Описание материала. Данный материал представлен в форме статьи, в которой раскрываются особенности нравственно-эстетического воспитания и привития патриотизма обучающимся посредствам фольклора русского народа. Описанный материал основывается на занятиях в творческом объединении "Фольклорный" МБУ ДО "Мглинский ЦДТ".
Нравственно-эстетическое воспитание и привитие патриотизма на занятиях в творческом объединении «Фольклорный» МБУ ДО «Мглинский ЦДТ»
«Народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
В современной России необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека является богатство его внутренней, духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении.
На сегодня проблема воспитания занимает приоритетное положение в ряде других, стоящих перед системой образования. Воспитание происходит по разным направлениям, включая и эстетическое. Следует отметить, что эстетическое воспитание как один из составных компонентов человеческой жизни всегда было в центре внимания мыслителей - философов и педагогов с древних времен.
Говоря об эстетическом воспитании, о развитии этой идеи необходимо остановится на основных понятиях. Эстетика (от греческого - имеющий отношение к чувственному восприятию) - наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности. Поэтому эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Его цель - содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты».
Под эстетическим воспитанием понимает «процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве, где развивается способность к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности.
Идеи эстетического воспитания получили свое развитие в России, начиная с 17 века в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и курсов риторики. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский рассматривали искусство как одну из насущных социальных проблем. К.Д. Ушинский высказывался о необходимости эстетического воспитания, как в начальной, так и в средней школе.
Б.Т. Лихачев под эстетическим воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
На современном этапе идет поиск средств воспитания, способных удовлетворить потребности общества. Одним из носителей эстетического воспитания является фольклор.
Сегодня существует проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору.
Фольклор – народная мудрость, культура, доступная всем. Каждый человек, каждый ребёнок может получить развитие на основе традиционной культуры. Многообразие форм и содержания, синкретическая природа фольклора, основанная на единстве словесных, музыкальных, изобразительных средств и форм выражения, делают фольклор мощным средством дополнительного образования.
Правильное и естественное понимание красоты, эстетики произведений народного творчества может прийти лишь при условии активной мыслительной, интеллектуальной деятельности ребенка, поскольку красота - явление по своей сущности весьма сложное и многогранное. Поэтому развитие у детей способности к правильным эстетическим суждениям и оценкам представляет собой одну из эстетических задач обучения, процессу познания и посильного понимания народного творчества. Фольклорное наследие является наиболее образно-выразительной час¬тью духовной культуры, своеобразной формой интеллектуального, художественного, эстетического и морально-этического самовыражения народа.
Роль фольклора в современной жизни и использование его потенциала в развитии духовно-нравственной культуры обучающихся делают проблему изучения фольклора в образовательных учреждениях чрезвычайно актуальной.
Необходимо отметить функции и воспитательный потенциал фольклора.
Во-первых, фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора усваиваются нравственно-поведенческие культурные нормы и ценности, закрепленные в культуре русского народов.
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и к другим этническим культурам. Изучая фольклор, школьник осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Школьник чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Фольклор русского народа занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства детей с окружающим миром.
Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил меня возобновить в МБУ ДО «Мглинский ЦДТ» работу творческого объединения «Фольклорный» в 2012 году, в этом же году была сформирована творческий коллектив, который дал старт развитию данного направления в нашем учреждении.
Образовательный процесс в объединении нацелен на приобщение обучающихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности посредством организации художественно-продуктивной деятельности; создание стабильного творческого коллектива и включение его в активную музыкально-творческую деятельность.
В учебном процессе реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Дети учатся основам техники игры на деревянных ложках и других народных инструментах; формируются необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах; обучающиеся учатся согласовано действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения; учатся слушать друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их; на занятиях расширяются и обогащаются знания детей о быте, костюмах, ремесле, промыслах, традициях, праздниках и т. п.
Также на занятиях развивается тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазия и изобретательность в звукотворчестве; развивается ритмический и интонационный слух, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание, организованность, слуховые представления и способность к элементарной импровизации.
На учебных занятиях в творческом объединении «Фольклорный» воспитывается интерес, любовь и потребность детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях в ОУ, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома; обогащается духовный мир детей; воспитывается гордость за свой народ, формируется уважение к традициям и обычаям страны; прививается интерес и уважение к прошлому старшего поколения.
Изучение традиционной культуры в большей степени способствует естественному развитию социума и использованию его педагогического потенциала в эстетическом воспитании детей.
Изучение на занятиях обычаев, обрядов, эпизодов деревенских и городских праздников следует считать увлекательными формами синкретичной деятельности, создающей неповторимую атмосферу творчества, приобщения к прошлому, культуре и искусству народа. При этом неоценимое воздействие фольклора на детей имеет атмосфера, передающая уклад жизни и создающая обстановку в старинных традициях, изделия народных промыслов, игрушки, народные музыкальные инструменты, костюмы и т . д.
Основной формой коллективной музыкальной деятельности в творческом объединении «Фольклорный» является игра в ансамбле, она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость.
Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Использование фольклора на занятиях следует рассматривать как наиболее эффективное средство нравственно-эстетического воспитания и художественно-педагогического образования обучающихся. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. На занятиях знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором. Ведь в ансамбле используются исконно русские народные инструменты, играются русские народные мелодии.
Каждый пришедший на занятие ребёнок, независимо от исходных музыкальных способностей, получает возможность попробовать свои силы в данном виде деятельности.
Творческий коллектив объединения «Фольклорный» существует в МБУ ДО «Мглинский ЦДТ» под моим руководством с 2012 года. В сентябре 2017 года мы празднуем своё пятилетие. На данный момент в творческом объединении занимается две группы по 15 человек в возрасте 8-13 лет: это младшая фольклорная группа, которая только начинает постигать азы искусства игры на деревянных ложках, старшая фольклорная группа - дети, которые занимаются в объединении второй год, и группа выпускников кружка, не спешащих покидать стены Центра детского творчества.
Наш творческий коллектив регулярно принимает участие в конкурсах, концертах, мероприятиях и смотрах различного уровня с танцевально-музыкальными композициями. На традиционном смотре фольклорных коллективов «Весёлый карагод» «Озорные ложки», за пять лет деятельности, дважды становились победителями и трижды лауреатами муниципального уровня в своей номинации.
Ежегодно наш коллектив принимает участие в смотре самодеятельного художественного творчества под девизом «Я вхожу в мир искусства». Четыре раза становились победителями муниципального уровня один раз - лауреаты, что давало возможность принять участие в следующем этапе данного конкурса – зональном смотре, где были показаны высокие результаты: три раза – лауреаты зонального смотра и дважды, в 2015 и в 2017 году, коллектив был удостоен звания лауреатов областного смотра.
За время своего существования коллектив «Озорные ложки» активно и регулярно выступает на разнообразных внутрицентровских мероприятиях: праздник «Здравствуй, друг!», посвящённый началу учебного года в ЦДТ; праздник Осени; Концерт, посвящённый дню матери; Новый год; Под чистым небом Рождества – мероприятие для детей школы-интерната; 23 февраля; 8 марта и др. Готовим отчётные концерты и мероприятия по своей направленности.
Приглашают «Озорные ложи» для выступления на районных мероприятиях: «Учитель года», августовская педагогическая конференция, день Матери, праздник 8 марта, «Широкая Масленица», праздник весны и труда – 1 мая, День Победы, праздник посвящённый дню защиты детей, день России и т. д.
Совместные репетиции, мероприятия и концерты создают внутри коллектива особую атмосферу дружбы и взаимопонимания, общие интересы и ценности улучшают взаимоуважение между детьми, формируя единое пространство для познавательно-творческой деятельности.
Главные победы – новые друзья, новые впечатления, гордость и рост национального самосознания, уважение и интерес, радость общения и совместного творчества.
Идеи и цели нравственно-эстетического и патриотического воспитания успешно реализуются в учебном процессе благодаря тщательно отобранному преподаваемому материалу с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Благодаря изучению фольклора открываются возможности познания и сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей. У детей формируются новые знания, умения и навыки, становится богаче и разнообразнее их духовный мир.
Всё это способствует успешному развитию в будущем и нацелено на становление мыслящих, нравственных, творческих людей, несущих и хранящих историю и духовность поколений.
Рекомендуем посмотреть:
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру
Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника