Конспект занятия НОД пьесы «Вальс» для подготовительной к школе группы по восприятию и слушанию музыки из цикла пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского
Автор: Силкина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
Описание работы: данное занятие может быть использовано музыкальными руководителями, воспитателями ДОО для детей старшего дошкольного возраста, а также педагогами музыки начальных классов общеобразовательной школы.
Образовательные области: художественно-эстетическое (инструментальное творчество, художественное творчество), познавательное, физическое развитие.
Цель: развивать культуру восприятия и понимания классических образцов музыки
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с музыкой вальса
- закрепить понятие лада в музыке (мажор–минор)
- развивать умение исполнять пьесу на шумовых музыкальных инструментах
- развивать умение различать и сравнивать музыкальную пьесу в разном инструментальном исполнении (фортепиано-симфонический оркестр)
2. Развивающие: развивать умение понимать трёхдольный размер в музыке
3. Речевые: обогащать словарный состав речи словами: умеренный темп (модерато), три четверти, сильная доля, мажор-минор
4. Воспитательные: развивать эстетику, культуру восприятия классической музыки в целом
Демонстрационный материал:
- иллюстрация картинки вальса - изображение танцующих
Раздаточный материал: музыкальные инструменты, материалы для продуктивной деятельности( карандаши, листы бумаги)
Методические приёмы: показ иллюстрации, рассказ о действии танца и танцевальных двигательных движений в музыке, игра на инструменте (исполнение пьесы педагогом), показ игры педагогом на музыкальном шумовом инструменте, слушание пьесы в исполнении симфонического оркестра, анализ занятия, подведение итогов (выставка рисунков)
Ход НОД
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Вы знаете, музыка держится и стоит на трёх больших китах. Китами в музыке называют три главных жанра. Это марш, песня и танец. С маршем и песней мы с вами уже знакомились. А вот сегодня мы с вами будем беседовать о танцевальной музыке и познакомимся с танцем в музыке - Вальс. Мы послушаем прекрасную пьесу замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского «Вальс»
(играю)
Первая часть пьесы очень светлая, радостная - она написана в мажорном ладе. Темп - умеренный, спокойный, в музыке называется он «модерато». Представьте, что танец вальс танцуют в начале только девочки ил дамы. Они делают шаги, приседания, кружатся, т.е. танцуют под вальс. Музыка разделяется на три доли. В музыке такой размер называется три четверти
(делаю три хлопка руками, затем отмечаю сильную долю бубном, «два», «три»- говорю словесно) Очень важно понимать и слышать в музыке начало первой сильной доли.
(предлагаю детям подчеркнуть хлопками первую долю в музыке, играя пьесу второй раз…)
Музыкальный руководитель: молодцы ребята, справились с заданием!
Средняя часть музыки посвящается танцу мальчиков или кавалеров, так их называли в то давнее время. Написана эта часть пьесы в ладу- МИНОР. Это ёщё раз подчёркивает строгость и решительность танцующих мальчиков. Послушайте как музыка рисует их героический характер
(играю отдельно аккорды, партию левой руки…) Затем играю только вторую часть пьесы…
Музыкальный руководитель: вскоре грустное настроение в музыке меняется на радость и возвращается светлое, безоблачное настроение музыки: возвращается светлый лад: МАЖОР. Танец вальс заканчивается парным танцем мальчиков и девочек.
Послушайте весь ВАЛЬС целиком. А теперь, давайте сыграем пьесу вместе.
Дети разбирают шумовые музыкальные инструменты и вместе с педагогом исполняют пьесу.
Музыкальный руководитель: молодцы ребята! А теперь послушайте это музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра.
Дети слушают в аудиозаписи пьесу ВАЛЬС в исполнении симфонического оркестра.
Музыкальный руководитель: дети, в чём отличие услышанного вами последнего исполнения пьесы?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: верно, ребята. Темп в исполнении оркестра спокойнее, пьеса звучит более торжественно, важно, и исполняют мелодию различные группы музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель: ребята, а вы хотите танцевать вальс
(ответ детей)
Дети свободно двигаются, танцуют под музыку вальса (физминутка)
Итог
Ребята, скажите, что вам понравилось и запомнилось на этом занятии?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Мне очень приятно, что вам так понравилось наше занятие. А сейчас я вам предлагаю пойти в группу и нарисовать рисунки на эту тему. Сделать выставку и отметить лучшие работы.
Список литературы:
Сборник пьес для детей П. И. Чайковский «Детский альбом».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы