Из опыта работы учителя химии
Автор: Тесник Юлия Валерьевна, учитель химии МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги
Описание материла: Предлагаю вам статью, посвященную одному из методов работы с одаренными детьми – методу “мини-проектов”. Материал является инновационным, носит универсальных характер, будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Материал может быть использован на уроках в 8-11 классах.
Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
На рубеже ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к различным видам работы с одаренными детьми. В процессе работы с одаренными детьми на уроках химии в 8 классе я использую метод мини-проектов.
Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области химии.
Ценность метода мини-проектов в моей интерпретации состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.
Цели использования метода мини-проектов на моих уроках:
- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме; - продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме; - способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.
Метод мини-проектов в моей интерпретации называется - “Химия на переменах”. Именно такое название позволяет отразить основную идею этого метода.
Как применить такой метод? Во-первых, для каждой изучаемой темы курса “Химия 8 класс” я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося – обязательно несколько (табл.1). У моих подчиненных должен быть шанс для творчества. Итак, в качестве домашнего задания один из учеников выбрал дополнительное задание “Мини-проект”, выбрана и тема мини-проекта!
Таблица 1. Темы мини-проектов в курсе химии 8 класса.
№
|
Тема урока
|
Тема мини-проекта
|
1
|
Предмет химии. Вещества.
|
“Тела. Вещества. Свойства”
“Удивительное тело и его свойства”
“Удивительное вещество и его свойства”
|
2
|
Основные сведения о строении атома.
|
“Атом и его строение”
“Мир из атомов”
“Роль ученых-химиков в открытии атома и изучении его строения”
|
3
|
Простые вещества – металлы.
|
“Знакомые и незнакомые металлы”
“Удивительный металл и его свойства”
“Кто нас открыл? ”
|
4
|
Простые вещества – неметаллы.
|
“Неметаллы вокруг нас”
“Кто нас открыл?”
“Завораживающий неметалл и его свойства”
|
5
|
Чистые вещества и смеси.
|
“Легко ли отличить смесь от чистого вещества?..”
“Самая главная смесь в моей жизни”
“Чистое вещество вдали от смеси”
|
Теперь нам (ученику и мне) надо решить, будет ли он один выполнять свой мини-проект или в паре. Это важное решение, которое способствует формированию у ученика самостоятельности и серьезности. Второй шаг сделан. На выполнение мини-проекта учащемуся предлагается только одна неделя. Это является обязательным условием проектной деятельности в рамках этого варианта мини-проектов. И вот тут начинается самое интересное в творческой работе: конечный продукт мини-проекта – это стенд, который находится в коридоре рядом с кабинетом химии на 4 этаже нашей школы. Стенд состоит из 6 “карманов” формата А4, которые ответственные за мини-проект должны заполнить “начинкой для карманов”. Каждый “карман” - отдельный структурный блок в теме. “Начинка для кармана” – обычный лист бумаги А4, на котором ученики помещают информацию, необходимую с их точки зрения для раскрытия структурного блока темы. Ученику предлагается выбрать 5 обязательных структурных блоков мини-проекта, а один, из шести, придумать свой.
Обязательные структурные блоки мини-проекта:
1. химические формулы, названия веществ;
2. химическая посуда;
3. химические опыты;
4. история вопроса;
5. связь с жизненными аспектами;
6. занимательная часть.
При оформлении “начинки карманов” ученик должен руководствоваться следующими требования:
- химическая грамотность;
- наличие химических формул, названий, фотографий, дат;
- яркость материала;
- хорошая видимость материала;
- доступность материала для понимания.
Наступает момент презентации продукта мини-проекта – стенда! И так как стенд доступен для всех - он не в кабинете, на него обращают внимание все: ученики и учителя, и родители, проходящие рядом, и даже те, кто еще и не знает, что такое химия. В этом-то изюминка и смысл “моего метода мини-проектов”. На перемене каждый ученик школы может оценить выполненный проект, а также посмотреть и изучить предложенную информацию, сравнить свои творческие способности, а может и подстегнуть себя на выполнение подобного задания. У нас в школе, да и в других школах г. Калуги, аналогов такому стенду нет.
Я не раз убеждалась в правильности такого решения: ученики подходят к стенду на переменах, читают, смотрят, интересуются…узнают что-то новое для себя, закрепляют уже известные факты. Стенд “работает” за меня на переменах! Уникальность и в том, то стенд “работает всегда”, независимо от темы, изучаемой на уроке, времени года за окном или настроения учеников, да и моего тоже! “Начинка карманов” легко меняется.
Я считаю, что разработанный мною метод результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.
Результативность использования такого метода в образовательном процессе доказывается следующими показателями: уровень обученности по предмету составляет 97% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов), качество знаний учащихся по предмету составляет 67% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов) в 2012/2013 учебном году; наблюдается положительная динамика качества знаний в 8 классах; наблюдается положительная динамика изменения уровня мотивации к изучению предмета химии среди учащихся 8 классов в 2012/2013 учебном году; наблюдается увеличение учащихся, выбирающих выполнение предложенных мини-проектов в качестве дополнительного домашнего задания по предмету.
Мой инновационный метод и результаты его применения были обсуждены на педсовете школы от 28 марта 2013 года, а также на городском семинаре учителей химии и биологии “Проектная и учебно-исследовательская деятельность как один из компонентов реализации ФГОС ” от 17 апреля 2013 г., имеются положительные отзывы учащихся 8 классов, учителей школы, а также методиста Управления образования г. Калуги.
Я считаю, что для обучения и воспитания одаренных детей, в том числе и на уроках химии, важным является создание атмосферы для раскрытия и развития их индивидуальных талантов.
Мой метод мини-проектов способствует поддержанию и развитию индивидуальности одаренных детей.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Практические работы по химии 9 класс
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»