Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста – «Жаворонок» П. И. Чайковского
Автор: Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика Карелия
Описание: Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательной средней школы
Цель: Расширение знаний детей о музыке П.И Чайковского,обогащение знаний о поведении птиц весной.
Задачи:
-Расширять и уточнять представления о трёхчастной форме произведений П.И. Чайковского
-Развивать память, внимание, логику, мышление;
на основе собственного опыта выделять главное, сравнивать, делать выводы.
-Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Атрибуты:
На стенде портрет композитора П. И. Чайковского, иллюстрация произведения «Жаворонок», иллюстрация весеннего леса с изображением жаворонка, карточки составных частей этого произведения (3-х частная форма) - 2 карточки оранжевого цвета и 1 карточка синего цвета. Видеозапись «Песня жаворонка» -Образовательный канал для слушания детьми дошкольного возраста (подготовительная группа)
Ход:
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, пожалуйста, на стенд, как зовут этого композитора?
Дети отвечают:Пётр Ильич Чайковский
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского , который называется «Жаворонок»
Музыкальный руководитель:
Скажите, пожалуйста, что вы знаете о жаворонках, кто это такие?
Дети отвечают - Птицы.
Музыкальный руководитель:
А когда они прилетают к нам?
Дети: Весной
Музыкальный руководитель:
А как вы думаете, почему птицы поют весной?
Дети отвечают: Радуются весне, радуются теплу, солнышку...
Музыкальный руководитель:
А вот и нет! Весенняя песня для птиц - очень важное и серьёзное дело.
И поют, между прочим, только самцы.
Возвратится маленький певун домой весной и немедленно во весь голос заявляет: «Я прилетел! Это мой участок, моя территория! Тут я буду жить, охотиться и растить птенцов». Своей песней птица устанавливает границу своей территории, она невидимая. Зато слышимая.
Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)
https://youtu.be/P89vST0S9-U
Музыкальный руководитель включает первую часть пьесы «Жаворонок». Затем останавливает запись.
Скажите, какая песня сейчас звучала по характеру?
Дети отвечают: Звонкая, радостная, весёлая.
Музыкальный руководитель:
Давайте послушаем дальше, как птичка будет петь.
(Включает вторую часть пьесы, затем останавливает по окончании второй части) .
Музыкальный руководитель:
А сейчас как пел жаворонок, что-нибудь изменилось в характере его песни?
Дети отвечают: Песня стала грустная, печальная.
Музыкальный руководитель:
Как вы думаете, почему жаворонок загрустил?
Дети предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель добавляет:
А может быть, перестало светить солнышко или к нему ещё не прилетела будущая мама его птенцов, а он ведь так старался петь...
Давайте послушаем последнюю часть песни жаворонка
.(включает третью часть произведения)
Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать об этой песне жаворонка?
Дети отвечают: Песня стала опять радостная, весёлая, уверенная.
Музыкальный руководитель:
А сейчас про что пел жаворонок?
Дети предлагают свои варианты ответа.
Музыкальный руководитель добавляет: « Наверное он увидел ,как к нему летит его самочка - подружка, он очень обрадовался и запел очень пронзительно и нежно. «Я здесь, я очень рад! Лети ко мне!!»
Музыкальный руководитель указывает на первую карточку оранжевого цвета:
А сейчас давайте ещё раз вспомним, какая по характеру была песня в первой части произведения П.И. Чайковского?
Дети отвечают: Радостная, весёлая
Музыкальный руководитель: (показывает на вторую карточку синего цвета):
А какая стала по характеру вторая часть музыки ?
Дети: Грустная, печальная…
Музыкальный руководитель (указывает на третью карточку оранжевого цвета): И в заключительной части музыки какая опять стала песня жаворонка?
Дети: Радостная, весёлая, нежная…
Музыкальный руководитель:
А сколько грустных песенок спел жаворонок?
Дети: Одну
Музыкальный руководитель:
А сколько спел радостных песенок
Дети: Две
Музыкальный руководитель:
Скажите, пожалуйста, сколько частей получилось в произведении П.И. Чайковского «Песня жаворонка»?
Дети: Три
Музыкальный руководитель:
Понравился ли вам рассказ о жаворонке? А его песня?
Дети отвечают
Музыкальный руководитель:
Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались, старательно думали, отвечали на вопросы и сами много нового узнали про жаворонков весной.
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
(Ученики 2 Б класса школы №16 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жигулёвска)а
Литература:
«Музыкальные занятия в детском саду» З.Н. Бугаева
Издательство АСТ; Сталкер, Москва 2005 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы