Воспитательский час «О государственных символах России»
Автор: Лищишина Надежда Леонидовна, воспитатель в коррекционной школе-интернат, пос. Савинский
Цель: изучение государственных символов России.
Задачи:
• дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
• воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране.
Ход занятия:
•
Вступительная часть
• - Дорогие ребята! Наш классный час посвящен государственной символике России.
• - Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Как и у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн.
•
Герб России.
• Герб - это главный символ любого государства.
• Герб России – это двуглавый Орёл, на фоне красного щита, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!
• Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад , и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны.
• Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба ещё один герб- герб Москвы. Почему? Москва - столица России.
• На груди орла щит с изображением всадника – святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.
•
Государственный флаг
• Государственный флаг, как и герб, является символом государства.
• Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.
• У России флаг трёхцветный. Какие это цвета и что они обозначают?
• Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.
•
Гимн России
• Гимн – в переводе с греческого языка – «торжественная песнь».
• У каждого государства есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нём, обычно, рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении.
• Гимн – это главная песня нашей страны, прославляющая свою страну.
• Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству.
• -Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей
• стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.
•
Первая станция – «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого–либо понятия.
• К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зеленый, это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это – символы.
• Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные
• организации, учебные заведения, спортивные общества.
•
Даются задания по группам: придумать и нарисовать символы, которыми
• можно обозначить понятия – остановка автобуса; железно - дорожный переезд; книжный магазин, лесная зона.
• - флаг, герб, гимн – официальные государственные символы.
•
Задание: Соединить стрелочками название государственного символа и его определение:
1.Прикрепленное к дереву полотнище определенного размера и цвета-1.Гимн
2.Официальная эмблема государства-2.Флаг
3.Торжественная песня-3.Герб
•
Вторая станция – «Наша Родина – Россия»
• Россия – это страна, в котором мы живем. Росси занимает первое место по
• территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы.
• Столица нашей Родины – город Москва.
• Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережет нас.
•
Третья станция – «Герб России».
• В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
• Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.(рассматривание герба России)
• Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором
• изображает золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
• Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава, над головой орла мы видим корону.
• Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
• Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
• Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
• На груди орла помещено изображение всаднике на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змея.
• Черный змей – это символ зла. Он повержен копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, добра над злом.
•
Даются вопросы и задания:
• - Кто изображен на Гербе России?
• - Очертание, какого старинного доспеха напоминает герб?
• - Что вы можете рассказать об орле?
• - Назовите цвета герба.
•
Четвёртая станция «Флаг России».
• Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
• Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Над зданием
• Большого Кремлевского дворца подлет государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
• В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические
• значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
• Бело – синий – красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь
• Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, красная площадь и т.д.)
•
Даются вопросы и задания:
• - Объяснить, что означают цвета флага?
• - Зачем нужен флаг?
• - Где его можно увидеть?
•
Пятая станция «Гимн России»
• - Гимн – это торжественная песня. Славящая кого-либо. При исполнении
• гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так уважение к стране, чей гимн звучит.
• Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях,
• например, при награждении победителей международных спортивных соревнований.
• (Детям читается текст Государственного гимна РФ )
•
Классу даются вопросы и задания:
• А) назвать авторов стихов и музыки гимна России;
• Б) в каких случаях исполняют гимн России?
• В) какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?
• Г) какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и
• бескрайность нашей Родины?
Итог:
- Что нового ребята узнали на занятии?
-Что понравилось на занятии?
Рекомендуем посмотреть:
Лучший класс года. Положение конкурса
Использование системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе
Сценарий выпускного вечера для 11 класса
Анализ воспитательной работы в 10 классе
Похожие статьи:
Воспитательная программа ОЭР в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Формы внеклассной работы в начальной школе
Роль внеклассных мероприятий в воспитании учащихся