Конспект НОД детей в подготовительной группе по восприятию и слушанию классической музыки Р. Шумана на тему «Смелый наездник»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое
(художественное), познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие
Цель: Знакомить детей с творчеством Роберта Шумана «Детский альбом», его произведением «Смелый наездник»
Задачи:
1.
образовательные
- Знакомить и приобщать детей к образцам классической музыки, расширять знания о ней.
- Развивать умение отмечать в музыке сильную долю на слух.
- Закрепить понятие лада в музыке: мажор –минор;
- Закрепить знание подвижного темпа в музыке
(аллегро) в сравнении от медленного
(адажио, ленто);
- Закрепить знания о размере
(три восьмых - трёхдольность), знакомство с более мелкими длительностями - восьмая;
2.
Развивающие:
- Закрепить умение воспринимать и узнавать произведение на слух,
- развивать память, воображение.
- Укреплять физическое развитие детей в подвижной игре
3.
Речевые:
- обогатить словарь терминами: стаккато
(отрывисто), аллегро
(быстрый темп), длительности: восьмая, четверть, мажор, минор.
4.
Воспитательные:воспитывать через восприятие классической музыки нравственные и эстетические чувства дошкольников.
Демонстрационный материал:
- иллюстрация наездника - изображение взрослого на лошади и ребёнка на лошадке
- Раздаточный материал: музыкальные инструменты, бутафорские лошадки для игры, материалы для продуктивной деятельности
( карандаши, листы бумаги)
- Методические приёмы: показ иллюстраций, рассказ о действии в музыке, о музыке - как образе художника, игра на инструменте
(исполнение пьесы педагогом), показ игры педагогом на музыкальном шумовом инструменте, слушание пьесы в исполнении оркестра, анализ занятия, подведение итогов
(выставка рисунков)
Ход НОД
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством композитора Роберта Шумана.
Напоминаю, что Р. Шуман писал много музыки для детей. Также, как и композитор Пётр Чайковский, Роберт Шуман в своём альбоме написал пьесы для детей с различными названиями, поэтому тоже назвал его «Детский альбом».
Каждая пьеса – картинка, которую рисует музыка на какой – либо сюжет. Например, все вы скоро отметите праздник Новый год. Так вот в «Детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Дед мороз». Музыка пьесы грозная, строгая, громкая, зловещая. Она очень хорошо изображает образ зимней стужи, мороза
(исп. фрагмент). Музыка громкая звучит в низком регистре
(рассказать о регистрах: высокий, средний, низкий)
Музыкальный руководитель: А сегодня мы знакомимся с произведением Роберта Шумана «Смелый наездник»…
Музыка звучит в быстром темпе, состоит пьеса из трёх частей. Крайние части звучат одинаково в миноре
(напоминаю и закрепляю название ладов).
Минор – означает грустное настроение в музыке. Вот послушайте…
(исп. фрагмент первой части пьесы).
Музыкальный руководитель: Ребята, я вам рассказывала, что музыка состоит из разных длительностей, в каждом произведении свой размер. Музыка «Смелого наездника» состоит в основном из мелких длительностей – они называются восьмыми
(показываю изображение на ватмане), они звучат короче, чем четверти и остальные длительности
(напоминаю звучание четвертей в пьесе «Утреннее размышление»)
Музыка рисует образ смелого наездника, который скачет на лошади и преодолевает много препятствий на своём пути… Поэтому музыка решительная, энергичная, звучит не плавно, а скачкообразно, отрывисто. В музыке это обозначается термином «стаккато» т. е. отрывисто.
(исп. мелодию) Мелодия поддерживает сопровождение. Аккорды в низком регистре ещё раз подчёркивают неумолимый, строгий и решительный характер в музыке.
Затем характер музыки меняется, наступает средняя часть, которая звучит в мажоре
(светлый тон в музыке). Мелодия звучит в низком регистре, это её придаёт уверенности в выборе решения. Звучание становится бархатным, сочным
(исполняю среднюю часть пьесы)…
Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас я вам исполню всё произведение целиком, а вы внимательно послушайте его… В конце произведения расскажите о образе, который вы увидели…
(исп. пьесу целиком) Рассказы детей…
А сейчас послушайте «Смелый наездник» в исполнении симфонического оркестра. Какие инструменты звучат?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете можно ли поиграть в игру «Смелый наездник»?
(ответы детей)
Сейчас я вам дам макеты лошадей, а вы покажите, как можно поиграть в эту игру
Исполняется
подвижная игра «Кто быстрее»
Дети скачут на лошадях – атрибутах на фоне пьесы «Смелый наездник»
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! А теперь ребята, мы с вами исполним пьесу «Смелый наездник» на музыкальных инструментах
Дети берут шумовые музыкальные инструменты
(по выбору).
Исполняется пьеса «Смелый наездник».
Играют на инструментах вместе с музыкальным руководителем
Дети выделяют первую ноту
(сильная доля) каждого такта
Музыкальный руководитель: А теперь наше занятие подходит к концу.
Вам понравилось занятие?
(ответы детей) Вижу вам понравилось…
В конце нашего знакомства с музыкой я попрошу вас нарисовать то, что вам запомнилось и понравилось на занятии
(дети рисуют картинки с изображением лошадей, наездников. т.д.)
Список музыкальной литературы
1. Р. Шуман «Детский альбом» стр.23
2. П. Чайковский «Детский альбом»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы