посмотреть новый фильм, почитать любимую книгу.Можно стать зависимым от интернета.Это проблема и детей и родителей.Вредит живому человеческому общению, вызывает проблемы со здоровьем.
Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 13:55 0
Здравствуйте. По мне интернет больше "добро", чем "зло". Это прогресс нынешней революций. Все зависит от восприятия интернета учеников. Как и каким образом они будут пользоваться им. Здесь присутствует и лень. Дети просто находят информацию в интернете. Но есть и продвинутые, которые закачивают в интернет материалы, которые и скачивают другие. Дело в самой личности. Спасибо.
Лымарь Татьяна Юрьевна # 7 февраля 2015 в 14:42 0
Зависимость от Интернета-одна из основных проблем современного общества. Она припятсвует полноценному развитию личности. Наши дети живут в эпоху виртуального общения, виртуальной дружбы, виртуальной любви, а в реальной жизни они не преспособлены общаться друг с другом т.к. их словарный запас ограничен, а мышление сводится к очередной компьютерной игре. Задача педагога показать другую, " полезную" сторону ИКТ, например создание презентаций, использование программы фотошоп и других, которые могли бы воспитывать нравственно и эстетически, развивать творческие способности и расширять знания подростающего поколения.
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 19:44 0
Спасибо Татьяна Николаевна за публикацию. Использую в рамках обществознания в разделе "Духовная сфера общества: средства массовой информации" Современного школьника или студента немыслимо представить себе без технических достижений в виде планшета или смартфона. Зависимость прослеживается, чуть ли не "наркотическая". Работы у нас, уважаемые коллеги много, в том чтобы, направить их интересы в познавательное русло.
Екатерина Александровна Туголукова # 25 апреля 2015 в 13:05 0
Всё больше и больше времени дети проводят в виртуальном пространстве. Очень важно их научить разумно пользоваться Интернетом. Научить отсеивать ненужную информацию. Спасибо за статью
Сатеник Вагеевна Аветисян # 27 июля 2015 в 14:50 0
Здравствуйте,Татьяна Николаевна! Спасибо, что затронули этот больной и очень важный вопрос.Я с удовольствием прочитала Вашу статью. Тоже считаю, что в первую очередь мы сами виноваты в том, что наши дети заражаются компьютерной болезнью. Работать нужно, на общение с ребенком остается ничтожно малое время, со своими детьми отношения плавно перерастают в потребительский подход с их стороны... Потом бумажные варианты литературы нашего детства, студенчества уже наверно станут для некоторых "отстойными". И что же делать?! Если можно набрать в поисковике текст любой задачи по любому предмету и увидеть решение, зачем сидеть и трудиться, можно в наушниках просидеть пол-урока, в транспорте, в метро и дома и все хорошо!
Я считаю, что в школе, во время занятий телефон НЕ НУЖЕН, пусть ребенок знает все важные программы, знает как находить нужную информацию, как работать с ней, это не плохо. Но когда это уже зависимость, нужна помощь специалистов. С нас, учителей требуется проводить классные часы и наглядно демонстрировать последствия этой зависимости (типа 30 + 3 ребенок уже не умеет без калькулятора считать) и подключить к этой работе родителей. Наверно так. Спасибо большое!
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 18:40 0
Тема интересная и важная.И так здорово,что столько отзывов.Значит всё таки не мало людей серьёзно относится к этой проблеме.Мы ещё в начале этого губительного и ещё не в полной мере ощутимого влияния использования сети интернет.То,что подрывается самая важная сторона человечества-эмоциональная,нравственная!!!
Всё сложнее становится нам педагогам осуществлять воспитательные задачи,когда нет поддержки от более авторитетной
для детей стороны-родителей!!!Поэтому конечно перво наперво необходимо подключать родителей и сначала просвещать и их.
Людмила Евгеньевна Дедкова # 29 сентября 2015 в 20:36 0
Добрый день! Согласна с автором статьи и отзывами коллег. Интернет очень интересная и нужная "вещь", но... необходимо направлять детей, контролировать и иногда ограничивать. Спасибо за статью.
Зарина Илдаровна Гималиева # 14 января 2016 в 15:14 0
Очень важно, что в статье рассмотрены причины и их последствия от зависимости. Это настоящая эпидемия нашего века.Актуализация проблемы, необходимая специфика и направление в образовательном процессе!
Алина Павловна Исакова # 25 января 2016 в 16:41 0
Да тут не поспоришь, тема очень актуальна на сегодняшний день. Бесспорно интернет полезная вещь, но если ею не правильно пользоваться может развиться зависимость. А ещё плачевно то, что дети часто используют интернет только для общения в соц.сетях. и полезность интернета сводится к нулю. Спасибо за статью.
Виктория Валерьевна Кузнецова # 12 февраля 2016 в 18:14 0
Уважаемая Татьяна Николаевна! большое Вам спасибо! Благодаря данной информации мы смогли осветить проблему культурного использования компьютера и Интернета современными детьми на нашем классном часе. Ваш материал был интересен родителям, социальным педагогам, завучам по воспитательной работе.
Оксана Николаевна Шевелева # 15 августа 2016 в 16:35 0
Очень актуальная тема в наше время! Хорошо изложенный материал, интересен, как учителям, так и родителям.
Валентина Владимировна Филина # 26 сентября 2016 в 20:12 0
Здравствуйте,Татьяна Николаевна! Спасибо, что затронули эту тему!Абсолютно согласна, что : Социальные сети в данном случае компенсируют подростковую неуверенность, ведь в виртуальном пространстве можно создать любой образ...Об этом надо говорить в слух и бить в колокола!!Но нас педагогов тоже обязывают быть тут в "нете". Подтверждение этот сайт!!
Наталья Николаевна Корякина # 15 января 2017 в 20:04 0
Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за то, что затронули очень важную тему, привели много актуальных фактов. Думаю, что смогу использовать данный материал и на классных часах и на родительских собраниях.