Примерные программы деятельности детских и подростковых объединений в общеобразовательном учреждении
Предлагаем перечень некоторых развивающих программ деятельности детских и подростковых объединений. Каждая микрогруппа подростков (или классный коллектив) может выбрать по желанию одну или две (но не более трех, иначе результативность работы сведется к нулю) программы. Поставить себе цель; определить, кто из взрослых будет помогать в реализации программы, как будет проходить подведение итогов и поощрение.
Каждая из предложенных программ рассчитана на один или два учебных года. Выполнение ее позволяет перейти к осмыслению следующей программы и т. д. При выполнении требований каждой программы важно найти формы поощрения: это могут быть определенные значки, эмблемы, самодельные сувениры. Если есть возможность, то можно вручать специальные удостоверения. Педагогам необходимо помнить, что подведение итогов выполнения программ — важный момент в жизнедеятельности детской организации, здесь очень уместно поощрение детей и подростков. Итоги могут подводить вожатый, социальный педагог, родители, старшеклассники, специалисты производства, ветераны труда. Подведение итогов необходимо проводить индивидуально (или по решению микрогруппы, всей группы) после выполнения норм программы. В аналитическую группу по подведению итогов (присуждению квалификации или значка, вымпела, удостоверения) могут входить не менее трех человек, двое из которых дети или подростки. Об итогах желательно информировать других детей или подростков (на линейке, конференции и т. д.).
Подросток (вся микрогруппа) может справиться с заданием (нормами) за месяц, учебную четверть, учебное полугодие — это зависит от личных возможностей, потребностей и желаний подростка. Устанавливать конкретный срок исполнения программных норм нежелательно, важны живое участие в деятельности и потребность в достижении поставленной цели.
Программа «Бизнес-тинейджер»
Эта программа предназначена для подростков 10— 14 лет, интересующихся основами предпринимательства и бизнеса, стремящихся в будущем заняться «своим делом». Она может заинтересовать тех подростков, которых интересуют основы современного бизнеса, менеджмента, предпринимательства.
Если в твоей школе есть компьютерный класс, если есть знакомые предприниматели, то считай, что тебе повезло. Знания основ экономики, современной рекламы, предпринимательства пригодятся любому подростку и молодому человеку.
Но чтобы освоить некоторые навыки ведения бизнеса тебе необходимо:
• хорошо освоить компьютер, иметь положительные оценки по информатике;
• почаще беседовать с предприимчивыми людьми, побольше читать научно-популярную литературу;
• интересоваться основами экономики; принимать непосредственное участие в экономических деловых играх.
Задачи деятельности:
— оказание разнообразной помощи детям и подросткам в деле овладения основами бизнеса;
— повышение уровня правовой культуры;
— защита прав детей и подростков в сфере бизнеса;
— приобщение детей и подростков к основам экономики, бизнеса и предпринимательства.
Уважаемые взрослые, педагоги и родители! Если даже несколько подростков заинтересовались данной темой, то:
• помогите им в поиске необходимой научно-популярной литературы по основам экономики, бизнеса и предпринимательства;
• чаще проводите с заинтересованной группой подростков интеллектуальные, деловые или ролевые игры с элементами знаний об экономике и бизнесе;
• приобщайте детей и подростков к компьютерной грамотности.
Если у вас пока не хватает опыта, поинтересуйтесь опытом своих коллег из школ района (города) и области (края, республики):
• учите подростков не «делать», а «зарабатывать» деньги;
• помогите подросткам в школе (лицее, гимназии) открыть малое хозрасчетное предприятие или ассоциацию предпринимателей, ведь они могут изготавливать своими руками неплохие вещи и продавать их;
• попытайтесь ввести в школьные программы для подростков спецкурсы, факультативы по основам рыночной экономики;
• создайте, если есть возможность, свой интернет-сайт и поинтересуйтесь опытом организации компьютерных и экономических игр у коллег в других регионах страны.
Уважаемые подростки! Не думайте, что у вас все сразу получится, ведь познание цивилизованного рынка — долгий и кропотливый труд. Но если сильно захотеть, то можно достигнуть некоторых результатов:
а) для подростков 10—12-летнего возраста:
• прочесть несколько популярных статей о законах рынка и предпринимательства;
• провести или быть участником нескольких встреч с экономистами хозяйств вашего села (подшефного предприятия вашего города), с предпринимателями, правоведами;
• участвовать в экономических деловых и познавательных играх, дискуссиях или деловых спорах на темы предпринимательства со своими ровесниками или старшими товарищами;
• освоить не менее одной компьютерной игры (если есть возможность);
б) для подростков 13—14-летнего возраста:
• участвовать в работе по данной программе не менее одного года;
• состоять в школьном (классном) кооперативе или ассоциации предпринимателей;
• научиться изготавливать полезные вещи и предметы, игрушки и сувениры; выращивать цветы, овощи или фрукты и, совместно со старшими, продавать их, но обязательно на правовой основе (этим можно заняться и со своими родителями, старшими братьями и сестрами);
• познакомиться с правовыми основами предпринимательства, т. е. знать ответ на вопрос: «Как открыть свое дело?»;
• заниматься в одном из факультативов в школе (лицее, гимназии) по основам экономики, изучать компьютер.
Если у тебя это получится, то по окончании двух лет занятий по программе, неважно сколько при этом тебе лет: 13 или 14, а может и 15; если в учебном заведении, где ты занимаешься по данной программе, есть заинтересованные в данной программе педагоги и ты выполнишь все нормы, то получишь удостоверение (звание) «Юный предприниматель».
Программа «Древо жизни»
«Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими; сколько у меня прадедушек и прабабушек, кем они были?»
Каждый из нас пытался и пытается, может быть, до сих пор найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с историей своего рода, своей семьи.
Духовное начало данной программы лежит в объединении детей и подростков 8—16 лет, а также их родителей для изучения истории семьи, ее генеалогического древа, сохранения семейных традиций и обычаев.
Программа «Древо жизни» обращена к тем детям, подросткам, их родителям, педагогам, которых интересует изучение своей семьи, для которых проблема сплочения младших и старших в семье — одна из главных.
Целью программы являются:
• утверждение нравственных ценностей в сознании членов детской организации через духовное возрождение семьи;
• изучение истоков создания своеобразного индивидуального микросоциума (традиций, обычаев, обрядов) каждой семьи;
• овладение детьми и подростками опытом поколений в создании благоприятного семейного микроклимата, семейного образа жизни (на основе общечеловеческих ценностей).
Достижение целей программы обусловлено:
• объединением детей, подростков и их родителей при наличии общего интереса к истории семьи, ее родословной, к историческому поиску и исследованию;
• возрождением национальных семейных традиций и обычаев, пропагандой и утверждением духовных ценностей семьи;
• укреплением связей поколений в семье через формы, средства и возможности детской организации.
Возможные формы деятельности:
• в личной беседе с родителями, бабушками и дедушками — выяснение имен, отчеств прабабушек и прадедушек;
• выявление легенд или исторических событий, связанных с происхождением собственной фамилии;
• составление генеалогического древа семьи;
• составление фотоальбомов семьи, организация совместных праздников, вечеров отдыха;
• проведение спортивных, интеллектуальных конкурсов для семей подростков;
• возрождение традиционных национальных семейных обычаев, традиций и ремесел, характерных для данного региона (области, края, республики), пропаганда их среди сверстников в классном коллективе, общеобразовательном учреждении;
• создание семейных фольклорных коллективов, ремесленных групп, пропаганда их деятельности в учебном заведении;
• создание различных «женских союзов» из числа матерей и бабушек с целью изучения и пропаганды традиционных для данной местности ремесел, обычаев, традиций и обрядов;
• создание «мужских союзов» или «мужских братств» — союзов дедушек, отцов и сыновей с целью изучения и пропаганды мужских традиций данного региона.
Работая по данной программе, через определенное время на одном из семейных праздников подростку можно присвоить звание «Знаток семьи» при выполнения некоторых (условных) норм:
а) для детей 7—9 лет:
— знать имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, фамилии каждого члена семьи и почему они разные;
— знать основные традиции своей семьи;
— собрать домашний семейный фотоальбом, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии;
— принять участие в семейных вечерах, вечеринках, спортивных соревнованиях (со своими родителями, бабушами, дедушками, дядями или тетями, старшими братьями или сестрами);
— уметь вместе с родителями выполнять традиционную домашнюю работу (мужскую или женскую);
б) для подростков 10—14 лет:
— знать родословную, традиции, обычаи своей семьи, уметь составлять элементарное генеалогическое древо;
— организовывать й принимать участие в семейных вечерах, викторинах, конкурсах, соревнованиях.
Мини-программа «Робинзон»
Это программа приобщения детей и подростков к традициям и истории своего народа, расширения их контактов с природой. Оставаясь наедине с природой, человек порой открывает в себе новые духовные и физические качества. Природа помогает ребенку постичь дух и силу своего народа. В борьбе с трудностями человек познает себя, раскрывает перед собой и другими новые физические возможности, получая при этом практические навыки.
Задачи деятельности:
• изучение истории, этнографии и географии места проведения акций (походов, сборов, робинзонад);
• знакомство со способами и законами выживания в изолированных климатических или географических условиях (при обязательном контроле со стороны взрослых);
• изучение способов выживания, практикуемых в данной местности (у конкретного народа или национальности);
• формирование навыков изготовления простейших предметов быта, жилища и охоты (рыболовства, ловли птиц) в полевых условиях;
• ознакомление со способами добывания пищи в различных климатических условиях у разных народов;
• изучение психологических особенностей поведения людей в экстремальных условиях, овладение приемами саморегуляции и контроля собственной психики в нестандартных жизненных ситуациях (подавление страха, панического состояния и т.д.);
• изучение способов и приемов действий в экстремальных условиях (при авариях, катастрофах, террористических актах, при несчастных случаях и т. д.);
• овладение навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Мини-программа «Первооткрыватели»
В подростковом возрасте у многих ребят появляется интерес к необычным явлениям природы, неизученным страницам истории и науки. Речь идет о самом широком спектре непознанного и неоткрытого в историческом прошлом страны и других народов, в природе и краеведении, культуре, науке и технике.
В рамках деятельности программы «Первооткрыватели» ребятам придется решать различные задачи. При этом потребуются дополнительные сведения по истории и географии, физике и математике, химии и биологии. Ребятам понадобятся практические навыки в работе со специальным снаряжением (скалолазание, альпинизм, спелеология и т. д.).
Чтобы приоткрыть завесу непознанного в аномальных явлениях природы, исчезнувших цивилизаций или попытаться ответить на вопросы: «Есть ли жизнь на других планетах? Посещали ли инопланетяне нашу Землю?», потребуется изучить много дополнительного материала по архитектуре и этнографии, астрономии и уфологии, климатологии и географии.
В рамках поисковых экспедиций, исследовательской деятельности ребята научатся решать проблемы межличностных отношений, толерантности по отношению к различным национальностям и религиям.
Задачи деятельности:
• развитие интереса к своим национальным корням, стремление продолжить традиции своего народа;
• постижение сущности процессов, происходящих в природе и между людьми; их законы, принципы сосуществования, исторические связи;
• развитие навыков выживания в экстремальных условиях;
• обучение приемам работы со специальными снаряжением, оборудованием, механизмами и приборами.
Перечень подобных программ не ограничен. Организаторы детского движения в общеобразовательном учреждении могут вместе с ребятами создать множество подобных программ по интересам детей или подростков.
Рекомендуем посмотреть:
Функции классного часа
Внеклассная работа в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Воспитательная программа ОЭР в школе