Конспект урока по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Автор: Калинина Ольга Анатольевна, учитель химии, МБОУ Салганская СОШ, Нижегородской области.
Конспект урока предназначен для учащихся 11 класса. Данная разработка помогает учащимся усвоить материал о факторах, влияющих на скорость химических реакций, помогает устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на практический материал. Теоретические знания закрепляются практическими .
Описание материала: Разработка урока представлена с целью сформировать у учащихся знаний о факторах , влияющих на скорость химических реакций, развить умения устанавливать причинно-следственные связи , проводя эксперименты. Материал сопровождается показом презентации.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
• исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения;
• продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
• воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность).
Тип урока: комбинированный.
Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в группах, фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Средства обучения:
• инструкция для выполнения лабораторного эксперимента;
• инструкция по технике безопасности;
• демонстрационное оборудование;
• лабораторное оборудование;
• рабочая карта урока;
• тесты;
• компьютер;
• проектор.
Подготовка учащихся к уроку.
1. Деление класса на группы по 5 человек (в каждой группе есть учащийся с прочными и глубокими знаниями).
2. В тетрадях у учащихся приготовлена таблица, которая заполняется во время объяснения нового материала (Приложение № 1–6).
3. Группа получает оборудование и реактивы для проведения эксперимента.
4. Каждый учащийся получает рабочую карту урока (Приложение № 2).
Структура урок.
I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). Гомогенные и гетерогенные реакции.
III. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
V. Рефлексия (самооценка).
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием “скорость химических реакций”. Вопросы к классу: - дайте определение скорости химических реакций; - какие системы химических реакций называются гомогенными, а какие – гетерогенными;
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гомогенным реакциям (2 примера);
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гетерогенным реакциям (3 примера).
Примеры проецируем на экран с помощью проектора.
Гомогенные
газ + газ
жидкость + жидкость Гетерогенные
газ + твёрдое вещество
газ + жидкость
твёрдое вещество + жидкость
Класс работает в тетрадях, один ученик – за компьютером.
По окончании работы проецируем на экран составленные уравнения реакций.
III. Изучение нового материала.
Тема урока проецируется на экран.
Учитель. Сегодня мы будем изучать факторы, влияющие на скорость химических реакций. С помощью химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала). Подумайте и назовите факторы, т.е. условия, которые могут влиять на скорость реакций (обсуждение в группе).
Учащиеся называют факторы: температура, концентрация.
Учитель. Кроме названных вами факторов есть ещё природа реагирующих веществ, площадь поверхности соприкосновения веществ, катализаторы.
Выясним, как данные факторы, влияют на скорость химических реакций, выполняя лабораторный эксперимент в группах. (Учитель в случае необходимости оказывает консультационную помощь).
На экран проецируем названия лабораторных опытов (Приложение № 5).
Во время выполнения учащимися эксперимента на экране спроецированы правила техники безопасности (Приложение №3).
Представление результатов групповой работы.
Вывод из каждого лабораторного опыта все учащиеся записывают в таблицу (Приложение №1) (таблица на экране).
Демонстрационный опыт (проводит учитель).
Каталитическое разложение перекиси водорода
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, мензурка, пинцет, лучинка, спички, пероксид водорода.
В 2 пробирки наливаем по 5 мл перекиси водорода. Во вторую пробирку опускаем пинцетом кусочек моркови. Вносим в пробирки тлеющие лучинки. Во второй пробирке лучинка вспыхивает, т.к. при разложении перекиси водорода выделяется кислород. Перекись водорода разлагается и без катализатора, но очень медленно. В присутствии катализатора (моркови) реакция протекает быстрее. В данном опыте в качестве катализатора используем ферменты – белковые молекулы.
Зависимость скорости реакции от температуры исследовал голландский учёный Я. Вант-Гофф: при повышении температуры на каждые 100 скорость увеличивается в 2-4 раза.
V2/V1 = Yt 2-t1/10
Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ была установлена Гульдбергом и Вааге. По закону действующих масс скорость химической реакции аА+bB=сС может быть вычислена по формуле V=kcAacBb
Выставьте себе оценку в рабочую карту за изучение нового материала (оценка группы + самооценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
Каждая группа решает по 1-й задаче на применение правила Вант-Гоффа и закона действующих масс (Приложение №6).
После выполненной работы проецируем на экран образцы решённых задач, чтобы зрительно закрепить ход решения (Приложение №6).
Проводим тест (Приложение №4). После выполнения теста проводим самопроверку, для этого проецируем на экран правильные ответы
V. Рефлексия (самооценка).
VI. Домашнее задание: § 15, упр. 3, 5.
Предложите способы увеличения скорости реакции в 8 раз путём изменения концентрации исходных веществ:
а) 2Н2 (газ) + О2 (газ) = 2Н2О (газ);
б) Н2 (газ) + Cl2 (газ) = 2НCl (газ).
Скачать Конспект урока по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Уроки химии для 1 курса колледжа
Конспект урока химии для 11 класса. Химия в жизни человека
Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Практические работы по химии 9 класс