Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока химии для 9 класса

Конспект урока для 9 класса «Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения. Качественные реакции обнаружения некоторых катионов и анионов»
Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Качественные реакции обнаружения некоторых катионов и анионов.
Автор: учитель химии КГУ СОШ № 4 г. Семей Кащенко Татьяна Васильевна.
Класс: 9
Анонс.
Данная разработка может быть полезна учителям химии старшего звена не только при проведении урока, но и как внеклассное мероприятие во время проведения недели химии в школе. Данный материал поможет детям в игровой форме закрепить умения составлять молекулярные и ионные уравнения реакции, освоить навыки работы с интерактивной доской, умения наблюдать, слушать и слышать товарищей при работе в сотрудничестве.
Уважаемые коллеги, если у Вас нет возможности работать с электронным наглядным пособием «Химия 9 класс. Видеодемонстрации» « Образование-Медиа» издательства «Просвещение» (2010), то Вы можете воспользоваться электронными ресурсами интернета и заменить предложенные видеодемострации на аналогичные.
Цель: повторение и закрепление знаний, умений учащихся по теме: «реакции электролитов в растворах».
Задачи
обучающие:
1. Закрепить и углубить знания учащихся об электролитах и процессах, протекающих в растворах.
2. Повторить качественные реакции ионов.
3. Совершенствование умений учащихся в составлении молекулярных, полных и сокращенных уравнений взаимодействия веществ в растворах электролитов.
развивающие:
1. Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную деятельность компетенции.
2. Продолжить развитие навыков поиска многовариантного подхода в составлении молекулярных уравнений реакций по сокращенному ионному уравнению.
3. Развивать синтетическое и аналитическое мышление, наблюдательность, смекалку, воображение.
воспитательные:
1.Продолжить формирование интереса школьников к изучению химии и информатики.
2.Воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования времени.
Тип урока: урок повторения, систематизации и актуализации знаний, тренинг.
Вид урока: игра путешествие с элементами соревнования.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: таблица растворимости веществ в воде, компьютер, проектор, мышь, ИД-ACTIVboard, колонки, презентация в программе Power Point 2007, программа ACTIVSTUDIO, Macromedia Flash Player 8.
Видеодемонстрации: 1-качественная реакция на ионы хлора, 2-качественная реакция на сульфат-ион, 3-качественная реакция на ионы железа (III), 4-качественная реакция на ионы железа(II), 5-качественная реакция на ионы меди(II), 6-качественная реакция на фосфат-ион.
План урока.
1.Подготовительный этап. Формирование 3 команд участников.
2.Мотивация. Постановка цели.
Выбор «кота-путешественника».
Каждая команда при решении задания в форме филворда «Словарик в дорогу» выбирает цвет кота и его маршрут.
3.Закрепление и актуализация знаний.
Игра-путешествие «Молекулярные Ионные Уравнения» (МИУ).
В процессе игры участники каждой команды отвечают на вопросы, записывают уравнения реакций, просматривают видеодемонстрации.
За правильные ответы отвечающая команда получает 1 очко - «Тень кота», за дополнение ответа соперника или неполный ответ – 0,5 балла – «рыбка, молоко, миска, сосиска или мячик».
4.Рефлексия.Подведение итогов игры. Оценивание работы команд, домашнее задание.
Ход урока.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок - это урок соревнование. Займите места в кабинете согласно заранее распределению в команды. Итак, наш урок называется «МИУ или по следам учёного кота-путешественника».

Белый, рыжий, чёрный кот
Собираются в поход.
Белый, ловкий и проворный,
След оставит очень ровный.
Чёрный опытный и смелый,
Побежит тропою серой.
Ну, а рыжий выбрал путь,
Где колючки не растут.

Вы решите все загадки,
Хоть коты играют в прятки.
Отыщите всех котов,
Не измазав беглецов.
Лапы, хвост, усы и бант -
Будет пойман каждый франт.
(Не забудьте, что коты - аккуратны и умны).
По следам пройдя их путь,
Сможете кота вернуть.
Учитель. Прежде чем приступить к поиску учёных котов, командам необходимо вспомнить основные понятия, которые пригодятся в дороге. Та команда, которая найдет больше скрытых слов в филворде и объяснит их, имеет право первой выбрать цвет дорожки для погони. Время для поиска 5 минут.

Проверка. Поочерёдно слова проверяются у доски с приглашением одного представителя от каждой команды.
Ответы: Электролит, карбонат, анион, катион, диссоциация, силикат, нитрат, сульфат, сульфит, сульфид, фосфат, гидроксид, хлорид.
Подведение итогов. Выбор дорожек.

Учитель. Теперь, когда мы с вами определились с беглецами, давайте познакомимся с картой маршрута. … команда – следует за белым котом через пустыни и каменистые степи. … команда вслед за рыжим котом поднимется в горы, пройдет через горные речки. … команда будет искать своего чёрного кота в чаще леса и у реки.
1 этап. «Хвост»
1 команда.
Задание. Составьте полные и сокращённые ионные уравнения реакции для следующего молекулярного уравнения.
3NaOH +AlCl3 = 3NaCl + Al(OH)3

Ответ: 3Na+ + 3OH- + Al3+ + 3Cl- = 3Na+ +3Cl- + Al(OH)3;
3OH- + Al3+= Al(OH)3;
Гидроксид-ион ион алюминия гидроксид алюминия
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
2 команда.
Задание. Составьте полные и сокращённые ионные уравнения реакции для следующего молекулярного уравнения.
Ba(NO3)2 +H2SO4 = BaSO4 + 2HNO3

Ответ: Ba2+ + 2NO3- + 2H+ + SO42- = BaSO4 +2H+ + 2NO3-
Ba2+ + SO42- = BaSO4
Ион-бария Сульфат-ион сульфат бария
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
3 команда.
Задание. Составьте полные и сокращённые ионные уравнения реакции для следующего молекулярного уравнения. ZnCl2 +2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2AgCl

Ответ: Zn2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = 2AgCl + Zn2+ + 2NO3-
2Cl- + 2Ag+ = 2AgCl
Хлорид-ион ион серебра хлорид серебра
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
2 этап. « Следы задних лапок»
1 команда
Задание. Завершите написание молекулярного уравнения, составьте полное и сокращённое ионные уравнения реакции. Просмотр видеодемонстрации 1.

NaCl +AgNO3 =
Ответ: Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl + Na+ + NO3-
Cl- + Ag+ = AgCl белый осадок
Хлорид-ион ион серебра хлорид серебра
Вывод: ионы серебра являются качественными при определении в растворе ионов хлора.
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
2 команда
Задание. Завершите написание молекулярного уравнения, составьте полное и сокращённое ионные уравнения реакции. Просмотр видеодемонстрации 2.

BaCl2 +Na2SO4 =
Ответ: BaCl2 +Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl
Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = BaSO4 + 2Na+ + 2Cl-
Ba2+ + SO42- = BaSO4 белый осадок
Ион бария сульфат-ион сульфат бария
Вывод: ионы бария являются качественными при определении в растворе сульфат-ионов .
Обсуждение и оценивание выполнения задания
3 команда
Задание. Завершите написание молекулярного уравнения, составьте полное и сокращённое ионные уравнения реакции. Просмотр видеодемонстрации 3.

FeCl3 +3NaOH =
Ответ: FeCl3 +3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 оранжевый осадок
Ион железа(III) гидроксид-ион гидроксид железа(III)
Вывод: гидроксид-ионы являются качественными при определении в растворе ионов железа(III) .
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
3 этап. « Следы передних лапок»
1 команда.
Задание. Допишите молекулярное уравнение реакции, Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций. Укажите цвет осадка.

= Fe(OH)2 + Na2SO4
Ответ: FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
Fe2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)2 + 2Na+ + SO42-
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 зелёный осадок
Ион железа(II) гидроксид-ион гидроксид железа(II)
Проверка: 4-я видеодемонстрация.
Вывод: гидроксид-ионы являются качественными при определении в растворе ионов железа(II) .
Обсуждение и оценивание выполнения задания
2 команда.
Задание. Допишите молекулярное уравнение реакции, Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций. Укажите цвет осадка.

= Cu(OH)2 + NaCl
Ответ: CuCl2+ 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Cu2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 голубой осадок
Ион меди(II) гидроксид-ион гидроксид меди(II)
Проверка: 5-я видеодемонстрация.
Вывод: гидроксид-ионы являются качественными при определении в растворе ионов меди(II)
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
3 команда.
Задание. Допишите молекулярное уравнение реакции. Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций. Укажите цвет осадка.

= Ag3PO4 + NaNO3
Ответ: 3AgNO3+ Na3PO4 = Ag3PO4 + 3 NaNO3
3Ag+ + 3NO3- + 3Na+ + PO43- = Ag3PO4 + 3Na+ + 3NO3-
3Ag+ + PO43- = Ag3PO4 жёлтый осадок
Ион серебра фосфат-ион фосфат серебра
Проверка: 6-я видеодемонстрация.
Вывод: ионы серебра являются качественными при определении в растворе фосфат-ионов.
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
4 этап. « Усатая улыбка»
1 команда
Задание. Составьте молекулярное уравнение реакции.
SiO32- + 2H+ = H2SiO3

Возможные варианты ответа:
Na2SiO3 + H2SO4 = H2SiO3 + Na2SO4
Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3 + 2NaCl
K2SiO3 + 2HNO3 = H2SiO3 + 2KNO3
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
2 команда
Задание. Составьте молекулярное уравнение реакции.
CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Возможные варианты ответа:
Na2CO3 + H2SO4 = H2O + Na2SO4 + CO2
Na2CO3 + 2HCl = H2O + 2NaCl + CO2
K2СO3 + 2HNO3 = H2O + 2KNO3 + CO2
Обсуждение и оценивание выполнения задания
3 команда
Задание. Составьте молекулярное уравнение реакции.
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2

Возможные варианты ответа:
FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2 + 2KCl
Fe(NO3)2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaNO3
Обсуждение и оценивание выполнения задания
5 этап. « Бантик для кота»
1 команда
Задание. Запишите молекулярное, ионные уравнения реакции взаимодействия веществ в растворе. Ортофосфорная кислота + нитрат серебра

Ответ: 3AgNO3+ Н3PO4 = Ag3PO4 + 3 НNO3
3Ag+ + 3NO3- + 3Н+ + PO43- = Ag3PO4 + 3Н+ + 3NO3-
3Ag+ + PO43- = Ag3PO4
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
2 команда
Задание. Запишите молекулярное, ионные уравнения реакции взаимодействия веществ в растворе.
Нитрат серебра + хлорид бария

Ответ: 2AgNO3 + BaCl2= 2AgCl + Ba(NO3)2
2Ag+ + 2NO3- + Ba2+ + 2Cl- = 2AgCl + Ba2++2NO3-
2Ag+ + 2Cl- = 2AgCl
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
3 команда
Задание. Запишите молекулярное, ионные уравнения реакции взаимодействия веществ в растворе.

Серная кислота + гидроксид цинка
Ответ: H2SO4 + Zn(OH)2 = 2H2O + ZnSO4
2H+ + SO42- + Zn(OH)2 = 2H2O + Zn2+ + SO42-
2H+ + Zn(OH)2 = 2H2O + Zn2+
Обсуждение и оценивание выполнения задания.
Рефлексия. Подведение общих итогов игры. Анализ таблицы « кот-путешественник».

Учитель: Сегодня самой ловкой и быстрой была команда …..
Самой смекалистой ….
Команда, у которой кот-путешественник вернулся домой сытым и довольным …
Оценивание. Отметки за урок получают: команда победителей, а также самые активные участники.
Подведение итогов урока.
Учитель:
Время здесь прошло недаром.
Потрудились все на славу.
Трёх котов вернули в срок.
Завершили мы урок.
Наш урок подходит к завершению. Сегодня мы с Вами повторили большой теоретический материал и потренировались в составлении ионных уравнений реакции, а работая в команде, помогали и учили друг друга.
Молекулярные, ионные,
а также сокращённые
решали уравнения
– спешили за котом.
И вот урок закончен
и голову морочить
не будет хитрый кот.
Ионы, катионы,
сульфаты и нитраты
забыты и закрыты
в тетради до поры.
Но, дома ждёт забота
- домашняя работа.
Её вы не забудьте в учебнике найти!
Домашнее задание: §10, упражнение № 2 станица № 44; упражнение № 5 страница № 48.
Учитель: Всем спасибо за участие. Урок завершен.
Литература
* Н.Нурахметов Химия: учебник для 9 класса. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2013г.
* Электронное наглядное пособие: Химия. 9 класс. Видеодемонстрации. Электронное пособие ЗАО « Образование-Медиа», по заказу ОАО « Издательство «Просвещение», 2010г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Конспект урока химии для 9 класса. Серная кислота Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса. Сценарий Тестовые задания по химии, 9 класс. Галогены и их свойства

Похожие статьи:

Методическая разработка урока химии 9 класс

Конспект урока химии для 9 класса

Практические работы по химии 9 класс

Игра - соревнование по химии в 9 классе

Викторина по химии с ответами для 9 класса

Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников | Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир
Опубликовано: 3619 дней назад (26 января 2015)
Просмотров: 6186
Рубрика: уроки химии
+6
Голосов: 6
Олеся Евгеньевна Михайлова # 26 января 2015 в 23:48 +2
Работаю воспитателем, зашла просто и обалдела от информации!Благодаря вам вспомнила, что давно проходила в школе.Спасибо
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 января 2015 в 19:02 +2
Татьяна Васильевна, познакомилась с большим удовольствием и с таким же проголосовала за представленный материал.
Публикация показательна, да и сам урок составлен в соответствии всем требованиям, а применение ИКТ на уроке только положительно влияет на результат, активизирует учащихся. Мне очень понравилось! Успехов вам!
С уважением, Т.Н.
Ирина Александровна Подольская # 5 февраля 2015 в 06:57 +2
Добрый день, Татьяна Васильевна. С большим удовольствием познакомилась с предоставленным материалом. Цель и задачи урока реализованы полностью. Применяя различные формы урока, Вам легко удалось организовать групповую работу, что способствовало созданию коллаборативной среды. Применение 7 модулей программы способствовало поддержанию интереса на протяжении всего урока, удолось вовлечь в работу учащихся разного интеллектуального уровня. Хочется отметить синтез предметов: химия - литература -информатика. Вы грамотный учитель, что свидетельствует об умелом применении на уроке различных программ Power Point 2007, программа ACTIVSTUDIO, Macromedia Flash Player 8, электронного пособия для учащихся. Примите мой голос. Творческих успехов. С уважением ИА
Светлана Романовна Костромитина # 6 февраля 2015 в 21:09 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Спасибо за приглашение! Содержательный, доступный и интересный материал. Данный материал поможет детям в игровой форме закрепить умения составлять молекулярные и ионные уравнения реакции, освоить навыки работы с интерактивной доской, умения наблюдать. Уделено большое внимание групповой работе, где дети учатся слушать и слышать товарищей при работе в сотрудничестве. Примите голос! Творческих Вам успехов!