Коллективные работы – особый вид творческой деятельности детей.
Автор: Самохина Елена Ивановна, педагог дополнительного образования, МБУДО «Дворец детского творчества», город Курск
Назначение: материал предназначен для педагогов дополнительного образования по направлению «художественное вязание», также для всех увлечённых вязанием, ищущих идеи для новогоднего творчества.
Описание: Технология коллективной творческой деятельности предполагает широкое участие каждого ребёнка в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективное творчество позволяет создать широкое игровое творческое поле, на котором каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, создания чего-то нового. Результаты образовательного процесса, который осуществлялся по данной технологии, представлены вашему вниманию на примере новогодней тематики.
Цель: описание педагогического опыта в организации коллективных работ учащихся детского объединения по художественному вязанию.
Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Одной из личностно-ориентированных технологий является технология коллективной творческой деятельности, главная установка которой - уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность всех детей.
Рассмотрим
три вида организации коллективного творчества детей на примере предновогодней деятельности объединения, в котором учащиеся обучаются вязанию.
Коллективные работы
первого вида предполагают, что на занятии все дети выполняют одинаковое изделие: каждый изготавливает свою снежинку, ангелочка, снегиря, ёлочку. И только потом составляется общая праздничная композиция для украшения кабинета, оформляется настенная ёлка для праздника, составляется панно для выставки.
Вполне естественно, когда индивидуальные занятия с детьми переходят в коллективные. Очень важно непременно использовать эту нравственную установку. Всё это порождает и развивает чувство братства, единения, сопереживания. Эмоционально-ценностный материал на таких занятиях развивает один из основных признаков менталитета русского человека – соборность, которая является коренной основой русской народной культуры.
Отдельные фигурки овечек собираются в общее стадо для «Рождественского вертепа».
Маленькие ягоды превращаются в ветку рябины, птицы слетаются в стайку, и панно «Снегири» для выставки готово.
Длительная и кропотливая работа по изготовлению героев мультфильма «Смешарики» завершается «Новогодним хороводом».
Ёлочки становятся частью «Рождественского поздравления».
Новогодние сувениры отправляются на «Парад дедов Морозов».
Ангелы украшают Рождественскую ёлку, а одинаковые кружочки превращаются в яркую гирлянду.
Другой вид коллективной работы скорее предназначен для повышения самооценки ребёнка, положительного отношения к себе, утверждения веры в свои силы и возможности не потеряться на фоне более успешных товарищей.
Возрастные особенности младших школьников таковы, что ребенок в конце занятия хочет получить результат в виде законченного оформленного изделия. А это ввиду сложности и трудоемкости вязания для некоторой части группы невозможно на начальном этапе обучения. Поэтому практикуется участие детей в долгосрочной коллективной работе, которая заранее не распределена между кем бы то ни было и не разделена на отдельные части: настенная ёлка, конструкция вертепа, макет колокольни. Именно тогда, когда ребёнку ещё не по силам работать над одним изделием несколько занятий, или по разным причинам он не может сделать индивидуальную поделку, «палочкой-выручалочкой» служат лежащие наготове заготовки для основы коллективной работы. Даже несущественная степень участия в их изготовлении повышает самооценку ребёнка: дверь или окно для колокольни, часть стены или пола вертепа, несколько раппортов ёлки. Именно так были связаны все три настенные ёлки, конструкция вертепа и макет колокольни.
Кто-то сможет вложить в общее дело только несколько петелек, кто- то выполнит целый ряд столбиков, а кому- то под силу и целая деталь. На таких изделиях также отрабатывается выполнение разнообразных видов петель, приёмов вязания, наверстывается пропущенное.
Дети с удовольствием берут на себя роль консультантов и помощников для своих товарищей. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки не так заметны на общем фоне.
Ёлки украшены изделиями разной сложности – от гирлянд из цепочек с бусинами и кружочками до ажурных аппликаций и объёмных игрушек.
Третий вид коллективных работ целесообразно проводить в разновозрастной группе. Педагог с детьми обсуждает такую идею для творчества, в реализации которой посильно могут принять участие все учащиеся группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Приоритетом такой работы становится активность, самостоятельность, ответственность за результаты своего труда. Старшие дети выполняют более сложные участки работы, младшие – менее сложные. Главный акцент ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Такие работы формируют чувство причастности к важному сложному делу, мотивируют и активизируют познавательный процесс. Особо ценным качеством при этом является умение подчинять индивидуальные действия общему замыслу, органично привносить свою «изюминку» в общее дело, создавать единый образ и реализовать замысел.
Коллективная работа «Новогоднее настроение».
Коллективная работа Рождественский вертеп».
Коллективная работа для украшения кабинета «Новогодняя ёлка» наряжена игрушками для пальчикового театра.
«Новогодняя ёлка» украшена игрушками амигуруми.
Коллективная работа «Новый год на пороге»
Выводы
Коллективные работы сплачивают детей, настраивают на взаимопонимание и согласованность действий, вырабатывают готовность к взаимопомощи, формируют интерес и сопричастность к делам объединения, школы. В таких коллективных работах каждый ребенок находит то место, где раскрываются его сильные стороны и незаметными оказываются слабости и неумение, что очень важно для психологического здоровья ребёнка и создания атмосферы доброжелательности.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по вязанию для младших дошкольников
Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий
Конспект открытого занятия (кукольный театр). Тема: «Генеральная репетиция»
Изготовления наградной печатной продукции для конкурсных мероприятий