Опыт работы учителя химии. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников при организации проверки домашнего задания.
Автор: Таирова Елена Александровна, учитель химии МБОУ гимназия 44 г. Пензы
Описание материала: в статье описана авторская технология проверки домашнего задания при изучении химии.
Моя работа по организации проверки домашнего задания имеет целью:
• научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля;
• формирование у учеников потребности и привычки к самоконтролю.
Новая цель образования – воспитание саморазвивающейся личности, имеющей определенный багаж знаний и умений, способной к непрерывному самообразованию и осуществлению рефлексивной деятельности. Поэтому важной целью образования является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Школа должна учить учиться. Решение этой проблемы во многом зависит от содержания и технологии обучения. В процессе обучения должны создаваться условия для реализации собственной учебной деятельности обучающихся. Учебная деятельность, как и любая другая деятельность включает в себя
несколько компонентов:
1) выдвижение цели на основе собственной самооценки, исходя из потребностей личности;
2) разработка плана осуществления этой цели;
3) выполнение, согласно плану, умственных и практических действий;
4) контроль и оценка своих действий. Контроль определяется как процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь
Оценка – это процесс соотнесения хода или результата деятельности с эталоном. Оценка может быть внешней, если ее осуществляет учитель или другой ученик. Приоритетное внимание надо уделить формированию внутренней оценки (самооценки), которая заставляет переосмыслить сделанное и внутренне констатировать степень удовлетворенности (или неудовлетворенности) как качеством, количеством, последовательностью действий, так и конечным результатом своей деятельности. При этом нужно учитывать, что собственную оценку ученик соотносит с той оценкой, которая исходит от окружающих людей. Установлено, что самооценка формируется под влиянием внешней оценки. Необходимо разнообразить способы организации внешней оценки, кроме оценки учителя использовать коллективную оценку, взаимооценку и др. Необходимо создавать атмосферу уважения к ученику, симпатии, ведь принять внешнюю оценку учителя или товарища, опираться на нее при выстраивании самооценки учащийся может лишь в том случае, если испытывает к педагогу и одноклассникам доверие. Не стоит путать оценку с отметкой. Отметка – это знаковое выражение оценки. Оценка – это процесс, а отметка - результат. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, то есть с процессом соотнесения реальных результатов с планируемыми целями. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
В своей работе я организую деятельность учащихся на уроке и при выполнении ими домашних заданий.
Домашние учебные занятия являются продолжением классной работы на уроке и определяются ею. Задав на дом, учитель организует процесс усвоения материала.
Проверка домашней работы по химии не входит в функциональные обязанности учителя химии, оценка её не обязательна. Но как же ученику узнать, правильно ли он выполнил домашнее задание? Ответ один - домашнюю работу обязательно нужно проверять! Главный принцип работы с домашним заданием – ученик имеет право на ошибку, в результате работы он обнаруживает свое знание или незнание. Для выполнения домашних работ мои ученики заводят две домашние тетради. В классных тетрадях или на листках домашние работы не принимаются. Тетради для домашних работ ученики поочередно сдают на проверку, классные тетради всегда остаются на руках у учеников. Проверку домашнего задания организую способом самооценки в начале урока по эталону учителя или ответу вызванного ученика. Предпочтительнее иметь заготовленный учителем дома эталон правильно выполненной домашней работы, в моей практике это сканированный листок бумаги для офисной техники, где черной гелевой ручкой записано верно выполненное домашнее задание. Если вызывать ученика к доске для выполнения домашней работы, то происходит неоправданная трата времени, да и к тому же можно получить неверный эталон, работу с ошибками. В начале урока через проектор учитель демонстрирует эталон выполнения домашней работы, ученик осуществляет самооценку своей работы, итогом этой работы будет короткая характеристика домашней работе, где ученик описывает достигнутые цели обучения, уровень своих новых достижений в усвоении знаний, навыков. При наличии ошибок ученик должен указать их причины, выявляя нарушения в составе выполненных операций или выборе нужного правила, формулы. Тетради собираются, учитель после уроков отмечает в специальной ведомости уровень выполнения домашней работы, адекватность самооценки.
Чаще всего времени на уроке для такого вида деятельности не хватает, тогда после уроков группа учеников класса (по очередности) осуществляет взаимоконтроль выполнения домашнего задания с выставлением дескриптивных отметок за каждое задание домашней работы в специальную ведомость.
Знаковая дескриптивная шкала — это описание с помощью знаковой системы. Нами принята следующая знаковая система обозначений уровня достижений учащихся: «+» - задание выполнено правильно, цель обучения достигнута; «±» - есть недочеты, в целом материал усвоен, необходима небольшая доработка; «v» - в задании есть ошибки, понятие, правило или алгоритм усвоены не полностью; «-» - задание выполнено неверно, цель обучения не достигнута; «0» - ученик к заданию не приступал. При такой форме работы важна не только контрольная функция взаимопроверки, сколько побуждение учеников к активности, развитие и умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый в деятельности результат. Именно развивающая функция само- и взаимопроверки имеет огромное значение в формировании у школьников контрольно-оценочных способностей. Формируется контрольно-оценочная самостоятельность, которая проявляется, например, в том, что, готовясь к контрольной работе, экзамену ученик может ясно различить, что он твердо знает и ясно понимает, что надо подучить, а чего именно он не знает совсем. В случае необходимости, всегда можно обратиться к учителю за ведомостью выполнения домашних работ, доработать некоторые задания. При текущем контроле домашних заданий отметки за них в журнал не выставляются, но при выставлении итоговых отметок за четверть учитывается домашняя работа. При 85%-ном и выше верном выполнении заданий за домашнюю работу выставляется «5», при количестве правильно выполненных заданий домашней работы от 70% выставляется «4», не менее 50% правильно выполненных заданий домашней работы оцениваются «3», меньшее количество – «2». При таком подходе к проверке домашних работ, несомненно, имеет место результат в росте качества знаний учащихся. Работу по организации само- и взаимопроверки домашних заданий провожу более пяти лет. При стопроцентной успеваемости качество знаний в экспериментальных классах составляет 80 – 90%. Среднее качество знаний учащихся в контрольных классах 65 - 70%.
Считаю, что формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников является основой учебной самостоятельности школьников (основой умения учиться).
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода
Кроссворд с ответами по анатомии для учащихся 8 класса
Создание авторских учебных пособий по химии
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Практические работы по химии 9 класс