Автор: Тесник Юлия Валерьевна, учитель химии МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги
Описание материла: Предлагаю вам статью, посвященную одному из методов работы с одаренными детьми – методу “мини-проектов”. Материал является инновационным, носит универсальных характер, будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Материал может быть использован на уроках в 8-11 классах.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
На рубеже ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к различным видам работы с одаренными детьми. В процессе работы с одаренными детьми на уроках химии в 8 классе я использую метод мини-проектов.
Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области химии.
Ценность метода мини-проектов в моей интерпретации состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.
Цели использования метода мини-проектов на моих уроках:
- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме; - продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме; - способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.
Метод мини-проектов в моей интерпретации называется - “Химия на переменах”. Именно такое название позволяет отразить основную идею этого метода.
Как применить такой метод? Во-первых, для каждой изучаемой темы курса “Химия 8 класс” я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося – обязательно несколько (табл.1). У моих подчиненных должен быть шанс для творчества. Итак, в качестве домашнего задания один из учеников выбрал дополнительное задание “Мини-проект”, выбрана и тема мини-проекта!
Таблица 1. Темы мини-проектов в курсе химии 8 класса.
№ |
Тема урока |
Тема мини-проекта |
1 |
Предмет химии. Вещества. |
“Тела. Вещества. Свойства” “Удивительное тело и его свойства” “Удивительное вещество и его свойства” |
2 |
Основные сведения о строении атома. |
“Атом и его строение” “Мир из атомов” “Роль ученых-химиков в открытии атома и изучении его строения” |
3 |
Простые вещества – металлы. |
“Знакомые и незнакомые металлы” “Удивительный металл и его свойства” “Кто нас открыл? ” |
4 |
Простые вещества – неметаллы. |
“Неметаллы вокруг нас” “Кто нас открыл?” “Завораживающий неметалл и его свойства” |
5 |
Чистые вещества и смеси. |
“Легко ли отличить смесь от чистого вещества?..” “Самая главная смесь в моей жизни” “Чистое вещество вдали от смеси” |
Теперь нам (ученику и мне) надо решить, будет ли он один выполнять свой мини-проект или в паре. Это важное решение, которое способствует формированию у ученика самостоятельности и серьезности. Второй шаг сделан. На выполнение мини-проекта учащемуся предлагается только одна неделя. Это является обязательным условием проектной деятельности в рамках этого варианта мини-проектов. И вот тут начинается самое интересное в творческой работе: конечный продукт мини-проекта – это стенд, который находится в коридоре рядом с кабинетом химии на 4 этаже нашей школы. Стенд состоит из 6 “карманов” формата А4, которые ответственные за мини-проект должны заполнить “начинкой для карманов”. Каждый “карман” - отдельный структурный блок в теме. “Начинка для кармана” – обычный лист бумаги А4, на котором ученики помещают информацию, необходимую с их точки зрения для раскрытия структурного блока темы. Ученику предлагается выбрать 5 обязательных структурных блоков мини-проекта, а один, из шести, придумать свой.
Обязательные структурные блоки мини-проекта:
1. химические формулы, названия веществ;
2. химическая посуда;
3. химические опыты;
4. история вопроса;
5. связь с жизненными аспектами;
6. занимательная часть.
При оформлении “начинки карманов” ученик должен руководствоваться следующими требования:
- химическая грамотность;
- наличие химических формул, названий, фотографий, дат;
- яркость материала;
- хорошая видимость материала;
- доступность материала для понимания.
Наступает момент презентации продукта мини-проекта – стенда! И так как стенд доступен для всех - он не в кабинете, на него обращают внимание все: ученики и учителя, и родители, проходящие рядом, и даже те, кто еще и не знает, что такое химия. В этом-то изюминка и смысл “моего метода мини-проектов”. На перемене каждый ученик школы может оценить выполненный проект, а также посмотреть и изучить предложенную информацию, сравнить свои творческие способности, а может и подстегнуть себя на выполнение подобного задания. У нас в школе, да и в других школах г. Калуги, аналогов такому стенду нет.
Я не раз убеждалась в правильности такого решения: ученики подходят к стенду на переменах, читают, смотрят, интересуются…узнают что-то новое для себя, закрепляют уже известные факты. Стенд “работает” за меня на переменах! Уникальность и в том, то стенд “работает всегда”, независимо от темы, изучаемой на уроке, времени года за окном или настроения учеников, да и моего тоже! “Начинка карманов” легко меняется.
Я считаю, что разработанный мною метод результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.
Результативность использования такого метода в образовательном процессе доказывается следующими показателями: уровень обученности по предмету составляет 97% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов), качество знаний учащихся по предмету составляет 67% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов) в 2012/2013 учебном году; наблюдается положительная динамика качества знаний в 8 классах; наблюдается положительная динамика изменения уровня мотивации к изучению предмета химии среди учащихся 8 классов в 2012/2013 учебном году; наблюдается увеличение учащихся, выбирающих выполнение предложенных мини-проектов в качестве дополнительного домашнего задания по предмету.
Мой инновационный метод и результаты его применения были обсуждены на педсовете школы от 28 марта 2013 года, а также на городском семинаре учителей химии и биологии “Проектная и учебно-исследовательская деятельность как один из компонентов реализации ФГОС ” от 17 апреля 2013 г., имеются положительные отзывы учащихся 8 классов, учителей школы, а также методиста Управления образования г. Калуги.
Я считаю, что для обучения и воспитания одаренных детей, в том числе и на уроках химии, важным является создание атмосферы для раскрытия и развития их индивидуальных талантов.
Мой метод мини-проектов способствует поддержанию и развитию индивидуальности одаренных детей.
Конспект урока химии для 9 класса
Методическая разработка урока химии 9 класс
Практические работы по химии 9 класс
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Анжела Петровна Никитина # 23 ноября 2013 в 16:49 +2 |
Ольга Валентиновна Трискун # 4 июля 2014 в 21:50 +1 |
Наталья Васильевна Алексеева # 2 сентября 2014 в 20:59 0 |
Леля # 10 октября 2014 в 07:44 0 | ||
|
Олеся Александровна Ситалова # 3 декабря 2014 в 00:18 +1 | ||
|
Бахитжан Гомаровна Касенова # 6 декабря 2014 в 19:22 +1 |
Татьяна Васильевна Кащенко # 19 декабря 2014 в 13:29 0 | ||
|
Анна Викторовна Купцова # 5 января 2015 в 16:20 +1 |
Игорь Васильевич Негодаев # 28 января 2015 в 23:50 0 |
Лала Володяевна Гарибян # 3 июля 2015 в 15:47 0 |
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 07:55 0 | ||
|
Ирина Николаевна Райляну # 10 января 2016 в 14:43 0 |
Анна Олеговна Поляничева # 17 декабря 2016 в 21:44 0 |
Анастасия Павловна Щаулова # 15 января 2017 в 22:18 0 | ||
|
Людмила Викторовна Сердюкова # 5 марта 2017 в 00:02 0 |
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 17:14 0 |
Елена Александровна Таирова # 12 июля 2017 в 07:52 0 |
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 21:41 0 |
Ольга Васильевна Скокова # 11 апреля 2019 в 22:05 0 |
Юлия Валерьевна представила свой опыт в 2013 году, а в 2020 все выпускники 9 класса будут защищать свой итоговый проект. Тема педагогического опыта остается актуальнейшей. И стендовые доклады смотрятся оригинальнее, чем мультимедийные презентации, которые уже замылили взгляд. Ещё одно подтверждение народной мудрости "Новое - это хорошо забытое старое". Спасибо за идею. |