Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятия в подготовительной группе к 9 мая. Фронтовые песни и их история создания

Занятия в рамках музыкального проекта «Фронтовые песни и история их создания»
Для воспитанников подготовительной к школе группе «Колокольчик"
Музыкальный руководитель: Ребята, песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.
Конечно, всех военных песен мне в этом посте не охватить, но я напишу про наиболее известные и любимые лично мной песни. Многие из них я знаю с детства, они пелись в моей семье, мы исполняли их в хоре, слышали по радио и телевидению. Я очень люблю сама петь военные песни и знаю их множество. Напевные, лиричные, мелодичные - они сопровождают меня по жизни и с удовольствием вспоминаются по разным поводам. Удивительно, но эти песни можно до сих пор спокойно петь всем вместе, вне зависимости от состава компании – слова и мелодия знакомы каждому.
Занятие №1
Звучит фрагмент песни "Священная война", сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А.В. Александров, 1941г.
Ведущий: Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны "Священная война"- своеобразный гимн-плач народа, ввязанного в войну и вынужденного защищать свою Родину от врага, была написана в самом начале войны.

Ведущий: 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Известно, что наброски стихотворения были ещё до войны как впечатление от просмотра кинохроники бомбардировок городов Испании и столицы Польши. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Но окончательно стих сформировался буквально в день нападения Германии на СССР.

Стихотворение прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни, а на следующий день объявил на репетиции о том, что в репертуар вводится новая песня: "Священная война".

Звучит фрагмент песни "В землянке", сл. А. Сурков, муз. К. Листов, 1942г.
Бьётся в тихой печурке огонь на поленьях смола как слеза…


Ведущий: Из самых первых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней. Сурков вспоминает: "Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…" После этого, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. "Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришёл в нашу фронтовую редакцию и стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". "Что-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет." Через неделю Константин Листов исполнял эту песню , оставив свои нотные записи. Песня была напечатана 25 марта 1942 года. До сих пор мы с удовольствием исполняем эту проникновенную композицию.

Звучит песня "Синий платочек" сл. Я. Галицкий, М. Максимов, муз. Е. Петербурский, 1940 – 1942гг.
Ведущий: Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды.
В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. На одном из них побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петербургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта Галицкий подошёл к композитору и предложил сделать из композиции песню. Идея понравилась и вскоре появилась песня "Синий платочек", которую первым исполнил солист оркестра Станислав Ландау, после чего она вошла в репертуар.
Песня была довоенная, мирная, её пели многие исполнители. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернётся и принесёт с собой мир.

Но самая известная версия - это исполнение песни Клавдией Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта "Синего платочка" – 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты "В решающий бой!" 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Его стихи заканчивались словами: "Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих". Конечно, пулемётчики, за слова в песне "Строчит пулемётчик за синий платочек", считали, что песня написанная про них. Они даже прикрепляли к гашетке пулёмета фотокарточки своих девушек, жен и называли свои пулемёты ласково именами возлюбленных: "моя Анечка", "сейчас Клава ударит" и т.д.Песня"Синий платочек" стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара.
Занятие №2
Звучит песня "Смуглянка", сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова, 1940 – 1942г.
Раскудрявый клён зелёный, лист резной, здесь у клёна мы расстанемся с тобой…
Рассказ ведущего:
В 1940 году по просьбе руководства для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил её в репертуар Ансамбля После войны песня "Смуглянка" в разных обработках входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году её песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме Леонида Быкова (между прочим, воевавшего актёра и режиссера) "В бой идут одни старики".

Звучит фрагмент песни "Тёмная ночь", сл. В. Агатова, муз. Н.В. Богословского, 1943г.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою: знаю, встретишь с любовью меня...

Ведущий: История создания всенародно любимой песни "Тёмная ночь" очень интересна. В 1942 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Тёмная ночь".

Случайный вальс
Звучит "Случайный вальс", сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина, 1943г.
Я как будто бы снова возле дома родного...

Каждая фронтовая песня имеет свою интересную и часто, захватывающую, историю. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский "как бы с натуры" написал стихотворение "Танцы до утра", в котором есть строки:
"Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…"
В своих воспоминаниях поэт делился, что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры. И отмечал, что в название стихотворения он поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивались в клубе, когда воинские колонны останавливались на ночёвку в селе или маленьком прифронтовом городке. В 1942 году, встретившись с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский зачитывает ему стихотворение и предлагает из него сделать песню, но в те времена песня так и не родилась. И вот, годом позже, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня всё-таки появляется на свет. Михаил Фрадкин играет её везде, на всех станциях и полустанках бойцам, и вскоре песня обгоняет своих создателей и начинает жить своей жизнью. название "Офицерский вальс": офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться "Случайный вальс", а "погоны" превратились в "ладони".
Занятие№3
Звучит фрагмент песни "Огонёк", сл. М. Исаковского, муз. народная, 1943 – 1947г.
И пока за туманами видеть мог паренёк, на окошке на девичьем всё горел огонёк...
Ведущий: 19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер, А. Митюшин. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Песню "Огонёк" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые "Огонёк" с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонёк". Это было в тяжёлую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные. Вражеские самолёты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет! Песня ещё одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".
Примечательно, что в Японии "Огонёк" наряду с "Катюшей" является самой популярной русской хоровой песней.

Звучит песня "Дороги", сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков, 1945г.
Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян...
Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Режиссёр Сергей Юткевич предложил авторам песни выбрать для себя тему для будущего хита. Казалось, что о войне написано и спето всё, поэтому поэт и композитор выбрали нейтральную тему "Под стук колёс", о том, как солдаты едут на войну. Получилась песня-исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу. Поэт Лев Ошанин говорил так: "Дороги" родились, когда мы лежали в поле, настигнутые бомбёжкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. "Дороги" родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…
Первым исполнителем "Дорог" стал солист ансамбля Иван Шмелёв. Затем её подхватили другие солисты и ансамбли.

Песня "День Победы", сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов, 1975г.
Этот день мы приближали как могли...
Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях, наверное, был бы неполным. Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи "Голубой огонёк" в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире.

в ноябре 1975 года на концерте Лев Лещенко исполнил "День Победы" в прямом эфире. После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен.

К слову, "День Победы" давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира
Конечно, это не все любимые песни. Есть порядка 2-х десятков песен, которые написаны до, во время войны и после.

Ведущий: Дорогие ребята, гости! Поздравляем всех с праздником – Днём 75 – летия Великой Победы великого народа!Дети и взрослые поют песню "День Победы!"

Рекомендуем посмотреть:

Занятие в подготовительной группе к 9 мая - День Победы. Город Усолье-Сибирское в годы Великой Отече Конспект занятия в старшей группе. Подвиг водителей в годы Великой Отечественной войны О городах-героях Великой Отечественной войны для старших дошкольников. Презентация Беседа для старших дошкольников «Война – не место для детей!»

Похожие статьи:

Беседа «Битва под Москвой» для старших дошкольников

Сценарий спортивного праздника совместно с родителями в детском саду
Опубликовано: 723 дня назад (1 июня 2020)
Просмотров: 849
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Силкина # 1 июня 2020 в 09:08 0
Уважаемые коллеги, педагоги, поздравляю всех с 75 -летием со дня Победы ВОВ!Предлагаю музыкальный проект "ФРОНТОВЫЕ ПЕСНИ И ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ"на данную тему: песни, с которыми мы победили.Проект предназначен для детей подготовительной к школе группы с подробным рассказом истории создания песен и их прослушиванием. В целях регламента времени, подразумеваю разбить проект на несколько занятий, использовать презентацию, фото и осуществить его.