Конспект урока химии - 9 класс
Автор: Учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 города Донецка Ростовской области Ромашка Валентина Викторовна.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока-исследования. Урок построен на деятельностной основе. В ходе урока применяется реальный демонстрационный эксперимент, демонстрация виртуальных опытов. Учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу «Качественная реакция на карбонат-ион» с помощь лабораторного ЦОРа, решают практико-ориентированные задачи, самостоятельно работают с отдельными разделами текста учебника, выполняя преобразование и структурирование материала. На каждом этапе предусмотрена деятельность учителя, деятельность учащихся ожидаемый результат этой деятельности.
Цели:
Предметные. Познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.
Метапредметные. Освоение способов деятельности:
- умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения;
- умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах;
- коммуникативные действия (монологическая речь, умение задавать вопросы)
Личностные. Убедить учащихся в важности полученных знаний для жизни и сохранения здоровья. Формировать валеологическую грамотность учащихся.
Методы обучения:
• проблемный,
• исследовательский.
Организационные формы:
• фронтальная,
• индивидуальная
Ход урока
1 этап урока: актуализация знаний
Учитель. Сегодня я приглашаю вас в музей углерода. В нем немало экспонатов и я прошу вас рассказать все, что вы знаете об этих экспонатах и объяснить, почему они попали в этот музей. Экспонат вы выбираете сами. (Слайд1)
Действия учащихся. Учащиеся выбирают любой экспонат и рассказывают о нем все, что им известно.
Цель: Формирование монологической речи, повторение изученного материала.
2 этап урока: определение темы и изучение нового материала.
Учитель. Изучение нового материала мы начнем с демонстрационного опыта: на лесенке расположены горящие свечи. Опускаем в емкость с лесенкой газоотводную трубку от аппарата Киппа, заряженного кусочками мрамора и хлороводородной кислотой. Углекислый газ гасит свечи.
Действия учащихся. Учащиеся наблюдают, объясняют увиденное, записывают уравнение реакции получения углекислого газа на доске и в тетради. Отмечают, что оксид углерода тяжелее воздуха и не поддерживает горение.
Учитель рассказывает о "собачьей пещере" в Италии и демонстрирует слайд №3
Ожидаемый результат: Формирование умения наблюдать и объяснять результаты эксперимента. Развитие умения использовать химическую символику и номенклатуру, составлять уравнения химических реакций.
Учитель. Определение темы урока. Вопрос к учащимся: «Какую тему мы будем изучать?» Откройте оглавление и найдите нужный параграф. Запишите тему урока.
Действия учащихся: Учащиеся высказывают предположения (оксид углерода, но такого параграфа в оглавлении нет). Учащиеся определяют тему с помощью оглавления, догадываются, что тема «Кислородные соединения углерода» находят нужный параграф, уточняют формулировку темы и записывают в тетрадь.
Ожидаемый результат: Формирование навыков целеполагания и использования систематизирующего компонента учебника.
Учитель. Откройте параграф, назовите вещества, с которыми мы должны познакомиться. А к концу урока ответим на вопрос, встречаются ли эти вещества в нашей жизни и нужно ли нам о них знать.
Действия учащихся. Учащиеся называют оксиды, угольную кислоту, соли угольной кислоты.
Ожидаемый результат: Первичное знакомство с объектами изучения. Формирование личностной заинтересованности.
Учитель. Итак, мы получили оксид углерода (IV). Что вы знаете о его физических свойствах? На доске учитель чертит таблицу и записывает ответы учащихся слева.
Действия учащихся. Учащиеся называют известные им свойства.
Ожидаемый результат: Привлечение личного опыта и знаний учащихся.
Работа с текстом. Структурирование информации.
Учитель. Задания учащимся. У углерода есть еще один оксид. Назовите его формулу и название. Задание для работы по учебнику:
1 вариант – читает на стр.153 раздел «Физические свойства оксида углерода(IV)». Ваша задача – дополнить или исправить сделанные записи.
2 вариант – читает на стр. 152 раздел «Физические свойства оксида углерода (II)» и выявляет черты сходства с оксидом углерода (IV) и различия.
Действия учащихся. Учащиеся называют оксид углерода (II)? Учитель записывает.Учащиеся приступают к работе с текстом. Затем обсуждают полученную информацию и вносят ее в таблицу, левая сторона которой заполнена, а в правой учитель вписал необходимые направления работы.
Ожидаемый результат. Формирование умения работать с учебником, корректировать свои представления, сравнивать, выделять черты сходства и различия.
Учитель. Почему эти газы получили такие названия: углекислый и угарный.
Действия учащихся. Учащиеся высказывают предположения, исходя из знания свойств и состава.
Ожидаемый результат. Обратить внимание на влияние данных газов на организм.
Учитель. Кстати, в Италии неподалеку от Неаполя есть «Собачья пещера». Рассказ о пещере, показ слайда. (Слайд 2).
Ожидаемый результат. Формирование интереса, связь изучаемого материала с жизнью.
Учитель. Оксид углерода (IV) – кислотный оксид. Свойства кислотных оксидов мы изучали, поэтому вы самостоятельно определите с какими из перечисленных веществ он реагирует и запишите уравнения реакций.
Действия учащихся. Из веществ: H2O; H2; NaOH; H2SO4; O2; CaO; Mg
Учащиеся делают выбор, записывают уравнения.
Наблюдают виртуальный опыт, который показывает учитель. (Горение магния в атмосфере углекислого газа). Объясняют наблюдения
Ожидаемый результат. Переход от общего к частному, актуализация знаний, использование химической терминологии и символики.
Учитель. Открывает бутылку газированной воды. Спрашивает, что произошло и откуда взялся газ? Выводит учащихся на угольную кислоту, спрашивает, что о ней уже известно учащимся.
Действия учащихся. Учащиеся отвечают пишут уравнение реакции. Говорят, что она слабая, разлагается, двухосновная, кислородсодержащая.
Ожидаемый результат. Понимание и объяснение бытовых явлений.
Учитель. Составьте формулы веществ: карбонат магния, гидрокарбонат кальция, гидрокарбонат натрия, карбонат калия. Что это за вещества, на какие две группы их можно разделить?
Действия учащихся. Составляют формулы, делят на средние и кислые.
Ожидаемый результат. Привлечение личного опыта и знаний учащихся. Развитие умения использовать химические символы, составлять формулы, классифицировать их, выявлять признак для классификации.
Учитель. С помощью материала учебника на стр. 154 (последний абзац)-155, выполните задание по вариантам. (Задание №4 для наиболее мотивированных учащихся).
Действия учащихся. 1 вариант. С помощью текста учебника на стр. 154 -155 объясните, откуда берется накипь? Подтвердите свою мысль уравнением реакции.
2 вариант. В тесто кладут разрыхлитель. Это NH4HCO3. Объясните – зачем, и что с ним происходит при выпечке.
3 вариант. Если в желудке образуется избыточное количество соляной кислоты, то человек страдает от изжоги. Чтобы избавиться от изжоги можно выпить раствор соды питьевой (NaHCO3). Что происходит в желудке и почему этот способ помогает?
4 вариант В ходе эксперимента простое вещество черного цвета раскалили в пламени и сожгли в кислороде. Образовавшийся газ пропустили через известковую воду и образовалось помутнение. При дальнейшем пропускании этого газа помутнение исчезло. Запишите уравнения происходивших реакций.
Учащиеся отчитываются о выполненной работе.
Ожидаемый результат. Формирование умения извлекать информацию и применять ее для объяснения процессов и возможности их применения. Демонстрация практического значения солей угольной кислоты.
Учитель. Любой карбонат всегда можно обнаружить с помощью кислоты, т.к. при соединении карбонат-иона с катионом водорода образуется углекислый газ и мы наблюдаем «вскипание». Вы убедитесь в этом, выполняя виртуальный лабораторный опыт.
Действия учащихся. Учащиеся работают с ЦОРом 477p. Отчет о работе выполняют в тетради.
Ожидаемый результат. Формировать умение наблюдать, работать с мультимедийными ресурсами, объяснять наблюдаемые явления. Знать и уметь применять качественную реакцию на карбонат-ион.
Подведение итогов. Как вы считаете, какую из полученной нами информации о кислородных соединениях вы считаете важной или интересной для себя?
Учащиеся называют.
Д/з д/з §34 Упр.3 стр.156 Описание лабораторной работы по форме
Что делали Что наблюдали Уравнения реакций и выводы
По желанию: Как образуются сталактитовые пещеры?
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Конспект урока химии для 9 класса. Серная кислота
Конспект урока химии для 9 класса
Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса. Сценарий
Похожие статьи:
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Практические работы по химии 9 класс
Игра - соревнование по химии в 9 классе
Викторина по химии с ответами для 9 класса