Методическая разработка уроков по химии 1 курс колледжа
Проведение лабораторных занятий по химии
Настоящие методические указания предназначены для студентов I курса СПО на базе основного (общего) образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Но они могут заинтересовать и учителей средней школы.
Лабораторные работы проводятся в процессе изучения тем, являются закреплением знаний теоретического курса и предлагаются как одна из форм самостоятельной работы студентов.
В каждой лабораторной работе отдельно выделены цели, их мотивационная характеристика, оборудование, перечень реактивов и последовательность действий.
Общие требования к выполнению лабораторных работ
Во время проведения лабораторных работ соблюдаются общие требования к поведению студентов в кабинете химии и правила техники безопасности в химической лаборатории. Студенты обязаны точно соблюдать рекомендуемую методику и технику выполнения эксперимента.
Все работы проводятся под руководством преподавателя. Преподаватель должен заранее спланировать время выполнения каждого этапа задания. Перед началом работы производится
• предварительная проверка готовности студентов к самостоятельному выполнению работы и делаются необходимые указания по методике и технике проведения работы;
• разбивка студентов на малые группы в соответствии с наличием мест и оборудования;
• инструктаж по правилам поведения в кабинете химии и технике безопасности при работе с химическими реактивами.
Качество выполнения лабораторной работы оценивают при наблюдении за студенческим экспериментом с учётом пояснений и письменных отчётов. Наблюдения за работой студентов во время занятия необходимо фиксировать.
При оценке выполнения лабораторных работ важно учитывать, как студенты овладевают тем или иным знанием, умением применять знания в ситуации эксперимента, умением оформить результаты опыта, а также выполнение всего задания в целом, необходимо оценивать не только результаты его выполнения в тетради, но и весь процесс выполнения. Оценка за лабораторную работу входит в текущий контроль.
Лабораторная работа №1
Тема "Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Приготовление раствора заданной концентрации, вычисление массовой доли растворённого вещества".
Цель лабораторной работы закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»; проверить умения взвешивание на весах, пользование мерной посудой и химическими реактивами, производить расчёты по формулам.
На выполнение данной лабораторной работы отводится 2 часа.
В лабораторной работе используются весы, разновесы, мерная посуда (мерные стаканы и цилиндры), химические реактивы.
В данной работе необходимо приготовить раствор заданной концентрации и произвести нужные вычисления.
Ход работы
1. Взвесить навеску соли массой 10 г (взвешивание производить с точностью до целых единиц).
2. Произвести вычисление массы растворителя по формуле: m Н2О = m раствора – m вещества. 100 г – 10 г = 90 г
3. Отмерить в мерном цилиндре 90 мл воды.
4. В стакан высыпать навеску соли, прилить воду и размешать стеклянной палочкой.
5. Выполнить задания по решению задач на определение массовой доли растворённого вещества, массы вещества, раствора, растворителя.
6. Записать в тетради результаты наблюдений и вычислений, сделать соответствующие выводы.
Работу рекомендуется проводить в малых группах, минимум по 4 человека. Каждая группа получает отдельные задания и приступает к их выполнению.
При подготовке к лабораторной работе студентам необходимо повторить содержание конспекта в тетради по данной теме, а также главу 4 «Теория электролитической диссоциации» по учебнику О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – Химия.
Критериями качества выполнения лабораторной работы являются:
1. Умение пользоваться весами и мерной посудой.
2. Правильность произведённых расчётов.
3. Оформление отчёта о выполнении работы.
4. Дисциплина во время проведения работы.
Лабораторная работа № 2
Тема "Классификация неорганических веществ и их свойства. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства основных классов химических веществ".
Цель данной лабораторной работы научиться применять знания о свойствах неорганических веществ. Уметь проводить реакции между неорганическими веществами, получать неорганические вещества, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций.
Ход работы
Используя необходимые реактивы, провести следующие химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, металлов, оксидов металла и солей:
1) взаимодействие магния с соляной кислотой;
2) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;
3) получение гидроксида меди (II);
4) взаимодействие гидроксида меди (II) с азотной кислотой;
5) качественные реакции на:
а) ионы бария;
б) ионы железа (+2);
в) ионы железа (+3);
6) действие индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) на кислоты и щелочи.
Для проведения лабораторной работы используются поддоны для химических реактивов и оборудования; штатив с набором пробирок. Набор химических реактивов: магний (порошок или стружка), соляная кислота, оксид меди (II), серная кислота, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия; азотная кислота, раствор хлорида бария, раствор сульфата железа (II), раствор хлорида железа (III), раствор красной кровяной соли, раствор желтой кровяной соли.
Рекомендации по выполнению лабораторной работы:
-реактивы следует брать в объеме ~ 1 мл каждого, наливать реактивы следует только над поддоном; склянки с реактивами ставить только на поддон;
-в процессе реакции можно поднести к отверстию пробирки зажженную спичку и услышать характерный для выделяющегося водорода хлопок;
-после добавления серной кислоты содержимое пробирки надо взболтать, если часть осадка при этом останется нерастворенной, то надо добавить кислоты до полного растворения осадка;
-для получения гидроксида меди (II) надо к раствору сульфата меди (II) прилить раствор гидроксида натрия; так как продукт этой реакции будет использоваться как исходное вещество для следующей (4) реакции, то реактивы (растворы сульфата меди и гидроксида натрия) следует брать в объеме не более 0,5 мл каждого.
-исходным веществом для проведения этой реакции является гидроксид меди (II), полученный в процессе реакции (3); азотную кислоту следует приливать до полного растворения осадка;
- качественным реактивом на ионы бария является сульфат-анион (серная кислота или ее соли);
-качественным реактивом на ионы железа (II) является раствор красной кровяной соли;
-качественным реактивом на ионы железа (III) является раствор желтой кровяной соли;
-для исследования действия индикаторов на кислоты и щелочи надо взять 3 пробирки и налить в каждую из них раствор щелочи (КОН или NaOH). В первую пробирку налить 1-2 капли метилоранжа, во вторую – 1-2 капли фенолфталеина, в третью – кусочек лакмусовой бумаги; зафиксировать окраску индикатора; после этого осторожно, чтобы заметить изменение окраски индикатора, приливать кислоту (любую).
При выполнении и оформлении работы студент может воспользоваться конспектом и учебником «Химия» О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.
Критерием оценки качества выполнения лабораторной работы являются:
- правильное выполнение практической части работы и соблюдение правил техники
безопасности;
- правильное оформление работы, в том числе правильная и полная запись уравнений
реакций;
- умение сделать правильный вывод как итог проделанной работы.
В данной работе я привела пример только двух лабораторных занятий. Если моя работа заинтересует учителей химии, я могу поделиться и остальными работами.
Рекомендуем посмотреть:
ФГОС тестовый контроль по дисциплине Биология для студентов колледжа. Учение о клетке
Конспект урока химии для 11 класса. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Конспект урока химии для 11 класса. Химия в жизни человека
Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель
Похожие статьи:
Игра по химии с ответами, 10-11 класс
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»
План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спирты
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе