Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель

Конспект урока химии по теме: «Водородный показатель», 11 класс
Автор: Таирова Елена Александровна, учитель химии МБОУ гимназия 44 г. Пензы
Данная разработка конспекта урока предназначена для учителей химии. Материал позволяет провести интересный урок изучения нового материала в 11 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного урока.
Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель.
Задачи:
Образовательные.
1. Познакомить учащихся с понятием ионного произведения воды; концентрациями ионов Н+ и в кислых, нейтральных и щелочных растворах; с водородным показателем - отрицательным логарифмом концентрации; с методами определения рН.
2. Актуализировать знаний учащихся о реакции среды растворов кислот, щелочей, солей; изменении цвета индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина) в различных средах.
3. Измерить с учащимися рН некоторых растворов с помощью универсального индикатора: дистиллированной, газированной воды, раствора уксуса, сока лимона, раствора аммиака, раствора мыла, средства для прочистки труб, раствора питьевой соды; подвести учащихся к объяснению причин значений рН данных растворов.
4. Опытным путем (в ходе домашнего эксперимента) доказать, что соки некоторых растений так же могут служить кислотно - основными индикаторами (на примере сока краснокочанной капусты).
Воспитательные.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с кислыми и щелочными растворами.
Развивающие.
Развивать навыки самостоятельного умственного труда: совершенствовать умения самостоятельно получать информацию из учебного текста, анализировать текст, формировать критический стиль мышления; развивать практические умения проводить эксперимент.

Оборудование: датчик рН, подключенный к компьютеру, проектор, учебные тексты (по одному на парту), лотки со штативами для пробирок и нумерованными пробирками с бытовыми растворами (по одному на парту).
Реактивы: растворы индикаторов – лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсальная индикаторная бумага, бытовые растворы - газированная вода, растворы уксуса, сока лимона, аммиака, мыла, средства для прочистки труб, питьевой соды, дистиллированная вода.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами, желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.
Фаза вызов
-Ребята, давайте составим кластер «Реакция среды растворов».
Ученик на доске составляет кластер

-Как определить реакцию раствора?
Индикаторами.
Какие индикаторы вы знаете?
- Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
-Как изменяются их цвета в зависимости от реакции среды? Составьте кластеры.
Ученики у доски составляют кластеры.



- Давайте поиграем в игру «Верю - не верю». Я зачитываю утверждения, а вы решаете и сообщаете мне, верите вы в них или нет.
• Раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона.
• Раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды.
Одни ребята говорят, что верят, а другие, что нет.
- Сколько же в нашем классе мнений? (побуждение к осознанию противоречия)
- Два разных мнения (осознание противоречия)
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию учебной проблемы)
-Как доказать точно, какой раствор более кислый, а какой более щелочной? (учебная проблема как вопрос)
- Так, как вы думаете, как же это можно сделать? Давайте проведем мозговой штурм.
- На вкус.
- Так, все согласны?
- Нельзя пробовать вещества в химической лаборатории.
- При помощи индикаторов, по интенсивности их окраски.
- Так, все согласны?
- Да.
- Тогда давайте попробуем. Поработайте в парах, определите реакцию среды при помощи индикаторов некоторых бытовых растворов, налитых в нумерованные пробирки, расположенные у вас на столах: уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды, дистиллированной воды. Первый ряд исследует растворы лакмусом, второй – метилоранжем, третий – фенолфталеином. Затем все вместе заполняем таблицу:

Ученики проводят эксперимент, соблюдая правила техники безопасности, докладывают о результатах, получаем заполненную таблицу:

- Получилось ли выяснить, какой раствор более кислый - уксус или сок лимона, а какой более щелочной – раствор мыла или питьевой соды?
- Нет, интенсивность окраски индикатора была одинаковая.
- Так, давайте ещё подумаем, когда удается сравнить величины?
- Когда есть количественное значение.
- Давайте подумаем, что же можно измерить? Какие частицы определяют кислую реакцию среды?
- Катионы водорода - H+
-Хорошо, как они образовались в исследуемых нами кислых бытовых растворах?
Ученики на доске записывают уравнения реакций диссоциации уксусной и лимонной кислот, угольной кислоты, образовавшейся при взаимодействии углекислого газа с водой.

- Наличие каких частиц в растворе делает его щелочным?
- Наличие гидроксид-ионов - OH-
-Хорошо, как они образовались в исследуемых нами щелочных бытовых растворах?
Ученики у доски объясняют наличие гидроксид-ионов в щелочных растворах.
-Наличие каких частиц в растворе определяет нейтральную реакцию среды?
- Молекулы воды.
- Нет, не только вода нейтральна, наверное отсутствие катионов водорода или гидроксид – ионов.
Ученики высказывают разные мнения, затрудняются с определением правильной версии.
- Ответить на этот и другие поставленные в ходе урока вопросы мы сможем, изучив учебный текст.
Фаза осмысление
Учитель предлагает ученикам учебный текст:





Учащиеся в парах изучают учебный текст, который учитель выдает на каждую парту, выполняют задания к тексту.
Рефлексия.
-Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Какие варианты заголовка текста вы предложите?
- Количественная характеристика кислотности или основности.
- Диссоциация воды. рН
- Водородный показатель.
- Хорошо, тема нашего урока – «Водородный показатель».
- Какие варианты опорных схем вы можете предложить?
После обсуждения вариантов опорных сигналов останавливаемся на опоре такого вида, записываем её на доске:

- Сейчас мы будем измерять рН выданных вам бытовых растворов с помощью универсальных индикаторных бумаг, при этом мы попробуем доказать ложность или истинность моих утверждений в игре «Верю - не верю». Напоминаю, что я утверждала, что раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона, а раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды.
Четыре ученика у доски демонстрационно измеряют рН бытовых растворов уксуса, сока лимона, раствора мыла, раствора питьевой соды.
- Получилось узнать, что кислее, уксус или лимон?
- Нет, окраска индикаторной бумаги одинаковая, рН в районе 2-3, точнее определить не удается.
- Получается определить, какой раствор более щелочной – мыла или питьевой соды?
-Да, раствор мыла более щелочной, рН 10, а раствор питьевой соды менее щелочной, рН 9.
- Почему не получилось выяснить, какой раствор кислее?
- Точность определения значения рН при помощи универсального индикатора равна единице, т.е. мы находим довольно неточное значение рН раствора.
- Действительно, более точное значение рН можно измерить цифровым датчиком рН, подключенным к системе сбора данных и персональному компьютеру.

Учитель демонстрирует технику работы с рН-метром, работающим в режиме реального времени, значение рН исследуемых растворов выводится на большой экран через мультимедийный проектор. Ученики фиксируют значение рН растворов в тетрадь, добавляя колонку в ранее оформленную таблицу.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какой из исследуемых бытовых растворов обладает более кислой, а какой более щелочной реакцией среды.
- Самый кислый раствор - это лимонный сок, самый щелочной раствор дает средство для прочистки труб. Следовательно, оба утверждения учителя в игре «Верю - не верю» истинны.

Учащимся, которые неверно делают выводу по проведенному эксперименту, учитель предлагает перечитать учебный текст, проверить правильность заполнения таблицы:

- И, в заключении, давайте напишем синквейн по теме нашего урока «Водородный показатель».
Например:
Водородный показатель.
Точный, диагностичный.
Измеряет, показывает, определяет.
Показатель концентрации ионов водорода. рН
Задание на дом
Проведите домашний эксперимент, выполнив следующие действия: добавьте сок краснокочанной капусты к бытовым растворам (уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды) и определите, какой цвет принимает этот индикатор во всём диапазоне рН. Вставьте полученные данные в таблицу, начатую нами на уроке.
Можно ли применять сок краснокочанной капусты как индикатор
для определения силы кислот и щелочей? Поясните.
Перечислите преимущества и недостатки сока краснокочанной капусты как индикатора.
Отвар краснокочанной капусты можно приготовить, сварив её в воде.
Как вариант можно измельчить краснокочанную капусту в блендере,
затем процедить сок.
Скачать Конспект урока химии по теме: «Водородный показатель», 11 класс

Рекомендуем посмотреть:

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ Уроки химии для 1 курса колледжа Конспект урока химии для 11 класса. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Конспект урока химии для 11 класса. Химия в жизни человека

Похожие статьи:

Применение проблемного обучения на уроках математики

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Участник №43 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2017 года
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников при организации проверки домашнего задания по химии
Опубликовано: 1533 дня назад (15 августа 2017)
Просмотров: 5852
+9
Голосов: 9
Елена Викторовна Багрова # 21 августа 2017 в 09:42 +7
Елена Александровна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение. Конспект урока химии подробно и грамотно представлен. Соответствует всем современным требованиям. Виден нестандартный творческий подход к изучению материала. Использованы различные методы и приемы. Много практических заданий, что поможет повысить результативность изученного.
В процессе урока решаются поставленные задачи.
Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Валентина Михайловна Скрипникова # 21 августа 2017 в 15:51 +7
Очень хороший материал и преподнесён Вами отлично!+1 Удачи!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 21 августа 2017 в 15:51 +7
Елена Александровна, спасибо за приглашение. Отличный урок химии – с постановкой эксперимента, тем более опыты ребята проводят в парах, развивается практическое умение проводить эксперимент, коммуникативные качества. На мой взгляд, все фазы технологии критического мышления представлены в конспекте, отлично прописаны, в конспекте есть пояснения. Материал прекрасно представлен в публикации. Голосую +1! Успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 21 августа 2017 в 19:20 +7
Здравствуйте, Елена Александровна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока химии по теме: "Водородный показатель" очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Валентина Николаевна Матвиенко # 22 августа 2017 в 15:37 +8
Елена Александровна,здравствуйте!На уроке Вы используете технологию развития критического мышления.Вы учите обучающихся критически относится к новой информации:анализировать,сравнивать,оценивать,выбирать.Все этапы урока-стадия вызова,стадия осмысления,размышления и рефлексии - логически взаимосвязаны и завершены.На каждой фазе урока использованы интересные методы и приёмы,разнообразные формы работы(индивидуальная,групповая,работа в парах).Все ученики максимально вовлечены в процесс изучения нового материала.Уверена:химия-их любимый учебный предмет!Творческого вдохновения!Мой голос!
Нина Николаевна Косарева # 26 августа 2017 в 11:22 +5
Очень интересный, познавательный ваш конспект урока химии по теме: «Водородный показатель», 11 класс
Вы создали отличные условия для того, чтобы дети поняли, что такое водородный показатель.
Голос!
Удачи!
Наталия Юрьевна Мурашова # 19 октября 2017 в 03:10 +2
Здравствуйте, Елена Александровна.
Спасибо за приглашение! За такими увлекательными и профессиоальнно подготовленными уроками - будущее!
Мы повадились с дочкой ходить на научные шоу. и хоть ей всего 10 лет - нам очень нравится!
http://kladraz.ru/blogs/natalija-yurevna-murashova/nauchnoe-puteshestvie-himija-i-zhizn.html
Спасибо за приглашение. голос.