Конспект открытого занятия в объединении «Арлекин» (кукольный театр)
Тема: «Генеральная репетиция»
раздел программы «Новогоднее представление»
Тип занятия – практическое занятие.
Форма и методы: генеральная репетиция, наглядные, словесные, практические.
Характеристика группы, уровень обучения
1 год обучения – 11 человек ( девочек – 7, мальчиков – 4 )
возраст: 8 лет – 1 человек, 9 лет – 9 человек, 10 лет – 1 человек
Цель занятия:
Провести генеральную репетицию: отработать слаженную работу всех персонажей спектакля (расстановка детей за ширмой, порядок движения, техника кукловождения, дикция, работа с залом, использование музыкального сопровождения спектакля). Продолжать учить создавать выразительный образ персонажа.
Задачи:
1. Продолжать учить: технике кукловождения (манипуляции) перчаточной куклой и дикции; закреплять знания по правилам движение перчаточной куклой вдоль грядки и в глубину сцены. Закреплять знания способов движения перчаточной куклы в связи с характером персонажа, движение кукол в различных ритмах, движение под музыку и танец кукол.
Закрепить навыки и умения общение перчаточных кукол друг с другом и со зрителем.
2. Развивать умение взаимодействовать в коллективе. Развивать умение импровизировать в возникающих нестандартных ситуациях.
3. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Оборудование занятия:
Ширма, декорации, перчаточные куклы, магнитола.
Х о д з а н я т и я
Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас с вами обычное и в то же время не совсем простое занятие. К нам пришли гости – это директор и педагоги Дома детского творчества. Давайте поздороваемся.
Теоретическая часть
– Мы с вами встречаемся накануне всеми любимого праздника «Нового года».
В течение нескольких занятий мы с вами репетировали новогодний спектакль кукольного театра, как он называется? (ответы детей) «Необычный новогодний концерт»
Педагог знакомит обучающихся с целями и задачами занятия.
– Сегодня на занятии мы проведем генеральную репетицию, отработаем слаженную работу всех персонажей спектакля.
Генеральная репетиция это последняя репетиция перед премьерой спектакля с использованием всех кукол, полного визуального и музыкального оформления, спецэффектов и пр. Давайте с вами вспомним, из каких этапов состоит подготовка спектакля: (ответы детей, комментарии педагога)
- Выбор пьесы, разработка сценария
- Распределение ролей с учетом подготовленности и возможностей актеров
- чтение за столом сценария, отработка дикции и образа персонажа;
- репетиции: отработка дикции и движения куклы (манипуляция перчаточной куклы);
- индивидуальные и совместные репетиции;
- генеральная репетиция;
- показ спектакля.
(Репетиция – специфическая форма работы кукольного театра – кропотливая, всесторонняя, длительная подготовка к публичному выступлению. Спектакль – исполнение пьесы для публики – видимая цель деятельности театрального коллектива, итог его работы. В спектакле реализуются все образовательные и воспитательные цели.)
Практическая часть
– Этапы репетиционного периода мы вспомнили, приступим к работе.
1 блок занятия. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для развития рук.
– Сейчас мы с вами будем выполнять упражнение для развития мышц речевого аппарата. Вспомните, как мы это упражнение делали перед зеркалом.
1.Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
2.Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук « у».
Подражаю я слону – губы хоботом тяну,
а теперь их опускаю и на место возвращаю.
3. Рыбка. Спокойное, широкое открывание и закрывание рта (Упражнение выполняется ритмично под счёт).
– Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата необходимо для быстрого и выразительного произнесения текста.
– А теперь проговорим скороговорку:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Сейчас мы с вами произнесём скороговорку медленно и чётко.
- Давайте в более быстром темпе. (Повторить с детьми индивидуально). Слова должны звучать чётко, разделимы.
- Теперь добавим эмоций. Произнесём скороговорку гневно, с радостью, с гордостью, с чувством вины, мечтательно. (Каждый ребёнок произносит индивидуально).
Вывод: чтобы чётко, красиво с выражением говорить, надо подготовить речевой аппарат.
– Но мастерство актера кукольного театра – это не только красивая речь, но и выразительные движения рук. Поэтому предлагаю вам игры для развития гибкости рук:
«Пчелиный улей»
– Вот маленький улей (сожмите пальцы в кулак).
– Где пчелы? (рассматривайте улей – кулак).
– Спрятались там где их никто не увидит. Вот они появились из улья ( по одному показывайте пальцы ) 1-2-3-4-5 З з з з з з з з ….
«Снежинки»
– Падают снежинки. Падают снежинки. Вниз. Вниз… Вниз... Вниз... (Поднимите руки вверх, пальцы направлены вниз. Постепенно опускайте руки вниз, пока они не коснутся стола или пола ).
– Покажите как падает снег…
2 блок занятия
– Артикуляционный аппарат и руки мы подготовили. Прежде чем приступить к генеральной репетиции, давайте вспомним правила работы за ширмой и технику безопасности (ответы детей, комментарии педагога)
1. Так как ширма – это деревянная конструкция больших размеров, состоящая из трёх частей, которые раскладываются, ставить ширму нужно осторожно, чтобы не уронить на себя или товарища.
2. Дети, стоящие за ширмой должны двигаться в определённом направлении (слева направо), не толпиться в одном месте, не облокачиваться на ширму, так как ширма под давлением может упасть в зрительный зал.
3. За ширмой, при показе спектакля, не шуметь.
4. В кукольном театре движения надо делать отчётливо, без торопливости и расчленено, но все жесты должны литься один из другого.
5. Не делать лишних, бессмысленных движений, не «трепыхаться»
6. В диалогах двигается та фигура, которая в данный момент говорит; та же, что замолкает, остаётся в той или иной позе (конечно из этого правила есть исключения, оно хорошо лишь как известная дисциплина).
7. Куклы должны держаться вертикально.
8. Куклы должны высовываться во весь рост.
9. Куклы должны играть на первом плане.
Термины: ширма, передняя грядка, декорации, перчаточные куклы и др.
– Сейчас берем перчаточные куклы, одеваем на руку (дети показывают как) и называем персонажа спектакля (Снегурочка, Каркуша, Степашка, Филя, Хрюша, Мишутка). Проходим за ширму, занимаем свои места по порядку входа в действия спектакля.
Генеральная репетиция спектакля «Необычный новогодний концерт»
Подведение итогов.
– По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. ( аплодисменты )
– Оцените, как прошла наша генеральная репетиция. ( аплодисменты )
– Оцените работу ваших товарищей. ( аплодисменты )
– Оцените свой вклад в работу. ( аплодисменты )
После генеральной репетиции следует разбор спектакля:
– Чем мы занимались на занятии ? …(ответы детей)
– Кому что удалось, что не удалось…
– Что надо доработать…
– Эта сцене получилась хорошо…
– А в этой сцене надо обратить внимание на то,…
– Теперь я считаю, что вы готовы к показу спектакля. Всем спасибо!
Генеральная репетиция спектакля «Необычный новогодний концерт» завершена
До свидания, до следующей встречи!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс
Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Коллективные работы - особый вид творческой де
Изготовления наградной печатной продукции для конкурсных мероприятий