Из опыта работы учителя химии. Создание авторских учебных пособий
Автор: Наталья Васильевна Алексеева, преподаватель химии
Место работы: ГБПОУ Колледж туризмаМой опыт использования авторских учебных пособий
Прочитав заголовок статьи, наверное, кто-то скажет, а зачем делать пособия, если сейчас такой большой выбор современных учебно-методических комплексов: учебники, сборники, рабочие тетради, таблицы. Можно воспользоваться готовыми, а можно создать своё учебно-методическое обеспечение по дисциплине. Из опыта скажу, что всегда хочется добавить что-то своё, что-то поменять, переставить местами, сделать текст задач, приближенными к твоим ученикам, то есть – творить.
Но бывает, что написать пособие становится необходимостью. Началось это с того, что после введения дисциплин «Аналитическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» возникла проблема – отсутствие учебника для средних профессиональных учреждений (они были изданы значительно позже).
Большинство занятий было лекционных. Много времени студенты тратили на составление конспекта и мало на обсуждение и решение возникших проблем, а также на семинарские занятия и закрепление пройденного материала. Такие уроки были малоэффективны, малоинтересны и становились скучными не только для студентов, но и для меня. Результативнось также была невысока. И я разработала и напечатала первые учебные пособия.
Каждая тема в пособие по аналитической химии состоит из трёх частей: теоретическая часть, описание и руководство к выполнению лабораторной работы, значение химических элементов для жизнедеятельности организма. После каждой темы есть задания для самопроверки – вопросы и упражнения, а также вопросы к тематическому зачёту. Завершается пособие таблицей «Химический состав основных продуктов питания». По ней студенты могут выполнить самостоятельную работу (использование метода проекта) – рассчитать количество макро- и микроэлементов, полученных ими во время завтрака, обеда и ужина.
Пособие по физической и коллоидной химии содержит больше теоретического материала. При составлении пособия я использовала важный принцип дидактики – принцип отбора содержания и построения курса. Физическая химия – это сложная дисциплина и имеет большой объём материала. Я в своём пособии постаралась кратко и чётко, доступным языком изложить основные научные теории. После каждого параграфа есть вопросы, упражнения и задачи для самостоятельного решения.
Повышению учебно-познавательной деятельности учащихся способствует профессиональная направленность в обучении. В данном пособии я привожу примеры, помогающие осуществлять межпредметные связи с предметами по специальности студентов, формировать профессиональные компетенции. Это им нравится, происходит активизация учебного процесса.
Понятие о химической реакции является важнейшим понятием курса химии. Усвоение его учащимися имеет большое общеобразовательное значение в овладении химии. Как и другие фундаментальные понятия школьного курса, оно развивается в процессе всего обучения. Методика изучения химических реакций на разных этапах различна. На первом этапе формирования понятия о химической реакции происходит изучение отдельных процессов, их видов и разновидностей. Большое значение имеет систематизация знаний о химических реакциях и их классификация при заключительном повторении курса химии, то есть для студентов профессионального колледжа. Многие студенты не повторяют, а заново учатся записывать уравнения химических реакций. Такие студенты требуют больше внимания, а значит и времени. Происходит разрыв между «сильными» и «слабыми», который надо сокращать на индивидуальных консультациях. Вот для этих целей, прежде всего, я составила учебное пособие «Типы химических реакций». Пособие состоит из трёх частей: классификация химических реакций, алгоритм составления уравнений реакций в ионном виде, алгоритм составления электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций.
Классификация составлена в виде таблицы с буквенными схемами, что позволяет быстро и доступно восполнить пробелы в знаниях. После ознакомления с учебным материалом студентом, предлагаю самостоятельно выполнить письменное задание, например:
1) Продолжить уравнения химических реакций и указать их тип;
2) Составить 1, 4 и 9 уравнения реакций в ионном виде;
3) Составить 3, 6 и 7 уравнения химических реакций методом электронного баланса.
Классификация химических реакций
Решение задач способствует приобретению практических умений и навыков учащихся, развитию логического мышления, осмысленному использованию и закреплению теоретического материала. Для решения задач по химии необходимо знание не только химических, но и физических свойств веществ. Поэтому в начале сборника «Решение типовых задач по химии» я даю таблицу, где приводятся справочные данные физических величин и их размерность, основные формулы, необходимые для решения задач. Далее идёт рассмотрение решения типовых задач. Я привожу подробный алгоритм решения одного примера, затем учащийся получает индивидуальное задание. Поскольку текст задачи, как правило, стандартный, чтобы не повторяться, я составила тексты задач в виде таблиц, где 30-35 вариантов умещается на одной странице. Это очень удобно в использовании и необычно. Например:
Текст задачи. Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 13. Массовые доли углерода и водорода в нём равны соответственно 92,3% и 7,7%. Вывести молекулярную формулу этого углеводорода. А можно это всё свести в таблицу:
В 21 веке большинство школ и школьных кабинетов оснащены современной мультимедийной техникой, что позволяет использовать компьютерные технологии и интернет ресурсы, создавать не только электронные, но и печатные материалы. Но, к сожалению, это было не всегда, да и сейчас не все имеют такую возможность.
Повышению качества и результативности учебного процесса всегда способствует совершенствование методики преподавания. Методов обучения существует много, от их правильного выбора зависит успех урока. Для повышения интенсивности каждого из методов существует целая система средств обучения, одним из основных является учебная книга. Работа с книгой имеет большое значение при организации самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения: изучении нового материала, выполнении лабораторной и практической работ, упражнений, решении расчётных задач. Ученик, работая с книгой сам должен организовать свой процесс познания, а учитель – управлять его деятельностью. Творческая работа с учебником способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию умения работать с научно-популярной литературой.
Использование учебных пособий на уроках, а также для самостоятельной работы повышает их эффективность, результативность, качество знаний. Даёт возможность объективно и быстро оценить каждого учащегося, что имеет важное значение для формирования мотивации в обучении и положительного отношения к предмету химия.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода
Кроссворд с ответами по анатомии для учащихся 8 класса
Уроки химии для 1 курса колледжа
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Практические работы по химии 9 класс