Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Уроки химии для 1 курса колледжа

Методическая разработка уроков по химии 1 курс колледжа
Проведение лабораторных занятий по химии
Настоящие методические указания предназначены для студентов I курса СПО на базе основного (общего) образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Но они могут заинтересовать и учителей средней школы.
Лабораторные работы проводятся в процессе изучения тем, являются закреплением знаний теоретического курса и предлагаются как одна из форм самостоятельной работы студентов.
В каждой лабораторной работе отдельно выделены цели, их мотивационная характеристика, оборудование, перечень реактивов и последовательность действий.
Общие требования к выполнению лабораторных работ
Во время проведения лабораторных работ соблюдаются общие требования к поведению студентов в кабинете химии и правила техники безопасности в химической лаборатории. Студенты обязаны точно соблюдать рекомендуемую методику и технику выполнения эксперимента.
Все работы проводятся под руководством преподавателя. Преподаватель должен заранее спланировать время выполнения каждого этапа задания. Перед началом работы производится
• предварительная проверка готовности студентов к самостоятельному выполнению работы и делаются необходимые указания по методике и технике проведения работы;
• разбивка студентов на малые группы в соответствии с наличием мест и оборудования;
• инструктаж по правилам поведения в кабинете химии и технике безопасности при работе с химическими реактивами.
Качество выполнения лабораторной работы оценивают при наблюдении за студенческим экспериментом с учётом пояснений и письменных отчётов. Наблюдения за работой студентов во время занятия необходимо фиксировать.
При оценке выполнения лабораторных работ важно учитывать, как студенты овладевают тем или иным знанием, умением применять знания в ситуации эксперимента, умением оформить результаты опыта, а также выполнение всего задания в целом, необходимо оценивать не только результаты его выполнения в тетради, но и весь процесс выполнения. Оценка за лабораторную работу входит в текущий контроль.
Лабораторная работа №1
Тема "Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Приготовление раствора заданной концентрации, вычисление массовой доли растворённого вещества".
Цель лабораторной работы закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»; проверить умения взвешивание на весах, пользование мерной посудой и химическими реактивами, производить расчёты по формулам.
На выполнение данной лабораторной работы отводится 2 часа.
В лабораторной работе используются весы, разновесы, мерная посуда (мерные стаканы и цилиндры), химические реактивы.
В данной работе необходимо приготовить раствор заданной концентрации и произвести нужные вычисления.
Ход работы
1. Взвесить навеску соли массой 10 г (взвешивание производить с точностью до целых единиц).
2. Произвести вычисление массы растворителя по формуле: m Н2О = m раствора – m вещества. 100 г – 10 г = 90 г
3. Отмерить в мерном цилиндре 90 мл воды.
4. В стакан высыпать навеску соли, прилить воду и размешать стеклянной палочкой.
5. Выполнить задания по решению задач на определение массовой доли растворённого вещества, массы вещества, раствора, растворителя.
6. Записать в тетради результаты наблюдений и вычислений, сделать соответствующие выводы.
Работу рекомендуется проводить в малых группах, минимум по 4 человека. Каждая группа получает отдельные задания и приступает к их выполнению.
При подготовке к лабораторной работе студентам необходимо повторить содержание конспекта в тетради по данной теме, а также главу 4 «Теория электролитической диссоциации» по учебнику О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – Химия.
Критериями качества выполнения лабораторной работы являются:
1. Умение пользоваться весами и мерной посудой.
2. Правильность произведённых расчётов.
3. Оформление отчёта о выполнении работы.
4. Дисциплина во время проведения работы.
Лабораторная работа № 2
Тема "Классификация неорганических веществ и их свойства. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства основных классов химических веществ".
Цель данной лабораторной работы научиться применять знания о свойствах неорганических веществ. Уметь проводить реакции между неорганическими веществами, получать неорганические вещества, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций.
Ход работы
Используя необходимые реактивы, провести следующие химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, металлов, оксидов металла и солей:
1) взаимодействие магния с соляной кислотой;
2) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;
3) получение гидроксида меди (II);
4) взаимодействие гидроксида меди (II) с азотной кислотой;
5) качественные реакции на:
а) ионы бария;
б) ионы железа (+2);
в) ионы железа (+3);
6) действие индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) на кислоты и щелочи.
Для проведения лабораторной работы используются поддоны для химических реактивов и оборудования; штатив с набором пробирок. Набор химических реактивов: магний (порошок или стружка), соляная кислота, оксид меди (II), серная кислота, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия; азотная кислота, раствор хлорида бария, раствор сульфата железа (II), раствор хлорида железа (III), раствор красной кровяной соли, раствор желтой кровяной соли.
Рекомендации по выполнению лабораторной работы:
-реактивы следует брать в объеме ~ 1 мл каждого, наливать реактивы следует только над поддоном; склянки с реактивами ставить только на поддон;
-в процессе реакции можно поднести к отверстию пробирки зажженную спичку и услышать характерный для выделяющегося водорода хлопок;
-после добавления серной кислоты содержимое пробирки надо взболтать, если часть осадка при этом останется нерастворенной, то надо добавить кислоты до полного растворения осадка;
-для получения гидроксида меди (II) надо к раствору сульфата меди (II) прилить раствор гидроксида натрия; так как продукт этой реакции будет использоваться как исходное вещество для следующей (4) реакции, то реактивы (растворы сульфата меди и гидроксида натрия) следует брать в объеме не более 0,5 мл каждого.
-исходным веществом для проведения этой реакции является гидроксид меди (II), полученный в процессе реакции (3); азотную кислоту следует приливать до полного растворения осадка;
- качественным реактивом на ионы бария является сульфат-анион (серная кислота или ее соли);
-качественным реактивом на ионы железа (II) является раствор красной кровяной соли;
-качественным реактивом на ионы железа (III) является раствор желтой кровяной соли;
-для исследования действия индикаторов на кислоты и щелочи надо взять 3 пробирки и налить в каждую из них раствор щелочи (КОН или NaOH). В первую пробирку налить 1-2 капли метилоранжа, во вторую – 1-2 капли фенолфталеина, в третью – кусочек лакмусовой бумаги; зафиксировать окраску индикатора; после этого осторожно, чтобы заметить изменение окраски индикатора, приливать кислоту (любую).
При выполнении и оформлении работы студент может воспользоваться конспектом и учебником «Химия» О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.
Критерием оценки качества выполнения лабораторной работы являются:
- правильное выполнение практической части работы и соблюдение правил техники
безопасности;
- правильное оформление работы, в том числе правильная и полная запись уравнений
реакций;
- умение сделать правильный вывод как итог проделанной работы.
В данной работе я привела пример только двух лабораторных занятий. Если моя работа заинтересует учителей химии, я могу поделиться и остальными работами.

Рекомендуем посмотреть:

ФГОС тестовый контроль по дисциплине Биология для студентов колледжа. Учение о клетке Конспект урока химии для 11 класса. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Конспект урока химии для 11 класса. Химия в жизни человека Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель

Похожие статьи:

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»

План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спирты

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Методическая разработка урока химии 9 класс

Создание авторских учебных пособий по химии
Опубликовано: 3731 день назад (5 сентября 2014)
Просмотров: 15378
+8
Голосов: 8
Вера Александровна Орехова # 7 сентября 2014 в 08:53 +2
Наталья Васильевна, спасибо за приглашение. Вы настоящий труженик, проделали большую работу и представили полезный и познавательный материал, который, я думаю пригодится многим педагогам. Спасибо, что поделились своим опытом и авторской разработкой.Голос +1. Желаю удачи!
Наталья Васильевна Алексеева # 7 сентября 2014 в 22:40 +1
Вера Александровна, спасибо за оценку! Но я не перестаю восхищаться Вашими работами.
Татьяна Александровна Чепелева # 8 сентября 2014 в 14:14 0
В школьные годы не слишком понимала химию (скажу по-правде), но лабораторные всегда нравились!! Процесс - завораживающий! Вы всегда волшебники!! Спасибо +1
Наталья Васильевна Алексеева # 11 сентября 2014 в 00:33 +1
Татьяна Александровна! Спасибо, что познакомились с моей работой и за оценку. Химия - камень преткновения у многих, поэтому я всю педагогическую жизнь стараюсь объяснять понятно, и когда вижу результат, понимаю, что занимаюсь своим делом. Рада продолжить знакомство.
Ирина Евгеньевна Науменко # 8 сентября 2014 в 16:47 +1
Наталья Васильевна, вы представили нашему вниманию грамотно составленную разработку лабораторных занятий по химии для студентов колледжа, которая содержит цели работ, необходимое оборудование, подробное описание хода работы и рекомендации по ее выполнению, а также критерии оценки качества выполнения лабораторной работы. Думаю, что любому студенту не составит труда выполнить подобные работы, следуя четким инструкциям, представленным в разработке. Спасибо за материал! Голосую!
Наталья Васильевна Алексеева # 11 сентября 2014 в 00:35 +1
Ирина Евгеньевна! Спасибо за Вашу оценку и понимание важности проведения лабораторных работ. Надеюсь мы с Вами сможем обмениваться опытом, до встречи на сайте.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 8 сентября 2014 в 19:22 +2
Самостоятельной работе студентов в настоящее время по новым стандартам уделяется большое внимание. Каким бы старательным и знающим не был студент, провести лабораторную работу, поставить эксперимент трудновато без разработанной инструкции по выполнению. От того как она составлена, как расписаны все этапы, которые должен выполнить студент, есть ли дополнительные рекомендации зависит качество выполнения работы, будет студент работать самостоятельно или «дёргать» преподавателя. Наталья Васильевна, Вы проделали большую и нужную работу. В представленных двух лабораторных работах указаны цели, пошаговая инструкция, ко второй работе представлена и рекомендация - подсказка по работе с реактивами (чтоб ничего не перепутали!). Указаны критерии оценивания работы: удобно и ученикам – знают, на что будет обращать в первую очередь учитель, и учителю, если он впервые проводит и оценивает данную работу. Думаю Ваша методическая разработка «Проведение лабораторных занятий по химии» будет полезна учителям химии, мой голос +1!
Наталья Васильевна Алексеева # 11 сентября 2014 в 00:38 +1
Светлана Анатольевна! Большое спасибо за подробный комментарий, я очень рада как Вы оценили мою работу.
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 19:37 +1
Доброго времени суток, очень интересная разработка, хотя химия и не мой конек, очень интересные задания и правила работы с химическими реактивами, голос.
Наталья Васильевна Алексеева # 11 сентября 2014 в 00:42 +1
Татьяна! Спасибо за Ваш отзыв. Я думаю, что любой не посторонний в образовании сможет высказать своё мнение, хотя и не его предмет. Ведь у нас у всех одна цель - донести до сознания, до понимания, выбирая ту или другую методику.
Ирина Николаевна Ступченко # 12 сентября 2014 в 17:09 +1
Спасибо за приглашение! Давненько я не общалась с химией. И вот опять я на уроке в школе. Снова пробирки и опыты. Здорово вернуться в детство, за парту. Спасибо за это ощущение!. ГОЛОСУЮ! hoho
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 17 сентября 2014 в 10:07 +1
Спасибо за приглашение. В школе мне сложновато было химией. Но на таком уроке с удовольствием побыла бы ученицей. Творческих успехов Вам!
Наталья Васильевна Алексеева # 17 сентября 2014 в 22:07 +1
Татьяна Анатольевна, спасибо за отзыв и пожелание! Ведь для педагога скорее интересен не сам предмет, а способы подачи материала, как он смог увлечь детей. Я думаю, мы все говорим на одном языке - педагогическом, поэтому легко понимаем друг друга. Спасибо.
Надежда Трефилова # 23 марта 2015 в 20:52 0
Спасибо за приглашение, химия и особенно опыты это всегда интересно, сразу вспоминаются школьные годы и боязнь не пересыпать бы и влить все так как надо, чтобы не было потом дыр на одежде. Я думаю, что учителя химии по достоинству оценят Вашу разработку и я когда мой ребенок пойдет на уроки химии, успехов Вам.