Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Коллективные работы - особый вид творческой деятельности детей

Коллективные работы – особый вид творческой деятельности детей.
Автор: Самохина Елена Ивановна, педагог дополнительного образования, МБУДО «Дворец детского творчества», город Курск
Назначение: материал предназначен для педагогов дополнительного образования по направлению «художественное вязание», также для всех увлечённых вязанием, ищущих идеи для новогоднего творчества.
Описание: Технология коллективной творческой деятельности предполагает широкое участие каждого ребёнка в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективное творчество позволяет создать широкое игровое творческое поле, на котором каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, создания чего-то нового. Результаты образовательного процесса, который осуществлялся по данной технологии, представлены вашему вниманию на примере новогодней тематики.
Цель: описание педагогического опыта в организации коллективных работ учащихся детского объединения по художественному вязанию.

Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Одной из личностно-ориентированных технологий является технология коллективной творческой деятельности, главная установка которой - уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность всех детей.
Рассмотрим три вида организации коллективного творчества детей на примере предновогодней деятельности объединения, в котором учащиеся обучаются вязанию.
Коллективные работы первого вида предполагают, что на занятии все дети выполняют одинаковое изделие: каждый изготавливает свою снежинку, ангелочка, снегиря, ёлочку. И только потом составляется общая праздничная композиция для украшения кабинета, оформляется настенная ёлка для праздника, составляется панно для выставки.
Вполне естественно, когда индивидуальные занятия с детьми переходят в коллективные. Очень важно непременно использовать эту нравственную установку. Всё это порождает и развивает чувство братства, единения, сопереживания. Эмоционально-ценностный материал на таких занятиях развивает один из основных признаков менталитета русского человека – соборность, которая является коренной основой русской народной культуры.

Отдельные фигурки овечек собираются в общее стадо для «Рождественского вертепа».

Маленькие ягоды превращаются в ветку рябины, птицы слетаются в стайку, и панно «Снегири» для выставки готово.

Длительная и кропотливая работа по изготовлению героев мультфильма «Смешарики» завершается «Новогодним хороводом».

Ёлочки становятся частью «Рождественского поздравления».

Новогодние сувениры отправляются на «Парад дедов Морозов».

Ангелы украшают Рождественскую ёлку, а одинаковые кружочки превращаются в яркую гирлянду.


Другой вид коллективной работы скорее предназначен для повышения самооценки ребёнка, положительного отношения к себе, утверждения веры в свои силы и возможности не потеряться на фоне более успешных товарищей.
Возрастные особенности младших школьников таковы, что ребенок в конце занятия хочет получить результат в виде законченного оформленного изделия. А это ввиду сложности и трудоемкости вязания для некоторой части группы невозможно на начальном этапе обучения. Поэтому практикуется участие детей в долгосрочной коллективной работе, которая заранее не распределена между кем бы то ни было и не разделена на отдельные части: настенная ёлка, конструкция вертепа, макет колокольни. Именно тогда, когда ребёнку ещё не по силам работать над одним изделием несколько занятий, или по разным причинам он не может сделать индивидуальную поделку, «палочкой-выручалочкой» служат лежащие наготове заготовки для основы коллективной работы. Даже несущественная степень участия в их изготовлении повышает самооценку ребёнка: дверь или окно для колокольни, часть стены или пола вертепа, несколько раппортов ёлки. Именно так были связаны все три настенные ёлки, конструкция вертепа и макет колокольни.


Кто-то сможет вложить в общее дело только несколько петелек, кто- то выполнит целый ряд столбиков, а кому- то под силу и целая деталь. На таких изделиях также отрабатывается выполнение разнообразных видов петель, приёмов вязания, наверстывается пропущенное.
Дети с удовольствием берут на себя роль консультантов и помощников для своих товарищей. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки не так заметны на общем фоне.


Ёлки украшены изделиями разной сложности – от гирлянд из цепочек с бусинами и кружочками до ажурных аппликаций и объёмных игрушек.


Третий вид коллективных работ целесообразно проводить в разновозрастной группе. Педагог с детьми обсуждает такую идею для творчества, в реализации которой посильно могут принять участие все учащиеся группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Приоритетом такой работы становится активность, самостоятельность, ответственность за результаты своего труда. Старшие дети выполняют более сложные участки работы, младшие – менее сложные. Главный акцент ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Такие работы формируют чувство причастности к важному сложному делу, мотивируют и активизируют познавательный процесс. Особо ценным качеством при этом является умение подчинять индивидуальные действия общему замыслу, органично привносить свою «изюминку» в общее дело, создавать единый образ и реализовать замысел.

Коллективная работа «Новогоднее настроение».

Коллективная работа Рождественский вертеп».

Коллективная работа для украшения кабинета «Новогодняя ёлка» наряжена игрушками для пальчикового театра.
«Новогодняя ёлка» украшена игрушками амигуруми.


Коллективная работа «Новый год на пороге»
Выводы
Коллективные работы сплачивают детей, настраивают на взаимопонимание и согласованность действий, вырабатывают готовность к взаимопомощи, формируют интерес и сопричастность к делам объединения, школы. В таких коллективных работах каждый ребенок находит то место, где раскрываются его сильные стороны и незаметными оказываются слабости и неумение, что очень важно для психологического здоровья ребёнка и создания атмосферы доброжелательности.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по вязанию для младших дошкольников Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий Конспект открытого занятия (кукольный театр). Тема: «Генеральная репетиция» Изготовления наградной печатной продукции для конкурсных мероприятий
Подарки на День учителя своими руками. Идеи | Гусеница из ткани своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2903 дня назад (10 января 2017)
Просмотров: 4910
+35
Голосов: 35
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 11 января 2017 в 19:05 +4
Елена Ивановна,здравствуйте! С большим удовольствием познакомилась с описанием педагогического опыта в организации коллективных работ учащихся детского объединения по художественному вязанию. Коллективные работы, действительно особый вид творческой деятельности детей. Яркое тому подтверждение - фотографии замечательных работ. С Вашего разрешения беру материал в закладки (люблю вязать).Вам творческих успехов и мой голос!
Елена Юрьевна Деришева # 11 января 2017 в 20:43 +4
Замечательные работы. Голос.
Антонина Анатольевна Алабужева # 12 января 2017 в 11:16 +4
Интересное занятие для сплочения коллектива, ваши работы очень интересные, разнообразные и яркие. Спасибо за идею
Вера Александровна Павлухина # 12 января 2017 в 17:02 +4
Елена Ивановна,здравствуйте! Какие замечательные работы Вы представляете, просто чудо. С удовольствием голосую.
Елена Александровна Шашенко # 14 января 2017 в 05:09 +3
Доброе утро !!!
Елена Ивановна,здравствуйте!
Большое спасибо за приглашение !
Браво !!! Браво !!!Молодцы !!!
С большим удовольствием познакомилась с описанием педагогического опыта в организации коллективных работ учащихся детского объединения по художественному вязанию.
Коллективные работы, действительно особый вид творческой деятельности детей. Яркое тому подтверждение - фотографии замечательных работ.
С Вашего разрешения беру материал в закладки
Желаю УДАЧИ !!!
Конечно ГОЛОСУЮ !!!
Вера Александровна Орехова # 14 января 2017 в 07:52 +3
Елена Ивановна, спасибо за приглашение.
Получила большое удовольствие от просмотра таких замечательных работ.
Молодцы, все постарались, получилась целая выставка новогодних поделок.
Примите мой голос +1.
Желаю вам удачи и успехов!
Ирина Анатольевна Князева # 14 января 2017 в 12:36 +7
Елена Ивановна!Замечательные идеи для Новогоднего творчества! Интересно, легко для восприятия. Фотографии хорошего качества, четкие, яркие! Желаю новых идей для воплощения! Примите мой голос!
Надежда Леонидовна Макарова # 14 января 2017 в 13:53 +8
Спасибо огромное за приглашение! Сколько умения, терпения, желания, трудолюбия, добра вложено в эти удивительно замечательные, красивые, творческие работы! С удовольствием голосую!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 14 января 2017 в 14:06 +7
Елена Ивановна,здравствуйте!
Какую шикарную галерею новогодних подарков Вы предоставили нашему вниманию! Работы аккуратные, цветовая гамма аккуратно подобрана к каждой композиции, и в то же время яркая и динамичная. Даже никогда не думала, что такие шикарные поделки могут получиться из обыкновенного клубка ниток! Тематика разнообразна, каждая работа заслуживает внимания. Голос!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 14 января 2017 в 14:16 +8
Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Коллективные работы очень интересные, яркие, красивые, мне понравились. МОЛОДЦЫ!!! Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Ивановна Маркина # 14 января 2017 в 16:14 +7
Добрый день,Елена Ивановна!Спасибо за приглашение. Замечательные, красивые, яркие работы детей! Примите голос!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 14 января 2017 в 17:57 +7
Здравствуйте, Елена Ивановна.Приятно было полюбоваться работами Ваших детей. Работы все разные, выполнены аккуратно, с фантазией.Творческих успехов молодому коллективу и мой голос №13
Вера Анатольевна Варенцова # 14 января 2017 в 18:38 +6
Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Замечательные работы у Ваших детей! Какое разнообразие и роскошество. При создании таких "шедевров" ребятишки приобретают для себя необыкновенный опыт общения и взаимопомощи. Я уж не говорю о развитии творческого начала. Спасибо за великолепную публикацию! Успехов Вам! Голосую!!!
Раиса Владимировна Коломыцева # 14 января 2017 в 18:43 +4
Добрый вечер, Елена Ивановна! Прекрасный материал , коллективные работы детей просто потрясающие, голосую!
Ольга Ивановна Кабанова # 14 января 2017 в 21:57 +2
Добрый вечер, Елена Ивановна! С интересом ознакомилась с интересными коллективными работами. Материал полезен, актуален и будет востребован коллегами как особый вид творческой деятельности детей. Несомненно, обобщение Вашего опыта по данной теме будет востребовано. Замечательно, что Вы делитесь своими знаниями и опытом. Примите мой голос +1!
Светлана Владимировна Иванова # 14 января 2017 в 22:29 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо, что делитесь опытом в организации коллективных работ учащихся детского объединения по художественному вязанию. Работы разнообразные, праздничные, очень интересные. У Вас талантливые дети! МОЛОДЦЫ! Творческого Вам вдохновения! Примите мой голос.
Елена Викторовна Багрова # 15 января 2017 в 09:15 +2
Елена Ивановна,здравствуйте!
С интересом ознакомилась с описанием педагогического опыта по выполнению коллективных творческих работ учащихся детского объединения по художественному вязанию.
Все детские работы чудесные, выполнены с душой.
Такой вид деятельности сплачивает детей, учит распределять обязанности, стремиться к достижению хорошего результата.
Спасибо за опыт. Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Мария Анатольевна Блинова # 15 января 2017 в 10:21 +1
Замечательные работы,яркие и творческие.Голос.
Татьяна Сергеевна Дериенко # 15 января 2017 в 20:41 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна! Очень красивые и добрые коллективные работы.Ваши дети с удовольствием принимают участия в таких работах, это их сплачивает, ведь они хотят получить в результате не просто игрушку, а целую сказочную композицию.Голосую!
Софья Владимировна Юхнина # 16 января 2017 в 11:18 +2
Елена Ивановна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с публикацией: "Коллективные работы – особый вид творческой деятельности детей". Детское творчество всегда впечатляет, а коллективное вдвойне! Вы представили великолепный результат деятельности детского коллектива. Все работы выполнены со вкусом, гармоничны, в стиле. Вы создаёте условия для развития творческой активности ребёнка, его саморазвития и самореализации через дополнительное образование. С удовольствием голосую, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 16 января 2017 в 13:44 +2
Здравствуйте!
Спасибо за приглашение!
У меня объединения по интересам экологического профиля с элементами декоративно-прикладного. На занятиях часто использую коллективную деятельность: как игровую, так и создание творческих работ. Современным детям явно не хватает умения быть частью коллектива. В школе этому уделяется не достаточно времени, поэтому научить работать в команде - это цель педагога дополнительного образования.
Ваш материал поможет молодым педагогам сплотить детский коллектив, даст подсказку опытным педагогам.
Публикация структурировала и разложила по полочкам организацию коллективной работы на занятиях, показала варианты. Цель и задачи выполнены.
Успехов в творчестве!
Голос!
Жду новых приглашений!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 16 января 2017 в 14:20 +1
Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Предложенный материал понравился творческим подходом к работе и её многообразием; хорошей наглядностью, лаконичностью. Примите голос и наилучшие пожелания.
Ирина Николаевна Ступченко # 16 января 2017 в 17:13 +1
Какая прелесть. Всё настолько красиво и мило, что других слов нет. ГОЛОС!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 16 января 2017 в 18:32 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна.
Спасибо за приглашение и обобщение опыта технологии коллективной творческой деятельности. Публикация грамотная. На примере раскрыты три вида организации коллективного творчества детей. Работы яркие, оригинальные. С удовольствием голосую.
Валентина Николаевна Мельникова # 17 января 2017 в 23:05 +1
Елена Ивановна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение.
Получила огромное удовольствие от ваших работ!!!
С Вашего разрешения беру материал в закладки.
Вам творческих успехов, и мой голос!
Ольга Владимировна # 18 января 2017 в 14:08 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна. Замечательный материал для педагогов. Данный опыт по технологии можно использовать в кружковой деятельности и на уроках по технологии в качестве коллективной работы. В работе с детьми старшего дошкольного возваста можно применять частично этот метод в упрощенном варианте. Спасибо большое.
Ольга Васильевна Яковлева # 21 января 2017 в 21:30 +3
Елена Ивановна,здравствуйте! Какие замечательные работы Вы представляете, просто чудо! Творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 21 января 2017 в 21:32 +1
Шикарная выставка работ.
Они все замечательные, каждая по - своему.
С удовольствием голосую.
Любовь Сергеевна Новоселова # 22 января 2017 в 11:02 +2
Здравствуйте, Елена Ивановна. Спасибо за приглашение. Сколько умения, терпения, желания, трудолюбия, добра вложено в эти удивительно замечательные, красивые, творческие работы! Голосую. Творческих успехов.
Елена Николаевна Анненкова # 22 января 2017 в 21:29 +1
Добрый вечер, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение познакомиться с Вашим опытом работы. Получила истинное удовольствие. Технология коллективной творческой деятельности в Вашем материале замечательно описана, подкреплена конкретными примерами и иллюстрациями. Действительно, в такой деятельности создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка, укрепляется коллектив, развивается самостоятельность. Ваш опыт работы считаю очень ценным для педагогического сообщества, желаю Вам творческих и профессиональных успехов, и голосую!
Татьяна Александровна Мальцева # 27 января 2017 в 06:53 +2
Елена Ивановна, здравствуйте! Очень полезная информация Вами опубликована, думаю, многим молодым педагогам будет очень полезна. Вы подробно описали технологию коллективной творческой деятельности, ее виды. Продемонстрировали все на примерах, фотоматериалах. Вы- молодец! Голосую!!!
Елена Владимировна Иванова # 29 января 2017 в 22:11 +1
Добрый вечер, Елена Ивановна! Какие красивые работы! Я сначала увлеклась и рассматривала только фотографии, и только потом перешла к содержательной части материала! Вы - молодец и ваши ребятишки тоже. Статья будет полезной для коллег при организации коллективных работ. Голосую!!!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 19 февраля 2017 в 17:32 +3
Елена Ивановна, спасибо за приглашение. Было интересно познакомиться с вашим опытом работы. Представленные работы впечатляют разнообразием. Голосую +1