Формирование универсальных учебных действий на внеурочных факультативных занятиях
На примере занятий по изобразительному искусству в БОУ Вологодской области "Вологодский многопрофильный лицей"
В статье описаны методы работы над формированием универсальных учебных действий на примере у младших школьников на примере занятий по изобразительному искусству.
Внеурочная деятельность составляет отдельную часть учебного плана и служит продолжением материала по изучаемым
дисциплинам. Кроме того, она осуществляет непрерывность как в освоении основной учебной информации, так и в процессе формирования универсальных учебных действий (далее УУД). В связи с этим становится очевидной необходимость разработки научной и методической базы для учителей-предметников, очевидна актуальность и новизна отдельных практических материалов (поурочных планов, описания отдельных видов деятельности, организации различных форм уроков и проч.).
Планирование факультативных занятий, как правило, является результатом совместного решения администрации школы,
учителя, родителей и детей; результатом взаимодействия всех сторон учебного процесса, заинтересованных не только в получении общих знаний, умений и навыков, но и в развитии творческого и практического потенциала современного школьника, способного в будущем к саморазвитию и самореализации. Организация факультативных занятий по изобразительному искусству является продолжением нескольких направлений учебного процесса: в первую очередь, художественно-эстетического, а кроме того, научно-познавательного и общественно-полезного.
Отметив эти особенности внеурочных занятий, обратимся к деятельности Вологодского многопрофильного лицея и опишем наш опыт в области проведения факультативов по изобразительному искусству: характер взаимодействия с классом, личностное и коллективное общение, формирование учебной мотивации, решение творческих и практических задач.
Вологодский многопрофильный лицей — общеобразовательное учебное заведение инновационного типа. Назначение лицея — дать учащимся глубокие знания, сформировать научную картину окружающего мира, помочь осознать, проявить свои познавательные интересы, склонности, способности, создать условия для их полного развития.
Программа «Изобразительное искусство. 1–4 классы» разрабатывалась в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рассчитана на 1 час в неделю. Но в практике совместной работы администрации, родителей, детей лицея сложилось мнение, что предмет выходит за рамки урочной деятельности. И поэтому второй час на неделе проводится факультативно. Стандарт определяет требования к проектированию программы внеурочной деятельности.
Исходя из этих требований в «Программе факультатива по изобразительному искусству» представлены: ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования; механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов; характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования; преемственные связи программы формирования УУД. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный (См. издание: Примерная образовательная программа. Начальная школа.М. Просвещение. 2010.).
Личностный блок связан (Л) с ценностно-смысловой ориентацией обучающихся (умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях
и межличностных отношениях). Выделяется три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действии (Р) обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка и саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия (П) включают: общеучебные, знаково-символические, информационные,
логические.
Коммуникативные универсальные учебные действия (К) обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других
людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Данной программой предусмотрены занятия-любования, занятия-экскурсии, а также занятия, предполагающие работу с натуры. В последней результаты наблюдений над живой природой и детские зарисовки становятся материалом для практических занятий. Необходимо обратить внимание детей на звуки природы: пение птиц, шелест листвы; а также на запах ветра, запах осени. События, увиденные и пережитые во время прогулки, найдут самое непосредственное отражение в детском творчестве.
Впечатления, полученные в результате общения с природой, активизируют процессы художественного восприятия, обогащают эмоциональную сферу ребенка, что важно как условие процесса обучения и воспитания. Об этом писал и В.А. Сухомлинский: «эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира — это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.К.: Радяньска школа. 1985. С. 47.).
На внеурочных занятиях при помощи взрослого у ребёнка есть возможность «открыть глаза» на видимый мир, реализуя
тем самым методологический принцип программы — одухотворение природных явлений (очеловечивание природы), создавая ситуацию образных сравнений, при которых максимально раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, цветы, птицы наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большими и маленькими, толстыми и худыми, они «печалятся и радуются», разговаривают на своём языке, у каждого своя судьба, даже дни рождения бывают.
Приведем пример занятий, объединённых одной темой — «Птицы возвращаются. Пейзаж» (второй класс, четвёртая четверть) и покажем, как на каждом этапе работы реализуются основные виды УУД. Сразу следует отметить, что в рамках уроков детям, у которых слабо развито воображение, образное представление, трудно быстро увидеть или наглядно представить какой-либо образ, поэтому на начальном этапе формирования УУД им помогает весь класс (К).
На этом занятии ребята вместе рисуют словесный пейзаж (К). В результате ученики приходят к выводу, что самые приметные цвета весны — ярко-голубой и зелёный (П). Весна врывается на наши улицы ярко-голубым небом, оно отражается в талой воде, в ручьях. Весна вспыхивает изумрудной зеленью трав, нежной листвой на деревьях.
Дети, как правило, с огромным удовольствием описывают проявления весны, помогая друг другу её представить (К).
На первом занятии ученики предлагают изобразить фон, третий, второй план (П), понимая, что это не самое главное в будущей картине, но всё-таки очень важное действо, так как фон несёт большую смысловую нагрузку, он передаёт настроение (Л). В конце занятия проводим рефлексию (П), выясняем, какими основными красками работали, какой техникой пользовались («заливали», «пятнами», «мазками» (П)), обсуждаем домашнее задание: подготовить хайку (жанр традиционной японской поэзии). К этому времени дети уже знакомы на уроках литературы с этим жанром. На занятиях в лицее они часто импровизируют (К), сочиняют по заданию учителя.
Второе занятие посвящается работе с элементами пейзажа: кусты, деревья, вода. Для того чтобы образ дерева представился ярче (деревья бывают разными) и яснее, ребята вспоминают стихи, песни о деревьях (Л), преподаватель предлагает послушать песни и сравнить (П) образы в них: «Клён ты мой опавший», «Рябина», «Во поле берёза…». Далее обсуждается, какими деревья представились лицеистам (К). Затем учитель изображает на своём листке несколько вариантов, подробно объясняя вслух, как это он делает. При этом учитель дает понять детям, что данный образ ни в коем случае не навязывается им. Каждый может изобразить по-своему, создавая свой пейзаж (Л), понимая самое главное: «когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растёт». И, если вдруг возникает проблема в изображении деревьев (Р), ребенок поднимает руку. В классе всегда найдётся тот, кто сумеет помочь и доступно объяснить образ, манеру или технику рисования (К). Рефлексия всегда выявляет, где и в чём были затруднения на занятии (Р), что получилось легко и удачно.
На третьем занятии необходимо изобразить самих птиц. На этом этапе уместно включить фонограмму с голосами птиц
и погрузиться в птичий гомон, голоса отдельных пташек. Исходя из нашего опыта, отметим, что большинство ребят предлагают изобразить журавля, мотивируя выбор тем, что их сложнее и интересней рисовать (П), что они, по репликам детей, являются символом весны, чистоты, красоты и свободы.
Сначала ребята могут «потренировать руку» на чистом листке (Р), нарисовав несколько журавлей, а потом выбрать из наиболее удачных лучшего и перенести на свой основной листок с работой (Л) на следующем уроке. Учитель, обобщая процесс свободного творчества учеников, на чистом листе показывает этапы рисования, а ученики, следуя за его рукой, объясняют, проговаривая вслух порядок изображения отдельных частей картинки (П). «Овал — это туловище. На расстоянии маленький овал — голова птицы»,— помогают они (К). Соединив туловище и голову изящной линией,— получаем шею (работаем кистью № 1, т. к. шея должна быть очень тонкая и нежная). В процессе работы дети приходят к выводу, что крылья являются наиболее выразительным элементом в передаче образа журавля (П) и они, как отмечается, очень отличаются от крыльев других птиц (П).
После детских выводов органичным переходом в осознание будет помощь учителя, подкрепленная наглядностью. Он может показать репродукцию М. Копьёва «Японские журавли» и предложить ребятам проанализировать и сравнить крылья больших птиц (лебедей, уток) (П). После этого дети делают выводы (П), и класс вместе с учителем рисует несколько вариантов птиц (К): летящих, танцующих, грустного журавля, вблизи, вдали. Далее дети вспоминают, как выстраивается композиция (П), работают над ней (Л). В конце урока подводятся итоги. Журавли, безусловно, получаются у всех разные (Л): ребята передают образы отличных по настроению и характеру птиц (П).
На четвёртом уроке преподаватель предлагает юным авторам прочитать свои хайку. Поэтическое вступление, поддержанное лицеистами, демонстрирует личностное включение каждого в процесс общения, осознанный подход к заявленной учителем теме. После него ребята не сразу приступают к работе. Сначала прислушиваются к себе, стараются понять свои чувства, уловить состояние души на данный момент (Л). И только когда рождается конкретный образ птицы, приступают к его изображению (Л).
Как происходит рождение образа в сознании ребёнка (Л)? Вначале он бывает только словесный: спонтанный или ранее
продуманный (К). В ходе рассуждений он обрастает конкретными подробностями, деталями, наглядными дополнительными представлениями. Его появление может породить воображение одного ребенка или нескольких (коллективно смоделированный образ — образ, созданный классом). Результат рождения образа на уроке в любом случае зависит от конкретно поставленной цели учителем, развитии потенциала ее реализовать (Л), способности воплощения задуманного учениками, используя свой опыт и знания (П).
Последний, завершающий этап этого урока — рефлексия (Р). Ребята анализируют свои творческие работы, описывают
ситуации затруднения: где было не просто справиться, на каком этапе пришлось совершить волевые усилия (не все любят, например, тщательно «дорабатывать», прописывать мелкие детали) (Р) — представляют классу готовую картину. После этого художественного «исследования» работы можно разместить на доске для того, чтобы каждый смог тщательно рассмотреть их, полюбоваться понравившейся. «Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока «ситуацию уподобления», т. е. атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания» (Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя.М.: Просвещение. 1987. С. 127).
Вариантов факультативного занятия в первом классе на тему «Звериное семейство» может быть множество. Мы приведем пример из нашего учебно-методического опыта, взяв на вооружение образ дикого животного — волка. Как представляется, его можно изобразить с разными характерами и настроением (К). Один может быть коварным, готовым броситься на беззащитную овечку, другой волк — воющий на луну, грустный и одинокий. Эти наблюдения над образами ребята могут оформить в рассказы (П), как вариант. После этого учитель берет в руки кисть и просит класс помочь ему поэтапно нарисовать зверя (Р), подробно объяснить пропорциональную разницу туловища, головы, хвоста, ног, а потом — изобразить животное (К). На этом уроке мы с детьми пытаемся представить себя на месте волка, войти, как актёры в роль. И только потом, когда каждый выбирает для себя близкий образ (Л), все начинают работать (П).
Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида педагогического творчества на занятиях изобразительного искусства. Способ вовлечения учеников в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны: сказочные повествования, погружения ребёнка в ситуацию актёра, зрителя или в ситуацию собеседника, придает урокам динамичность, интригующую загадочность.
Тот, кто справился с изображением главного героя этого урока раньше всех, начинает свой рассказ или сказку про своего волка (П). Постепенно на доске появляются всё новые творческие работы. Ученики в них находят для себя что-то новое, подчёркивают это, делятся своими открытиями (К).
После творческого процесса перед глазами предстаёт стая волков, где каждый не похож на другого, как и в естественной природе, но каждый — часть единого целого, часть живого механизма — природы. С этим приходит осознание того, что надо учиться принимать всех животных такими, какие они есть (Л), беречь их. Этот органичный вывод назревает как естественное знание, истина, как безусловная очевидность, с которой трудно спорить, которую совсем не требуется отрицать или доказывать.
Так завершается ещё одна тема, связанная с изображением живой природы. «Природа — всемогущественный художник. Ей подвластны различные стихии. Она способна мгновенно изменить окружающую нас действительность. Художник — ученик у природы, который наблюдает за её проявлениями, учится творчеству» (Копцева Т.А. Природа и художник: М. Интерпракс. 1994).
Таким образом, созерцание картин природы, пейзажей, объектов реального мира, есть необходимая составляющая каждого занятия. Исходя из положения, что духовность есть продукт взаимодействия природы и социума, можно считать, что эстетическое воспитание средствами природы во взаимодействии со средствами искусства повышает уровень духовности на разных этапах развития человека.
Программа факультатива разработана на основе требований к результатам освоения Образовательной программы и про-
граммы формирования УУД. На примере нескольких занятий показано, какие личностные результаты и универсальные учебные действия могут достигаться при изучении конкретных тем, входящих в эту программу.
Список литературы
1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.— М.— Просвещение.— 1986.
2. Гольдштейн Л.В. Содержание занятий в студии изобразительного искусства: Методические рекомендации.— Пермь —
1987.
3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников.— М.: Просвещение, 1980.
4. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: В помощь учителю.— М.— АО «СТОЛЕТИЕ».— 1998.
5. Компаниева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада.— М.— Просвещение.— 1985.
6. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.— М.— Просвещение.— 1985.
7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: Учеб. пособие для студентов пед. институтов.— М.— Просвещение.— 1987.
8. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для уч-ся по спец. № 2002 и № 2010. 2-у изд., перераб.— М.— Просвещение.— 1984.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя.— М.— Просвещение.— 1987.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.— Радяньска школа.— 1985.
11. Полуянов Ю.А. Дети рисуют (педагогический всеобуч родителей). Педагогика — родителям.— М.— Педагогика.— 1988.
12. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд».— М.— Просвещение, 1982.
13. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада.— М. –Просвещение.— 1992.
14. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для уч-ся по спец. № 2003 «Преподавание черчения и изобразит. Искусства».—М.— Просвещение.— 1985.
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Художественное слово - основа изобразительной деятельности
Конструирование заданий для изучения орфограммы безударная гласная в корне слова